Общие особенности ф-фии Возрождения.
XV-XVI вв. – исторические границы данного периода. Родина этой ф-фии Италия, Нидерланды и др. страны Запада. Ф. Возрождения есть попытка возродить Греческую ф. И науку как основу светской культуры, в особенности внимание уделяется ф. Аристотеля. Т.к. он систематизировал все науки, заложил основы многим наукам, таким, которые актуальны в наше время (например, экономика и политика). Причины появления ф. Возрождения – к концу XV в. в Европе накопились значительные недостатки эпохи средневековья. (груз антисоциальности, груз плебейства), которые и становятся препятствием для развития общества. Появилась масса людей ограниченных как в материальном благополучии, так и людей социально пассивных, лишенных человеческого достоинства, и в тоже время в обществе возникли предпосылки перехода к новым формам цивилизации. Данные тенденции развития общества были восприняты передовыми слоями интеллигенции, которые сформулировали историческую задачу всестороннего развития человека, личности как таковой. Основные идеи: новые идеи вытекают из новой ф - кой. антологии (учение о бытии, о мире и его структуре). В учении о мире происходит коренной переворот. Если в средневековой ф. центром или основой действительности является божественная сущность, то ф. Возрождения центром действительности определяет реально живущего конкретного человека. Сколько, людей столько и центров мира, хотя божественная сущность не отвергается, но выводится за пределы реальной действительности, становится над действительностью, т.е. идея теоцентризма заменяется идей антропоцентризма. Главным объектом всех наук становится человек. Красота и творчество, прежде всего, связываются с человеком. Сама действительность представляется дискретным, бесконечным началом, т.к. основой действительности является каждый человек, который определяется понятием дискретного минимума, т.е. это основная точка дискретности действительности. Общее, которое вырабатывается всеми людьми, есть максимум. Максимум есть единство действительности (Н. Кузанский "Теория максимума и минимума – теория отражающая все во всем ”). Т.о. ф. Возрождения по сути дела субъективный идеализм, где центр тяжести ф-ого анализа переносится на субъективное начало реальных людей. Вера в бога смещается в веру в человека, в веру в светское образование. Человек определяется как безграничное существо в своем совершенстве. Эта ф. определяется понятием гуманизма, т.е. направленная на человека и поэтому эта ф. стремилась выразиться в формах, доступных самым широким слоям населения. Ф. Возрождения выразилась в необычных формах, недостаточно разнообразных, как никакая другая ф. –Литературно-художественная ф-кая форма Данте “Классическая божественная комедия”. Боккаччо “ДеКамерон” идея полноты земной и человеческой жизни раскрывается в глубинный мир человеческих чувств. – Форма живописных полотен, глубинная основа внутреннего человеческого мира (Леонардо Да Винчи “Сикстинская Мадонна”). – Философские идеологии, например Петрарка “Моя тайна”. Этика, внутренняя человеческая этика раскрывается. – Философская эссе (Монтень “Опыты” – отражается ф. повседневной жизни. Человек творец своего счастья). Существует и традиционная ф-кая форма ф.: - теоретические ф-кие произведения. Н. Кузанский. - форма ф-ого естествознания. Когда ф. выражается в произведениях естествоиспытателей (Галилей, Кеплер, Дж. Бруно и др.). Значение этих произведений: происходит обоснование необходимости разработки общенаучных методов познания, таких как теория опыта, теория эксперимента. Математика вновь объявилась царящей наук. Математика должна была объединить все естествознание в одну систему. Вершиной натур ф. была ф-фия Дж. Бруно. Он обосновал следующие ф-кие положения. 1)Мир является бесконечным в его физической реальности. 2) Динамичность является всеобщей закономерностью действительности. В тоже время у материального мира существуют первопричины, т.е. формы, в которых выражено понятие проматерии. Т.е. существует связующее начало всех материальных явлений. 3) Мир и его единство в тоже время обусловлены тем, что внутри этого мира существует всеобщий разум, т.е. Дж. Бруно пытается заменить идею бога идеей всеобщего разума. Следовательно, конфликт с христианством. Ф. должна исходить не из библии, а из обоснованных факторов и научных данных. 4) Мир связан, истина связана с человеческим разумом с доказательностью. 5) Значение религии определяется двояким образом. С одной стороны религия в целом не отвергается и не отвергается в целом идея бога, только смещается акцент. Полезность религии связана с тем, что она должна оказывать решающее воздействие на отсталые народы. Задача религии применительно к этим народам сводятся к воспитанию человека, устранение проблем насилия к грубости, т.е. религия должна решать первейшие этические проблемы. Обосновался также принцип разделения религии и ф. Т.о. ф. Возрождения отразила переход традиционного общества к новому капиталистическому, заложила необходимые духовные основания этого перехода.
Ф-фия Нового Времени.
