Стоики (к.4в до н.э.) - Зенон и Хрисипп место и роль науки определили следующим образом: логика - ограда, физика - плодотворная почва, этика - ее плоды, главная задача философии - в этике.
Скептики (4 в до н. э.) - Пиррон, Аркселай, Карнеад проповедовали воздержание от суждений для достижения душевного спокойствия(атараксии) и тем самым счастья, которое и есть цель философии.
Средневековая философия
В странах западной Европы 5-15 века. Господствующая идеология - религиозная. Мистика - познание бога через чувства, эмоции без участия разума. Путь познания мира: смирение, любовь, удивление перед Богом, экстаз. Схоластика - путь познания бога - рационально-логический
Этот этап развития философии не дал много ярких имен. Тем не менее в данном контектсте можно привести личности Блаженный Августин (354-430 гг), Фома Аквинский (1225-1274 гг).
Философия Возрождения. Характеризуется интересом к человеку (гуманизм - Основные идеи гуманистической философии: 1.”Природное начало человека”, 2.Антиаскетизм, 3.Радость земного существования, 4.Проблемы достоинства человека, 5.Гармония материальных и духовных начал.), и науке, обществу.
Первый гуманист - ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА (1304-1374)
Ярким философом и литератором был ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ (1265-1321), считавший , что Бог и человек не противостоят друг другу -это взаимное единство.
Представителем натурфилософии Ренессанса был ДЖОРДАНО БРУНО (1546-1600). Основной призыв его философии: борьба за добро. Основная задача человека-преодоление страха. Мерило нравственности -поступки человека. Человек должен стремиться к бесконечности.
Социальные теории высказывал целый ряд философов, но они были различны.
--Идеология централизованного государства:
НИККОЛО МАККИАВЕЛЛИ (1469-1527), утверждавший понимание общества, как суммы независимых индивидуумов. Побудительный момент действия человека-эгоизм. ”Человек скорее забудет смерть отца, чем момент лишения имущества”. Государство не зависит от церкви. Необходимо государство светское, а не церковное.
--Предшественники утопического социализма:
ТОМАС МОР (1479-1535) Главное его произведение -книга “Утопия”. Утопия-место которого нет. На этом острове частной собственности нет. Труд-это обязанность всех членов общества. Государство осуществляет учёт и распределение всех произведенных продуктов, а непосредственной организацией производства занимается община.
ТОММАЗО КОМПАНЕЛЛО (1568-1639). Автор учения-”Город солнца”. В своём учении он отстаивает единство церковной и светской власти. Государственное устройство “солнечного” города: во главе-жрец, первый духовник. Его помощники - Власть, Мудрость, Любовь, которые занимаются вопросами войны и мира, ремеслом, свободным искусством, образованием, контролем рождаемости, воспитанием, медициной. Компанелло придерживается взглядов истинного христианина. Призывает к ликвидации частной собственности и эксплуатации. Убежден в возможности осуществления этого силой масс, силой переворота, восстания. Выдвигает требование всемирного объединения людей под властью Папы.
Следующий этап в развитии философии Философия нового времени, которая имеет собственную периодизацию.
1.Начало формирования философского мышления нового времени.
ФРЭНСИС БЭКОН (1561-1626). Суть философских идей: основная задача философии - познание природы и подчинение её власти человека. Познание начинается с чувственного опыта.
РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650) - рационалист. Ставит проблему нового метода научного исследования. Всё имеет свою причину. ”Существует вокруг меня объективный мир, как причина моих впечатлений, ощущений”.У человека есть врожденные идеи, например, идея Бога.
2.Английская философия 17 века.
ТОМАС ГОББС (1588-1679) - рационалист материалист. Разрабатывает теорию истины. Истина не в вещах, это свойство суждений о вещах. Социальная доктрина: люди от природы равны. Сначала война всех против всех, затем люди поняли что они погибнут, и договорились о создании государства, отдавая ему все права.
ДЖЕЙМС ЛОКК (1632-1704) Основное в его философии-гносеология. Нет врождённых идей, всё познание из опыта и в опыте. Первичные качества присущи вещам независимо от того воспринимаем мы их или нет:объём, форма, число, движение. Вторичные качества возникают в результате воздействия тел на наши чувства:цвет, запах, вкус.
3.Рационализм европейской философии 17 века.
БЕНЕДИКТ СПИНОЗА (1632-1677) заимствует терминологию Декарта. Врожденных идей нет. Человек должен познать свои аффекты: вожделение, радость, печаль. Существующие государства-это способы обуздания людей. Один из основоположников критики Библии.
ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ (1646-1716) - рационалист. Его философия -переход от материализма к объективному идеализму.
4.Просвещение
ФРАНСУА МАРИ АРУЭ ВОЛЬТЕР (1694-1778)считал, что мир-целесообразен, а человек-разумен. Значит есть разумный творец. Различал три вида правления: деспотизм, монархия, республика.
ЖАН-ЖАК РУССО (1712-1778) Основная тема философских рассуждений-судьба личности в обществе. Чувства просыпаются в человеке раньше, чем разум, следовательно, они важнее. Гармонии в обществе нет. Три ступени общественного неравенства:
1.расслоение на богатых и бедных
2.возникновение государства: ”богатые и бедные заключают договор о власти”.
3.законная власть превращается в деспотизм.
ДЕНИ ДИДРО (1713-1784). По его теории, природа никем не сотворена и в не её нет ничего. Мир вокруг нас постоянно зарождается и исчезает.
5. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
ИММАНУИЛ КАНТ (1724-1804) – автор учения о познании. Источники познания: чувственность, рассудок.
ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ (1770-1831). Его философия основана на идеализме. Исходное понятие-абсолютная идея-начало начал. Её атрибуты:всеобщность, деятельность.
ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ (1804-1872) Этот ученик Гегеля выступает против его идеализма. Критика религии и теологии.
КАРЛ МАРКС (1818-1883) ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС (1820-1895) создатели диалектического материализма.
Для неклассической современной философии характерны другие взгляды на проблемы, являющиеся объектом философского анализа. В частности, иррационализм.
АРТУР ШОПЕНГАУЭР (1788-1860) исходит из отрицания законов объективного мира, отрицания познаваемости мира. Каждое явление-это вещь в себе -это воля-суть вещи в себе. Считал, что история-это хаос случайностей, жизнь человека-это страдания, а счастья в принципе быть не может.
СЁРЕН КЬЕРКЕГОР (1813-1855) вводит понятие экзистенции-это как внешнее так и внутреннее существование человека.
ФРИДРИХ НИЦШЕ (1844-1900). Центральное понятие философии-это жизнь-это и биологические явления и общественная жизнь и субъективные переживания. Основа жизни-это воля. Воля к власти-это инстинкт человека,является движущей силой мирового процесса. Т.к. мир сплошное изменение,то любое объяснение является ложным. Все научные понятия-это фикция.Всё то , что в науке мы называем истиной, Ницше называет “биологически полезным видом заблуждения”.
ЗИГМУНД ФРЕЙД (1856-1939) .Теория Фрейда направлена на изучение массового сознания, взаимоотношений в социуме.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ.
Философия существования (30-е гг. 20 века).
КАРЛ ЯСПЕРС в книге “Духовная ситуация эпохи” анализирует состояние общественного сознания. Говорит, что нигилизм, цинизм, безрассудство - это расплата за необоснованное доверие к истории. История - это дорога, которую дьявол вымощил разрушенными ценностями.
МАРТИН ХАЙДЕГГЕР. Основной категорией идеалистической философии Хайдеггера является “временность”, как внутреннее переживание человека. Первичным является “настроение”, т.е. формы первичного, неразвитого сознания. Априорными формами человеческой личности являются забота,страх,тревога и т.д. Эти формы составляют субъективное бытие человека — “бытие — в мире”. Чтобы постичь “смысл бытия”, человек должен отрешиться от всех практически-целевых установок, осознать свою “смертность”, «бренность».
Возникает в 9 в с принятием Христианства на Руси. До 17 века философия существует в рамках богословия, в 17 веке происходит отделение философии от богословия. Русская философия заслуживает более подробного анализа, здесь автор приведет только наиболее яркие имена отечественных философов:
18 век: Ломоносов М.В. (1711-65гг.) - основоположник материалистической философии в России; Радищев А.Н. (1749-1802гг.) в материалистической системе доказательств смертности души использовал диалектические идеи, в частности, идею Лейбница о том, что "настоящее чревато будущим".
Первая четверть 19 в.: Западники - П.Я.Чаадаев(1794-1856 гг.), Н.В.Станкевич (1813 1840гг.) считали, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же путь развития, которым шла и идет Западная Европа. Славянофилы - И.В.Киреевский (1806-56гг.), А.С.Хомяков(1804-60гг.) стремились обосновать необходимость особого пути развития России.
Герцен Александр (1812-1870) существует единство бытия и мышления, жизни и идеала (стремился найти и сформулировать новый метод познания). Белинский (1811-1848), Чернышевский (1828-1889)
Конец 19 - начало 20 вв. религиозная философия: В.С.Соловьев (1853-1900 гг. ) Представил следующую картину мира: существует один божественный мир в трех главных сферах (субстанции, умственной чувственной), человек - акт божественного творения, проявление того, что уже есть; Н.А. Бердяев (1874-1948гг.) считает, что существует 2 вида свободы: иррациональная (первоначальная, хаос) и разумная (свобода в боге), преодоление зла - соединение с Богом, возникновение богочеловека.
Помимо приведенной выше классификации, совмещающей характеристики исторические и философские, ряд авторов выдвигает другую периодизацию развития философской науки.
Философия древних мыслителей. Она представляла собой единую, нерасчлененную, универсальную науку, включавшую не только философские знания, но и все другие знания известные людям той эпохи: естественнонаучные, социально-политические, гуманитарные и др. На этом этапе философия была "наукой наук".
В XVI - XVIII вв. началось выделение частных наук из философии. Этот процесс наиболее явно происходил в Европе, где он стимулировался развитием капитализма и связанным с этим растущим спросом на точные, конкретные научные знания. Именно в эту эпоху начинают развиваться как самостоятельные области знания такие науки как география, математика, механика, астрономия, физика, медицина и др. Процесс формирования новых конкретных наук и дифференциации старых продолжается и в настоящее время. Так уже в ХХ веке возникли такие науки как демография, информатика, космонавтика, биотехнологические науки и др. Дифференциация конкретных наук, имевшая в прошлые века в основном позитивное значение, в ХХ веке стала обнаруживать все большие издержки. Современная биология, медицина, физика, технические науки дифференцировались настолько, что включают в себя сотни направлений со своими особыми языками, методами исследования, результатами, не всегда известными даже специалистам других направлений данной науки. Растущая специализация создала труднопреодолимые барьеры между науками, обусловила узость и односторонность видения сложных проблем, привела к выпадению из поля зрения конкретных специалистов важных межнаучных связей. В этих условиях перед философией встают качественно новые задачи, связанные с формированием целостной стратегии развития науки, культуры, общества в целом. Существенно возрастает значимость ее интегративных, прогностических и лидерных функций. Именно в связи с этими процессами во второй половине ХХ - века начинается качественно новый этап развития философии и изменения ее роли в духовной сфере.
Страницы: 1, 2, 3, 4