Рефераты. Философия как предмет и ее специфика

Философия как вид мировоззрения

Широко распространен взгляд на философию как на специфический вид мировоззрения. Что же такое мировоззрение? Мировоззрение - это сложное духовное образование, включающее представления и понятия о мире и месте человека в нем, о смысле человеческой жизни. В нем содержится в органическом единстве эмоциональная, волевая и рациональная сферы сознания и оно представляет собой как бы «результирующую» этих аспектов.

Мировоззрение, являясь феноменом духовной жизни общества, возникает в процессе антропосоциогенеза как родовое самосознание. Самыми ранними были «тотемические мифы», цементировавшие мифологические представления первобытного родового общества. Суть первобытного мифа состояла в повествовании о происхождении мира и его устройстве. Мифическими героями были зачастую тотемные предки, т.е. прародители и создатели определенной породы животных и человеческой группы. Наряду с функцией объединения и сплочения родов и племен, первобытных социумов, важной функцией мифологии было практически-духовное освоение мира. Миф выступал как бессознательно-художественная переработка природы, в нем преодолевались, подчинялись и формировались силы природы, но только в воображении человека.

Мифологическое мировоззрение основано на художественно-эмоциональном переживании мира или на общественных иллюзиях. Для мифа характерно отражение действительности в фантастической форме, наделение вещей и явлений сверхъестественными свойствами, отождествление образа и вещи, субъективного и объективного, единство духовного и материального, утилитарная направленность. Мифология оказалась первой всеобщей формой общественного сознания, стремящейся выйти за пределы непосредственного опыта и осознать место человека в мире.

На идейной почве мифологии формируется религия, которая первоначально выступает как религиозная мифология. В ходе эволюции религии формируются ее специфические черты: вера в сверхъестественное, противостоящее природному; вера во всемогущество бога-творца, от воли которого зависит судьба людей и всего существующего; вера в спасение от невзгод земной жизни в «потустороннем мире» и представление о личном бессмертии. Религия в своеобразной форме удовлетворяет те запросы человека, на которые он по своей природе не может ответить в реальной жизни.

В мифологии, особенно на зрелом этапе ее эволюции, можно заметить религиозные компоненты, в частности, обряды. В свою очередь, мифы входят в содержание любой религии. Это обусловлено наличием у них общих черт: наделение вещей и явлений сверхъестественными свойствами, отражение действительности в фантастической форме и т.д. Вместе с тем между ними имеется и довольно существенное различие, проявляющееся прежде всего в том, что, в отличие от мифологии, религия разделяет знания и веру, естественное и сверхъестественное. Если в мифологии изображается героическая борьба человека с силами природы, в которой человек дерзает вступить в единоборство с самим богом, то религия низводит человека до положения «раба божьего», всецело уповающего на божественную благодать, и сущностью его провозглашается служение богу.

Мифология и религия являлись важнейшими источниками зарождения и развития философии. Возникновение рефлексии над мифами вело к их сравнению друг с другом, к осознанию различия образа и идеи и, в конечном счете, к разложению мифа. Переход от мифа к логосу - это переход от чувственного образа к понятию. Взяв из космологической мифологии многие сюжеты, ранняя философия переводила поэтические образы мифа на свой понятийный язык, поставив во главу угла рациональное осмысление действительности. В последующие эпохи источником общих философских идей нередко являлась религия. Так, в этических концепциях немецкой классической философии порою слышны мотивы христианства, преобразованные из религиозной формы в теоретическое умозрение.

Философия является специфическим видом мировоззрения, представляющим собой многомерное духовное образование. Эта многомерность выражается прежде всего в наличии таких уровней отражения мира в сознания общественного человека как миросозерцание и теоретическое мировоззрение. Миросозерцание представлено следующими формами: мироощущение, миропредставление и мировосприятие. В теоретически оформленное философское мировоззрение входят мирознание, миропонимание, мирооценка.

Первым философским уровнем мироотражения является миросозерцание или созерцательное мировоззрение, где эстетическое отношение к миру, постижение всеобщего, универсального, целостного осуществляется в чувствах и эмоциях общественного человека. Этот уровень представлен в таких философских направлениях как философия жизни, экзистенциализм, феноменология. Например, в книге С. Кьеркегора «Страх и трепет» универсальными формами сознания всякого человека оказываются страх, трепет, отчаяние.

Понятийное отражение мира, связанное с абстрактным мышлением и теоретическим познанием, представляет собой второй уровень, который можно назвать рациональным мировоззрением. Именно на уровне понятийного постижения мира выявляется коренное отличие философии от других видов мировоззрения, а сама философия предстает как теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Оно призвано вскрыть рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека, а также взаимоотношения между ними. Рациональное мировоззрение представлено прежде всего такими направлениями как научная философия и герменевтика.