Ф. нового времени. Родина: Англия, Франция.XVII в. начало современной цивилизации. Создаются новые основы развития общества: 1) коренным образом меняется социальная структура общества. Формируются новые социальные классы, возникают предпосылки гражданского общества: — рыночная экономика; — возникает правовое государство (власть юридического закона, разделение власти). 2) На первое место в духовной жизни выходят права и свобода человека. 3) В обществе возникают такие свободные сферы как, сфера личной и частичной жизни. 4) Впервые возникает идея общественного прогресса как постоянного обновления всех сфер жизни общества в особенности экономики. Впоследствии этот процесс определяется как модернизация. В этих условия возникает необходимость научного обеспечения жизни общества. Сами науки все больше тяготеют к опыту, к эксперименту, поиску новых путей развития. Данная проблема, прежде всего, отразилась в ф. Ф. меняет под этим воздействием свой предмет, что происходит с ф. постоянно. Ф. тесно связана с наукой. Задача Эффективного влияния ф. на развитие наук. Эту задачу сформировал Бэкон: данная задача была сформулирована как создание теории общенаучных методов познания. Т.о. ф. нового времени преимущественно становится теорией познания или гносеологией.
Ф-фия Ф. Бэкона (1561-1626г.) Ф. Бэкона и Декарта объединяют то, что они вместе создают теорию общенаучных методов познания. Начало этой теории дает Бэкон, а завершает ее Декарт. ”Новый Органом”. Была поставлена задача создания эмпирической теории познания. В свое время Аристотель разработал начало данной теории в своей работе «Органом». Аристотель создает теорию простой индукции (методика перечисления фактов), которая заключается в необходимой последовательности их перечисления. Т.о. Бэкон формулирует новое определение ф.: ”Ф. есть наука, основывающаяся на опытных данных и обслуживающая опытное познание. Сама наука определяется в качестве основы всей культуры человека. Является главным средством решения социальных проблем, в особенности освоения природы”. Формула Бэкона “Знание - сила”. 1)Научное знание; 2)знание законов природы; 3)Знание современной (науки) методики научного исследования. Теория полной индукции, которая включает в себя: - методику простого перечисления; - методику анализа опыта; - методику описания различий предметов; - методику исключения элементов; 3 таблицы: 1) таблица позитивных инстанций; 2) таблица негативных инстанций; 3) таблица сравнения.
Декарт завершает ф. Нового времени. Он создает вторую часть современной теории познания (теоретический метод). Основой теоретического метода является теория дедукции (Дедуктивный метод познания). У Бэкона источником познания является имперический метод, у Декарта не является источником познания, являются очевидные мыслительные теоретические, уже состоявшиеся и подтверждаемые постоянно империческими фактами. Имперический факт является составной частью мыслительного факта. Вторым источником познания являются факты мыслительных сомнений, сомнений в теориях. Во всех теориях есть слабые места. Во всем необходимо сомневаться. В этой связи Декарт выводит свою ф-кую формулу: “Мыслю, следовательно существую”. Т.е. существование есть мысль. Истинно, реально существует только мыслящее существо. Выше мысли нечего нет. Мыслю, следовательно, существую, означает: познаю весь теоретический опыт, накопленный человечеством, т.е. осваиваю науку, причем сознательно. Т.о. создается полная теория познания, состоящая из двух взаимосвязанных частей: имперического и теоретического метода познания индукции и дедукции. Эти две части не противопоставлены друг другу, а органически взаимосвязаны. Декарт создает систему научного познания. Правила дедукции: 1) Очевидная или интуитивная ясность исходного положений, мысленных установок; 2) Аналитичность и дифференцированность материала, т.е. разделение материала на необходимое количество частей; 3) Постепенность анализа от простого к сложному; 4) системность анализа – это полные расчеты каждой части материала и соединение этих расчетов.
Ф. Дж. Локка. Главная работа “опыт о человеческом разуме”. Главная заслуга Локка в ф. определяется его социальной ф., в области ф. естественного права человека, т.о. Локк обосновывает впервые естественное право человека на жизнь, которое должно быть гарантировано не только конституцией, но и всей политикой государства, в том числе и экономической жизнью, целью которой является решение проблемы связанной с материальными условиями жизни человека. Решение проблемы голода. Право на свободу слова и печати. Право на собственность (на частичную собственность, право на результаты своего труда, право на свои профессиональные способности). Основой свободы человека в обществе является решение проблемы правильного сочетания личного, частного и общественного интересов. Философские принципы естественного права Локка были реализованы в создании конституции США, в которой реализовалась главная идея Локка: стабильность человеческой жизни, поэтому американская ф-фия самая стабильная в мире.
Общие особенности немецкой классической ф-фии.
Временные рамки: последние два десятилетия 18в. и трех первых 19в. За 50 лет была создана классическая ф. В этой связи можно отметить, что во всей истории ф. существовала два классических периода: греческая и немецкая. В истории существовало два выдающихся мыслителя и систематизатора: Кант и Гегель. Обе формы идеализма в рамках классической ф. достигли высших форм развития. Данная ф. отличается максимальной степенью обобщения действительности. Это самое абстрактная ф. Отличается в тоже время строгой теоретичностью, в особенности произведения Гегеля. Основные заслуги Германской ф., заключаются в создании классической теории: - теория развития (диалектика); - теория познания; - этика; - эстетика Гегеля. Немецкая классическая ф. была представлена большой группой достаточно сильных мыслителей: Фейербах, Вольф, Лессинг.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11