Рефераты. Философия М. Монтеня

             Позицию  Монтеня,  отстаиваемую  в  «Апологии»  принято  называть  скептическим  фидеизмом.  Как  таковой, фидеизм, утверждающий   приоритет  веры  над  знанием  и,  соответственно, приоритет  «сверхразумных»  истин  над  истинами  «разумным»  имеет  не  менее  давнюю  историю,  чем  «естественная  теология»,  и  потому  Монтень  вовсе  не  оригинален,  когда  восклицает: «Если  даже  ты  доля  разума, которой  мы  обладаем,  уделена  над  небом,  как  же  может  эта  крупица  разума  равнять  себя  с  нами?  Как  можно  судить  о  его  сущности  и  его  способностях  по  нашему  знанию!».

Оригинальность  Монтеня,   прежде  всего – именно  в  тех  скептических  выводах,  которые  он   делает  из  фидеистической  позиции. Поскольку  истина  Откровения  неизмеримо  превосходит  все  человеческие  понятия  и  представления,  постольку  потусторонние  стремления  внушают  автору  «Опытов»  не  отказываться  от  разума,  но  подвергнуть  его  испытанию,  посмотреть,  чего  он  стоит,  будучи  предоставлен  самому  себе, - таков  замысел  Монтеня. 

              Монтень  обнаруживает,  что  мир  явлений  не  принадлежит  к  божественному (вечный,  неизменный), явления  предстают  перед  нами  всего  лишь  как  подвижные, неустойчивые,  неуловимые   «видимости»,  «кажимости».  Однако  такой  мир  не  поддаётся  однозначной  «расшифровке»  -  причём  не  только  в  силу  собственноё  изменчивости,  но  и  в  силу  «недостоверности  и  слабости»  чувств  самого  человека:  во-первых, по  способности  восприятия  он  уступает  даже  животным,  одни  из  которых  превосходят  его  слухом, другие – зрением, третьи – обонянием  и  т.п.; во-вторых,  сама  эта  способность  меняется  то  человека  к  человеку;  в-третьих, она  зависит  от  «телесных  изменений», которые  с  нами  происходят (у  больного  зрение  не  то,  что  у  здорового, окоченевшие  пальцы  иначе  ощущают  твёрдость  дерева  и  т.д.).  Одним  словом,  «так  как  мы  приноравливаем  вещи  к  себе  и  видоизменяем  их,  считаясь  с  собой,  то  мы  в  конце  концов  не  знаем,  каковы  вещи  в  действительности,  ибо  до  нас  всё  доходит  в  изменённом  и  искажённом  нашими  чувствами  виде», причём, довольствуясь  «чисто  человеческими  средствами»,  преодолеть  это  положение  нет  никакой  возможности: «Чтобы  судить  о  видимостях, нам  нужно  было  бы  обладать  каким-то  оценивающим  инструментом; чтобы  проверить  этот  инструмент,  мы  нуждаемся  в  доказательствах,  а  чтобы  проверить  доказательства,  мы  нуждаемся  в  инструменте:  и  так  мы  оказываемся  в  прочном  замкнутом  кругу».

             Но  дело  не  ограничивается  областью  одних  только  чувств. Ведь  «чувства   являются   началом   и   венцом   человеческого  познания»,  а  потому  и  наш  интеллект  не  может  претендовать  на  владение  сколько-нибудь  достоверной  истиной  о  вещах. Лучшее  тому  доказательство  –  борьба  и  смена  различных  философских  и  натурфилософских  концепций.

             Хаос  открывается  Монтеню  и  тогда,  когда  он  погружается  в  область  человеческой  морали,  в  область  обычаев,  традиций,  верований,  общественных  установлений  и  законов,  совершенно  не  похожих  на  европейские. Так,  существуют  народы,  где  оплакивают  смерть  детей  и  празднуют  смерть  стариков,  где  ни  разу  в  жизни  не  стригут  ни  волос, ни  ногтей,  где  «почтительный»  сын  обязан  убить  своего  отца, достигшего  известного  возраста,  где  не  считают  постыдным   иметь  детей   от   собственной  матери,  где  красивыми  считаются  женщины  с  бритыми  головами  и  т.п.

