Рефераты. Философия в контексте культуры

К размышлению. Н. Бор (который был не только выдающимся физиком, но и прекрасным философом) как-то сказал, что великая истина – такая истина, противоположность которой тоже великая истина. Это очень глубокая мысль, особенно важная в отношении философских истин.

Исторический опыт свидетельствует, что в процессе развития философии постановка «вечных» проблем изменяется, понимание их углубляется, и нередко истины, казавшиеся альтернативными и несовместимыми, впоследствии сочетаются и взаимно дополняют друг друга.

Как же ответить на вопрос о том, каково соотношение между философией и наукой? В принципе возможны четыре различных ответа: а – философия включает в себя науку; б – философия входит в состав науки; в-философия и наука – это разные области знания; г – философия и наука – это различные, но частично совпадающие, пересекающиеся области знания.

Решение «а» отражает ситуацию, сложившую в античности, когда все науки считались ветвями философии. Такой взгляд, однако, отражал лишь начальный этап развития философии и в последующей ее истории был пересмотрен. Решение «б» соответствует традиционному представлению об общности философии и науки. Согласно этому представлению, паука вышла за рамки философии, но философия сохранила за собою статус науки и стала одной из ее областей. Однако из сказанного выше вытекает, что при наличии определенного сходства между философским и научным знанием философия все же представляет собою особую форму знаний, которую нельзя безоговорочно подводить под понятие науки. Решение «в» в противоположность предыдущему игнорирует общность философского и научного знания и не учитывает реальных связей между ними.

Наиболее отвечающим действительному положению дел является решение «г». Оно предполагает, что философское знание отличается от научного, но в то же время сохраняет связь с последним. Эта связь проявляется как в традиции строить философские учения в «науко-подобных» теоретических формах, так и том, что имеются проблемы, общие для философии и науки (например, философские проблемы физики, биологии, психологии), решение которых ведет к получению научно-философского знания. Вместе с тем значительная часть философского знания не носит научного характера и не входит в состав науки, не получает теоретического оформления и излагается в виде рассказов, притчей, собраний афоризмов и свободных рассуждений («эссе», «дискурс»).

2. Философия и искусство


Отличие философии от искусства заключается в том, что философия есть область теоретического, а искусство – художественного мышления. Философ мыслит абстракциями, поэт – художественными образами. Первый доказывает и объясняет, второй показывает и описывает. В искусстве главное – эмоциональный контакт автора с читателем, слушателем, зрителем. Художественный образ воздействует прежде всего на их чувства и через это воздействие побуждает их к размышлению (да и то не всегда). В философии же автор прямо и непосредственно обращается к разуму читателя или слушателя, стремясь увлечь его за собой главным образом с помощью логики, а эмоциональные средства могут играть при этом лишь вспомогательную роль.

Однако между философией и искусством есть много общего. Как в философии, так и в искусстве главный предмет внимания – человек, его духовный мир, его восприятие и понимание явлений действительности. И философ и художник защищают и обосновывают определенные человеческие ценности и идеалы (один – преимущественно с помощью логической аргументации, другой – преимущественно эмоционально-эстетическими средствами); окружающая человека действительность осмысливается и оценивается ими в свете этих ценностей и идеалов. Они стремятся донести до других свое видение мира, сделать доступными и понятными для других свои духовные прозрения и прорывы в неведомое.

Как поймет человек то, что хочет выразить в своем произведении композитор или поэт, какой отклик вызовет оно в его душе – это зависит не только от автора, но и от данного человека. Каждый может истолковывать улыбку леонардовской Джоконды по-своему. Точно так же и понимание философских идей оказывается неоднозначным. Трактовка смысла и значения философских произведений, как и творений искусства, меняется в зависимости от культурно-исторических условий, происходящих в обществе процессов, социального положения человека, его индивидуальных особенностей.

Подобно шедеврам искусства, труды великих философов не стареют. В каждую эпоху в них обнаруживается что-то ранее недооцененное, непонятое и не истолкованное, в результате чего они приобретают новый смысл и актуальность. Поэтому они всегда остаются современными.

В философии, как и в искусстве (в отличие от науки), изучение книг и учебников, кратко суммирующих все, что сделано предшественниками, не может заменить непосредственного знакомства с их творчеством. Можно изучить эйнштейновскую теорию относительности по учебнику, ни разу не заглянув в работы самого Эйнштейна. Но нельзя разобраться в марксизме, не читая Маркса. Для овладения философией самостоятельное чтение классических философских произведений столь же необходимо, как необходимо собственными глазами видеть, скажем, картины Левитана или Сальвадора Дали, чтобы в полной мере понять и оценить их. Никакие описания и объяснения здесь не могут заменить подлинника.

Из разнообразных видов искусства ближе всего к философии литература и поэзия. Не случайно многие из крупнейших деятелей человеческой культуры были одновременно и видными философами и прекрасными писателями (Цицерон, Вольтер, Руссо, Гете, Радищев, Л. Толстой и др.).

