Но все-таки это расхождение философии с искусством не оказывается абсолютным, так как постижение истинного бытия философией имеет целью приобщение к нему конкретного человека, который таким бытием не обладает. Поэтому философия хочет знать истинное бытие человека, знать последние незыблемые основания его бытия, и на этой дороге ее пути не могут рано или поздно не пересечься с дорогами искусства.
3. Началом такого пересечения является обсуждение проблем искусства в философии. Вопросы искусства и эстетическая проблематика присутствуют в философских исследованиях двояко. Во-первых, прямо, как исследование искусства и эстетической проблематики той или иной философской концепцией, и тогда в структуре философской системы появляется раздел эстетики или сочинения, относящиеся к ее ведению. Во-вторых, скрыто, латентно, когда проблематика, которая может стать существенно важной для эстетики, обсуждается в понятиях самой философской системы. В этом случае в философской системе может не быть собственно эстетических сочинений или прямых обсуждений проблем искусства и эстетики, но философия будет "работать" на эстетику, развивая ее предметное поле.
Искусство и философия, таким образом - это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, которые, несмотря на всю близость (но не тождественность) своих содержательных областей, на свою равную направленность, на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения. Философия, в сущности, может быть растворена в понятиях и подана в безличной форме (хотя бы в педагогических целях), искусство же не поддается такому - педагогическому - растворению и обезличиванию.
Сказанное, конечно, не значит, что художественная проза не должна "философствовать", а философия должна оперировать только сухими рассудочными схемами. Любое сближение противоположностей рождает новое, третье, качество, не аннулируя исходную пару. Так, "интеллектуальная романистика", обогатив европейскую культуру именами Т.Манна и Ж.П.Сартра, отнюдь не "отменила" тем самым "внероманную" философию и "внефилософскую" прозу. Искусство и философия по-разному - в этом и состоит их ценность - удовлетворяют высшие потребности духа. Чем свободней и разнообразней духовная жизнь общества, тем естественней и органичней оно развивается.
2. Этика Аристотеля
Аристотель - величайший из древнегреческих философов, основоположник дуализма, "отец логики", ученик и решительный противник Платона. Он родился в 384 году до нашей эры в Стагире - городе на северо - западном побережье Эгейского моря. Обучал Александра Македонского. Создал свою школу, получившую название Линей по имени храма Аполлона Линейского. Смерть Александра Македонского вызвала антимакедонское восстание в Афинах. Аристотель, известный своими македонскими симпатиями, был обвинен в "безбожии" и изгнан. Философ вынужден был бежать в Халкиду на остров Эвбея, где у него было поместье. Летом 322 года он умер.
Аристотель основал свою философскую школу "перипатетиков" (по названию лекционных залов в крытых галереях - peripatos). Его учение оказало в дальнейшем определяющее влияние на становление и развитие не только философии, но и европейской культуры в целом. Во-первых, Аристотель значительно шире, чем кто-либо из его предшественников, осуществил интеллектуальный охват всех форм современного ему знания и культуры в целом. Его интересовали вопросы естествознания, философии, логики, истории, политики, этики, культуры, эстетики, литературы, теологии и т.д. Во-вторых, он сформулировал понятие философии. В качестве "первой философии" он рассматривает "метафизику" и "второй философии" - физику. "Метафизика" – наиболее возвышенная из наук, потому что не преследует эмпирические или практические цели. Она отвечает на вопросы, как исследовать причины первых или высших начал, познать "бытие, поскольку оно бытие", получить знание о субстанции, Боге и субстанции сверхчувственной. В учении о материи и форме Аристотель рассматривает два начала каждой вещи (вещь = материя + форма). Впервые он вводит понятие материи. Каждая вещь становится сама собой благодаря форме (эйдосу).
Изучение бытия возможно лишь с помощью логики (органон – орудие для изучения бытия). Логика, по мнению Аристотеля, имеет методологическое значение для познания.
Продолжая традицию своего учителя Платона, Аристотель большое внимание уделяет душе человека, разрабатывает свою этику. Характерной особенностью философии Аристотеля является колебание между материализмом и объективным идеализмом, диалектикой и недиалектическим методом.
С именем Аристотеля связываются три сочинения по этике: "Никомахова этика", "Евдемова этика" и "Большая этика". Вопрос о принадлежности этих сочинений Аристотелю все еще является предметом дискуссий. В настоящее время подлинным трактатом признается лишь "Никомахова этика". Относительно "Евдемовой этики" мнения расходятся: одни исследователи считают автором произведения Евдема Родосского, ученика Аристотеля, другие считают, что он лишь редактировал рукопись своего учителя после его смерти. Судя по содержанию, автором "Большой этики" является один из учеников Аристотеля, имя которого осталось неизвестным. Вероятно мнение, согласно которому этические сочинения Аристотеля отредактированы после его смерти сыновьями, Никомахом и Евдемом.