           Какие  из  этих  «привычек  следует  признать  «нормальными», отвечающим  человеческой  «природе»,  а  какие  –  нет?  –  задаётся  вопросом  Монтень.  Ведь  американскому  индейцу  европейские  законы   представляются   такими   же   нелепыми   и  извращенными,  какими  кажутся  европейцу. Может  ли  философ,  вынесший  бога  «за  скобки»,  найти  всеобщий,  общеобязательный,  иными  словами,  «естественный»  закон  для  человечества,  незыблемые  критерии  истины?  И  Монтень  отвечает: «Если  человек  признаётся  в  незнании первопричин  и  основ, то  он  должен  решительно  отказаться  от  всей  остальной  науки; ибо  если  он  не  знает  основ, то  его  разум  влачится  по  праху, ведь  целью  всех  споров  и  всякого  исследования  является  установление  принципов, а  если  эта  цель  так  и  не  достигнута,  то  человеческий  разум  никогда  не  может  ничего  решить».

             Автор  «Апологии»  заметно  предпочитает  другим  философам,  с  большим  сочувствием  цитировать  излюбленные  формулы  античного  скептика  Секста  Эмпирика.  И  подобно  ему  скептик–Монтень  констатирует:   «Ничто  я   не  обсуждаю  так   основательно,  как  НИЧТО,  и  единственное  знание,  о  котором  я  говорю,  это  НЕЗНАНИЕ».

            Однако  скептицизм  вовсе  не  «идеал»,  к  которому  стремится  Монтень.  Напротив,  для  него  это  скорее  точка  отталкивания  или  рубеж,  который  подлежит  преодолению. (Не  случайно  после  1580  года  Монтень  больше  не  обращается  к  Сексту  Эмпирику). Уже  в  «Апологии»   автор   замечает,  что   для   скептиков   характерна  «чрезмерность  сомнения»,  которое  «само  себя  опровергает»,  а  признавая  относительность  морали,  меняющейся  от  страны  к  стране,  он  делает  это  как  бы  скрепя  сердце: «Такая  изменчивость  суждений  не  по  мне. Что  это  за  благо,  которое  я  вчера  видел  в  почёте,  но  которое  завтра  уже  не  будет  пользоваться  им  и  которое  переезд  через  какую-нибудь  реку  превращает  в  преступление?»

            Добровольно  погрузившись  в  мир  без  истины, Монтень  немедленно  обнаруживает  всю  его  «неуютность», причём   «неуютность»  не  только  философскую, но  и  самую  практическую  -  невозможность  найти  твёрдые  критерии  каждодневного  поведения  среди  людей.  Монтеня  заботит  не  только  то,  что  следует  думать  о  жизни,  но  и  –  в первую очередь  –  как  её  прожить. Вопрос  о  жизни  для  автора  «Опытов»  совершенно   конкретен.  Потребность в  истине, побуждающая  Монтеня  с  придирчивой  требовательностью  всматриваться  в  лицо  окружающей  действительности,  открывает  её  глубокую  неподлинность: «Истина, которая  ныне  в  ходу  среди  нас, это не  то, что есть на  самом  деле, а то, в  чём  мы  убеждаем  других».

Монтень  очень  любил  сравнивать  мир  с  театром,  а  людей  -  с  актёрами,  надевшими  маски.  Ведь  коль  скоро  существует  «маска»,  то,  значит  за  ней  должно  скрываться  «лицо»;  если  человек  может  «казаться»,  то,  следовательно,  он  может  и  «быть,  если  он  ведёт  себя  «искусственно»,  то,  вероятно,  способен  и  к  «естественности».

             В  отличие  от  скептиков  Монтень  не  обходит  вопрос  об  истине. Он  переносит  его  из привычной  для  христианства  плоскости  «потустороннее – посюстороннее»  в  плоскость  «посюстороннего». А  это  рождает  неведомые  ранее  проблемы. Прежде  всего,  проблему  отношения  ко   всем  тем  «мнениям»  о  мире  и  человеке, которые  уже  были  высказаны  и  с  которыми  ему  приходиться  столкнуться.

Действительно,  Монтень  жадно  вслушивается  во  всё  многообразие  существующих  точек  зрения    на  человека,  впитывая  житейскую  мудрость  горожан  и  крестьян,  живо  реагируя  на  позиции  поэтов  и  публицистов,  политических  деятелей,  военных  и  т.п.  Но  особое  внимание  у  Монтеня,  сформировавшегося  в  среде  гуманистической  традиции,  вызывают  теории   древних  философов  –  от  Сократа  и  Платона  до  стоиков,  эпикурейцев  и  скептиков.

