Рефераты. Философия ирелигия

В рамках проблематики обоснованности и рациональности религиозных ве­рований возможны две основные позиции: философски аргументированное со­мнение, отрицание правомерности этих верований с точки зрения разума-       фи­лософское подтверждение соответствия религиозных верований принятым или новаторским стандартам рациональности. Обе эти позиции противостоят фиде-изму (утверждению безусловной правомерности содержания религиозных веро­ваний- безотносительно к оценкам разума, философского, в том числе).

Первая позиция в новейшей философии религии представлена весьма слабо. Немногочисленные критические концепции не выходят за пределы традицион­ных агностических воззрений. По существу после «неопозитивистской атаки» не было предложено какого-либо новаторского критического подхода.

В контексте второй позиции следует выделить две разновидности. Первая заключается в утверждениях о том, что религиозные верования и рассужде­ния соответствуют тем же эпистемологическим стандартам, что и другие виды знания и познавательной деятельности. Чаше всего такой подход при­нимает форму оправдательного эпистемологического сопоставления религии и науки.

Другая разновидность состоит в стремлении показать, что религиозные ве­рования являются вполне обоснованными, оправданными и рациональными, даже если они не соответствуют определенным традиционно принятым фило­софским стандартам обоснованности и рациональности религиозного знания.

Утверждения о том, что несоответствие религиозных веровании принятым критериям обоснованности и рациональности знания не означает, что эти ве­рования следует считать необоснованными, неоправданными или иррациональ­ными- противопоставляются традиционным воззрениям, согласно которым религиозные верования или представления правомерны и «оправданы» только в том случае, если опираются как на свидетельства в свою пользу на нерелигиоз­ные верования и представления, считающиеся в силу тех или иных причин са­моочевидными.

Другим важнейшим направлением философско-религиоведческой работы является изучение религиозного опыта. В философской литературе религиозный опыт понимается в основном как определенное состояние сознания, всей интеллектуально- эмоциональной сферы, соотносимое субъектом опыта с высшей боже­ственной реальностью. Другими словами люди, обладающие религиозным опы­том, считают причиной этого опыта божество. Поэтому философы, обращающие­ся к изучению религиозного опыта, занимаются главным образом исследовани­ем различных аспектов этого убеждения.

Все философы. обращающиеся к изучению религиозного опыта, подчеркивают “огромное”, “неслыханное”, “озадачивающее” и т.п. многообразие такого опыта. Тем не менее, сам выбор религиозного опыта в качестве объекта фило­софского рассмотрения свидетельствует о том что предполагается существова­ние каких-то общих характеристик, подлежащих философскому объяснению.

Объектом исследования становятся ”обычный религиозный опыт” или ”мис­тический опыт”. Такая типологизация религиозного опыта преобладает в совре­менном философском религиоведении. Можно выделить следующие основные направления философского исследования обычного религиозного опыта: сред­ства выражения религиозного опыта: вопрос о том, может ли этот опыт слу­жить средством удостоверить существование Бога.

Индивидуальный религиозный опыт отчетливое выражение может получить только через соотнесение с наличными в данном социальном пространстве ре­лигиозными верованиями. Другими словами, верования являются по существу единственным средством интерпретации религиозного опыта. Истинность или ложность этого опыта могут быть оценены через верования. В то же время на­личные верования являются важнейшим условием возникновения и воспроиз­водства самого религиозного опыта. Это очень существенный момент в процес­се воспроизводства той или иной религиозной традиции. Исследователи в об­щем и целом признают роль наличных религиозных верований в возникнове­нии и оформлении религиозного опыта.

В рамках проблематики религиозного опыта особое значение для филосо­фии религии имеет проблема того, можно ли удостоверить существование Бога на основе религиозного опыта. В условиях, когда все шире распространяется убеждение в том, что бесперспективны всякие попытки доказать существова­ние Бога, некоторые философы склонны считать, что знание о существовании Бога, а также другое, сопряженное с этим религиозное знание можно получить только посредством какого-то непосредственного сознания или интуиции, т.е. посредством опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возникновение религии. Мировые религии современности.

Рассмотрение проблем организации и функционирования религии не дает ответ на вопрос о причинах ее возникновения, существования и воспроизводства. На этот вопрос в истории философии давались различные ответы в зависимости от системы взглядов которой и придерживались философы. Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.) первым указал, что в основе религии лежит страх перед грозными явлениями природы, сходные мысли высказывал и Спиноза (1632- 1677 гг.).

Широкую известность имела анимистическая теория Эдуарда Тейлора (1832-1917), согласно которой дикарь- философ додумался о представлении о душе как маленьком двойнике, который мог покидать тело человека, а уже из этой веры развились представления о загробном мире, о боге.