Нередко литературно-художественное произведение, написанное в форме поэмы или романа, несет в себе глубокое философское содержание (хотя далеко не всякие философские идеи могут быть выражены в такой форме). Подобного рода произведения трудно однозначно отнести либо к искусству, либо к философии.

В мировой художественной литературе имеется множество произведений, в которых ставятся и обсуждаются серьезнейшие философские вопросы: «Божественная комедия» Данте, «Рубайята» Омара Хайяма, «Фауст» Гете, романы Достоевского «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы», Т. Манна «Доктор Фаустус» и «Иосиф и его братья», О. Хаксли «Желтый Кром» и «О, дивный новый мир», Г. Гессе «Игра в бисер», В. Тендрякова «Покушение на миражи» и пр.

Иногда в художественных произведениях встречаются вставки, в которых автор, переходя с художественно-образного языка на язык философской теории, в систематической форме излагает свой философскую концепцию по какой-либо проблеме. Так, Л. Толстой в эпилоге «Войны и мира» помещает настоящий философский трактат о свободе и необходимости в истории, а Т. Манн в свою «Волшебную гору» включает философское исследование проблемы времени.

Наоборот, некоторые философы прибегают к литературно-художественным жанрам для выражения и популяризации философских концепций. Это делали, например, крупнейшие представители современной философии экзистенциализма Ж.-П. Сартр (1905–1980), написавший роман «Тошнота», и А. Камю (1913–1960), автор повестей «Посторонний», «Падение» и др. Существуют и произведения, которые можно отнести к художественно-философской прозе («философские эссе»). В таком стиле писали русские мыслители П. Чаадаев (1794–1856) и В. Розанов (1856–1919), датский философ С. Кьеркегор (1813–1855), немецкий философ Ф. Ницше (1844–1900) и др. Блестящим примером этого жанра является знаменитая «Исповедь» Л. Толстого.

Следует заметить, что все сколько-нибудь крупные философы даже в самых строгих философско-теоретических трудах не пренебрегали возможностями художественно-образного выражения мысли.

Таким образом, философия и искусство, будучи разными формами духовного творчества, тем не менее частично пересекаются друг с другом. Соотношение их аналогично соотношению философии и науки.

3. Философия и религия


В религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни. Религиозные представления, как известно, выражаются в учении о Боге, о божественном творении мира, о бессмертии души, о божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. Эти фундаментальные религиозные идеи по своему характеру сходны с философскими. Но они в рамках религии не обосновываются, а принимаются на основе веры и не подлежат никакой критике. Философия же стремится аргументировать все свои утверждения. С помощью логических рассуждений она развивает теоретические системы идей и при этом постоянно подвергает критике свои собственные выводы. Религия авторитарна, она навязывает человеческому разуму определенные «сверхразумные» догматы. Философия автономна, в ней разум не подчиняется никакому давлению и все решения принимает сам.

Однако религия тесно сближается с философией, как только ставится задача доказательства бытия Божия, рационального обоснования религиозных догматов. Постановка такой задачи ведет к образованию особого философского направления – религиозной философии (теологии, теоретического богословия). Решение этой задачи есть уже дело не религии самой по себе, а религиозной философии, строящей теоретическую систему оснований, на которые опирается религиозное учение. Следовательно, верующий обращается к философии, когда старается обосновать свою веру. Но религиозное учение от этого не превращается в философское: философским оказывается не оно само, а его обоснование.

Таким образом, философия и религия могут вступать в контакт. Существуют различные религиозно-философские доктрины, в которых религиозное содержание подкрепляется философской аргументацией. Но, разумеется, существует И множество философских учений, несовместимых с религией. Философы могут быть как верующими, так и атеистами. Соотношение философии и религии похоже на соотношение ее с наукой и искусством.

К размышлению. Философское мышление должно быть свободно от догм, оно предполагает беспощадный критический анализ всех, даже самых, казалось бы, очевидных утверждений, тогда как любая религия содержит догматы, всякое сомнение в которых осуждается ею как грех. Значит ли это, что верующий, становясь на путь философского мышления, отступает от религии? Значит ли это, что философ, если он с самого начала исходит из религиозных убеждений и не сомневается в своей вере, ограничивает свободу философского мышления?

4. Философия – особая форма культуры


Философия есть сложный и изменчивый культурный феномен, который не укладывается в какую-то раз и навсегда данную рубрику. Она может сближаться с наукой, искусством, религией и даже принимать их облик. У нее есть много общего с ними. Границы, отделяющие ее от них, не являются жестко определенными. Но ее нельзя подвести ни под понятие науки, ни под понятие искусства или религии. Это особая форма культуры, относительно самостоятельная область духовной деятельности, отличающейся от всех других ее областей.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.