            Античность  создала  различные  морально-эстетические теории, «доктрины»,  каждая  из  которых,  претендуя  на  «истинность»,  тем  самым  неизбежно  вступала  во  всевозможные  раздоры  и  распри  с  другими  теориями.  Монтень  преклонялся  перед  мудростью  древних: «Их  писания  не  только  удовлетворяют  и  заполняют  меня; они  поражают  и  пронизывают  меня  восхищением». Временами  автор  «Опытов»  может  показаться  либо  прилежным  учеником  в  философской  школе  античности,  либо  воплощением  философской  безвольности:  «Писания  древних  прельщают  меня  <…>  и  влекут  туда,  куда  им  угодно;  тот  из  них,  кому  я  внимаю  в  данный  момент,  всегда  кажется  мне  самым  правым: я  полагаю, что  все  они  правы  по  очереди,  хотя  и  противоречат  друг  другу».

             Монтень, однако,  понимает,  что  если  истина  существует,  то  она – одна,  едина  и  неделима;  ею  можно  либо  владеть  полностью,  либо  не  владеть  вовсе. Поэтому  если  «все  правы  по  очереди»,  то,  значит,  не  прав  никто.  Беда  любой  доктрины  в  том,  что,  претендую  на  установление  всеобщих  «правил»,  ей  рано  или  поздно  приходится  признать  и  «исключения»,  которых  со  временем  накапливается  так  много,  что  само  «правило»  способно  показаться  «исключением».

            Отношение  Монтеня  к  чужим  философским  теориям  далеко  от  легковерной  расслабленности,  оно  напротив  не  лишено  своеобразной  напряжённости, то  и  дело  перерастающей  в  настороженность.  Он  никогда  не  доверяется   какому-нибудь  одному  авторитетному  «мнению»,  презрев  все  прочие.  Особенность  его  повествовательного  принципа  –  не  в  доктринальном  изложении  тех  или  иных  учений  о  человеке,  а  в  оговорочном  пересказе  отдельных  суждений  по  той  или  иной  теме,  конкретному  предмету: он  не  принимает  теории  полностью,  но  и  не  отвергает  их  до  конца. Как  бы  ни  «прельщали  его  те  или  иные  «писания»,  они  увлекают  его   лишь  до  определённого  момента,  а  затем  возникает  всё   нарастающий   критический   разрыв,  так  что  в  конце  концов  любое  «мнение»  превращается  для  Монтеня  из  возможного  источника  знания  в  простой  документ,  свидетельствующий  лишь  о  состоянии  ума  соответствующего  автора:  «Мне  всегда  доставляет  удовольствие  читать  произведения  различных  писателей,  не  заботясь о том, много  ли  они  знают: меня  занимает  не  сам  предмет  их,  а  то,  как  они  его  трактуют. Точно  так  же  я  стараюсь  завязать  знакомство  с  тем  или  иным  из  прославленных  умов  не  для того, чтобы  он  мня  учил, а для  того, чтобы  узнать  его  самого».

            Монтень  считал,  что  ни  одна  из  теоретических  систем  не  в  силах  уловить  абсолютную  истину,  именно  потому  он  противопоставляет  «теории»  «жизнь». Все  теории  тщатся  подчинить  себе  жизнь,  исчерпать  её  до  дна  и,  без  остатка  переложив  на  язык  отвлечённых  понятий, втиснуть  в  схему,  тогда  как  подвижная,  изменчивая,  многоликая  жизнь  постоянно  разрушает  любые  теоретические  идеи, как  бы  прорастает  сквозь  них  и  ускользает  от  любой  готовой  философской  «формы». Монтень  переворачивает  привычное  отношение  между  жизнью  и  рефлектирующей  над  ней  мыслью:  у  него   не   жизнь  поверяется  мыслью,  а  сама  мысль  подвергается  испытующей  проверке  со  стороны  жизни. Однако  этот  переворот   не   приносит  Монтеню  никакого  успокоения,  она  не  снимает,  а  обостряет  проблему  истины. Жизненная  стихия,  предоставленная   самой   себе,  не   подчинённая   никакому  общеобязательному  «закону»,  вызывает  у  Монтеня  открытое  недоверие,  иногда  даже  страх  и  неприязнь.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.