Вопрос № 2. Предмет философии и ее основные проблемы

В тесной связи с изменением понятия философии находилась и эволюция представлений о ее предмете. В истории философии имели место три основных подхода к определению предмета философии: староантичный, традиционный, современный. Предметом «староантичной философии, понимаемой как «протознание» (в него входили философские и научные знания), была вся действительность, мир в целом. Внутри этого «протознания» Аристотель выделял «первую философию», предметом которой считалось сущее или первые начала. Именно за «первой философией» установилось впоследствии название «метафизики» как учения о первоначалах, о всеобщем.

Традиционное понимание предмета философии тесно связано с развитием метафизики в немецкой классической философии. Ее родоначальник И. Кант считал, что «метафизика и есть подлинная, истинная философия, предметом которой является всеобщее». Понимание предмета философии как всеобщего, которое есть чистая мысль, характерно также и для Гегеля. В дальнейшем трактовка всеобщего была различной в разных философских системах как материалистического, так и идеалистического направлений.

В современной философии по-разному рассматривается предмет философии. Для субъективно-антропологических учений, широко распространенных в западной философии, характерным является акцент внимания на проблеме отдельного человека, его сознания, на всеобщем в экзистенции индивидуума. Предметом философии считается здесь «целостный человек». Для онтологических философских учений предметом философии выступает мир в целом.

Философия интересуется не только одним человеком, но и всем миром. Для философского подхода характерно вычленение во всем частном всеобщего и изучение его. Причем не всякое всеобщее в бытии составляет предмет философии, а лишь такое, которое связано с отношением к нему человека. Поэтому определение предмета философии через всеобщее в системе «мир - человек» представляется вполне правомерным. Философия выступает как система взглядов на мир в целом и на отношение человека как целостного существа к этому целостному миру. Причем взаимоотношения между сторонами этой системы подразделяются на следующие аспекты: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический.

Предмет философии - это то, чем она занимается, что изучает. Философия занимается прежде всего тем, что находится за ее пределами, что существует вне ее. Разумеется, на определенном этапе развития, сама философия может становиться предметом особого рассмотрения, что относится к области метафилософии. Однако это разные аспекты философского исследования.

Уточнению предмета философии помогает определение основных проблем философии, составляющих ее содержание. Что же такое проблема? Под проблемой в философии понимается логическая форма познания, которая выступает в виде вопроса, способствующего организации познавательной деятельности. Иными словами, проблемы философии - это те организационные вопросы, которые решает философия как специфическая область знания. Различие между предметом философии и проблемами философии состоит прежде всего в том, что в проблемах философии отражается предмет философии, но отражается не полностью и не сразу, а поэтапно в виде вопросов, то есть в проблемах философии ее предмет представлен всегда частично.

Можно выделить две группы проблем философии, тесно связанных, но не сводимых друг к другу. К первой относятся вопросы, связанные с осмыслением ее предмета: мира, человека, взаимоотношений между ними и вопросы, конкретизирующие их на других уровнях исследования. Ко второй – вопросы возникновения философии и форм ее бытия, природы философского знания и методов исследования, особенности исторического развития философии и т.д.

Философские учения отличаются друг от друга не только тем, как они решают определенные вопросы, но и тем, какие проблемы они ставят. Отбор проблематики характеризует и специфику тех или иных философских учений. Такой представитель субъективного идеализма как И. Кант считал основные философские проблемы априорными, изначально присущими человеческому разуму. Экзистенциалистическая трактовка специфики философских проблем состоит в том, что они рассматриваются как непостижимая тайна. Отсюда специфика философского знания не в ответе на имеющиеся вопросы, а в самом способе вопрошания. Что же касается позитивизма, то его представители, например, О. Конт, вообще отрицают прежнюю метафизику как занимающуюся псевдопроблемами. Современные позитивисты считают, что философские проблемы фактически не существуют, что это просто надуманные вопросы, обязанные своим происхождением неправильным словоупотреблением.

Все философские проблемы не даны одновременно в какой-либо одной конкретной эпохе, а формируется в ходе истории. Выбор тех или иных новых проблем и их обсуждение зависит от потребностей времени. Философские проблемы первоначально формируются на основе повседневного опыта людей, как это имело место, например, в античный период. В средние века в качестве такой основы выступает религия, а с Нового времени - наука. Все это вело к постоянному изменению круга философских проблем, когда одни из них продолжали функционировать, другие переводились в ранг научных проблем, а третьи – только формировались.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.