Зигмунд Фрейд (1856- 1939) считал невроз индивидуальной религиозностью, а религию - универсальным коллективным неврозом.

Из приведенных выше примеров мы можем сделать вывод, что какой-то одной универсальной причины возникновения религии вывести нельзя. Следует говорить о многообразии причинных связей, исторических, структурных.

В религиоведении принято выделять социальные, социокультурные, антропологические, психологические и гносеологические детерминанты. Их обычно метаморфически называют "корнями религий". Они представляют собой комплекс факторов, создающих необходимость и возможность появления и существования религий.

Определяющим в конечном счете являются материальные отношения, но их влияние опосредовано, непосредственно же на религию оказывают влияние политика, государство, мораль, философия, наука. Основу религии составляет совокупность общественных отношений, продуцирующих объективное бессилие людей перед внешними обстоятельствами.

Антропологические корни образуют те стороны жизни человека как индивида и как "совокупного человека", в которых обнаруживается хрупкость бытия, ограниченность существования - болезнь, наркомания, мутация, смерть, угроза перерождения "Homo sapiens" и исчезновения человечества и прочее.

Психологические предпосылки религии существуют в индивидуальной и общественной психологии, в тех психологических процессах, в которых переживается ограниченность и зависимость бытия людей.

Наконец, религия имеют гносеологическую почву - познавательную деятельность человека. Познание человека есть процесс перехода от незнания к знанию, от менее полного знания к более полному, движение через относительные истины к истине абсолютной, объективной. Однако на каждом этапе есть непознанные сферы действительности (существует "тайное"). Добытые знания относительны, отражение не может быть полным и адекватным. Знания, полученные об объектах на определенном этапе их развития, со временем устаревают.

Одна из сложнейших проблем, встающих перед философией религии, - выделение религиозного сознания из прочих форм духовной ориентации человека в мире. Нужно начать рассмотрение этой проблемы с обнаружения сходств и различий между религией и наукой, религией и искусством, религией и моралью. Эта проблема вызывает острейшие споры среди специалистов, многие из которых убеждены в невозможности такого универсального определения религии, которое охватило бы собой колоссальное многообразие конкретных форм и видов религиозных верований. К примеру, "гносеологический" подход к религии, считающий ее основным признаком веру, не подлежащую рациональному анализу и проверке на истинность, сталкивается с немалыми сложностями в попытке отличить собственно религиозные верования от схожих идеологических феноменов (типа некритической веры в коммунизм, национальное превосходство и пр.).

Иудаизм возникает как религия древних евреев, которые в начале 2-го тысячелетия поселились в Палестине. Это одна из немногих религий мира, которая дошла до нас в почти неизменном виде. Иногда ее называют религией Моисея, по имени вождя еврейских племен.

Индуизм - одна из наиболее распространенных форм религий которая возникает в 1-ом тысячелетии н.э. как результат соперничества между брахманизмом и молодыми религиями: буддизмом и джайнизмом.

Даосизм представляет собой более традиционную форму религии, со своими храмами и книгами, с иерархической прослойкой жрецов. Это была магическая форма религии, в том смыслит что магические действия и заклинания составляли ее основу.

Древнейшей мировой религией является буддизм, возникший в V в. до н.э. Число исповедующих данную религию сегодня составляет несколько сотин миллионов. По древнейшим преданиям основателем данной религии является индийский принц Сиддхартха Гаутама, живший в V в. до н.э. и получивший имя Будда (просвещенный, просветленный). Основой буддизма является нравственное учение с помощью которого человек становится совершенным. Первоначально моральные заповеди буддизма строятся в негативной форме (что характерно для ранних религий) и носят запрещающий характер: не убивать, не брать чужой собственности и т.д. Для стремящихся к совершенству эти заповеди приобретают абсолютный характер. Так, запрещение убийства распространяется вообще на все живое, запрет на брачные измены доходит до требования полного целомудрия и т.д. Следуя учению Будды, человек, пройдя все этапы совершенствования (медитация, йога), погружается в нирвану - небытие. Рассчитывать он должен не на богов, а только на самого себя: даже Будда никого не спасает лично, а лишь указывает путь спасения.

Христианство - самая распространенная на сегодняшний день религия, ее приверженцами являются более миллиарда человек, то есть примерно 20% населения земного шара. В центре христианского вероучения- богочеловек Иисус Христос, проповедовавший своим последователям развернутое вероучение. Основной книгой является Библия с включением в нее Нового Завете, излагающего жизнь и страдания Христа, его проповеди и деяния, сказания о Деяниях святых апостолов и их послания, а также Откровение святого Иоанна Богослова, в котором рисуется картина Страшного Суда, который ожидает человечество.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.