Основой этики Аристотеля служит психология. Этика изучает индивидуальное поведение человека, его политику, является по преимуществу социально-политической этикой, т.е. областью знаний, исследующей нравственные задачи гражданина и государства, вопросы воспитания хороших граждан и заботы об общем благе.
К числу заслуг Аристотеля относятся определение и классификация наук, видов знания. Он разделил науки на три большие группы: теоритические (умозрительные"), практические (производительные) и творческие (созидательные). К первым он отнес философию, математику и физику; ко вторым - этику и политику, а к третьим - искусство, ремесла и прикладные науки.
Философия - наиболее умозрительная из наук; она исследует то, что наиболее достойно познания - "первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное". По Аристотелю, наука ценнее тем, чем более она созерцательна. "Созерцательная жизнь" - это жизнь, чуждая корыстолюбивых расчетов и выгод, это высшая форма жизни. Она посвящена познанию, поиску истины, т.е. представляет собой высший вид духовно-творческой деятельности.
В древности "этика" ("учение о нравственности") означала жизненную мудрость, "практические" знания относительно того, что такое счастье и каковы средства для его достижения. Этика - это учение о нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых, душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, а затем и личной. Она учит практическим правилам поведения и образу жизни отдельного человека. Но Аристотель не мыслит отдельного гражданина вне общества. Для него человек - существо общественно- политическое. Этика Аристотеля тесно связана с его политикой, с учением о сущности и задачах государства.
Но являются ли нравственность, этика и политика, а также искусство, науками? Можно ли считать учение соблюдать правильные нормы повдения и вести нравственный образ жизни наукой? Согласно Аристотелю, "всякое рассуждение направлено либо на деятельность или на творчество, либо на умозрительное...". Это значит, что через мышление человек делает правильный выбор в своих действиях и поступках, стремясь добиться счастья, воплотить в жизнь этический идеал. То же самое можно сказать относительно произведений искусства. Мастер вопрощает в своем произведении идеал красоты сообразно своему пониманию. Значит, практическая сфера жизни и различные виды производительной деятельности невозможны без мышления.
Аристотель считал, что разум составляет истинную сущность человека, отличительный признак его жизни и индивидуальности. Люди, имеющие опыт и навыки в производственной практике, преуспевают больше, чем те, кто обладает чисто теоретическими знаниями в этой же области, но последних почитают больше, чем первых, подобно тому, как "мы и наставников в каждом деле почитаем больше, полагая, что они больше знают, чем ремесленники, и мудрее их, так как они знают причины того, что создается". Аристотель приходит к выводу о том, что знание тем ценнее, чем более оно теоретично и не связано с получением выгоды. Поэтому "умозрительные" науки выше созидающих, а теоретическая деятельность выше практической, например, политической. Слово "практика" используется у Аристотеля в широком смысле, а не узко - как деятельность по получению материальных выгод.
В сфере "деятельности", связанной со свободой воли, человек "выбирает" личность, сообразующей свое поведение и образ жизни с нравственным идеалом, с представлениями и понятиями о добре и зле, должном и сущем. Этим Аристотель определил предмет науки, названной им этикой.
Аристотель, рассмотрев этику в плане человеческой воли, сделал человека ответственным за свою судьбу и благополучие. Этим он отверг религиозно-мифологическую концепцию, согласно которой благоденствие или несчастье человека определяется капризами судьбы. Аристотель исследует этические проблемы, чтобы помочь людям стать лучше и сделать общество более совершенным. В противоположность Сократу, Аристотель связывает этическую добродетель с желанием, считая, что, хотя нравственность и зависит от знаний, тем не менее она коренится в доброй воле: ведь одно дело знать, что хорошо и что плохо, а другое - хотеть следовать хорошему. Добродетели не качества разума, они составляют склад души. Поэтому Аристотель различает диапоэтические (мыслительные) добродетели, связанные деятельностью разума, и этические - добродетели душевного склада, характера. И те и другие добродетели не даны нам от природы, нам можно приобрести их. Этическая добродетель есть нахождение надлежащей середины в поведении и в чувствах, выбор середины между их избытком и недостатком. "Середина" - это "ничего слишком". Так, мужество - среднее между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость - между расточительством и скупостью. Поскольку нравственное действие опирается на разум, оно подразумевает свободный выбор между добром и злом.
Непреходящей заслугой Аристотеля остается создание науки, названной им этикой. Впервые среди греческих мыслителей он основой нравственности сделал волю. Сообразно своему этическому идеалу Стагирит высоко ценит традиционные античные добродетели гражданина - мудрость, мужество, справедливость, дружбу. Однако он не ведает о любви человека к человеку в том смысле, как этому стали учить христианские богословы. Аристотелевская этика исходит из того, что люди не одинаковы по своим способностям, формам деятельности, поэтому и уровень счастья разный, а у некоторых жизнь может оказаться несчастной. Так, Аристотель считает, что у раба не может быть счастья.
Этика Аристотеля изучает вопрос о воспитании добродетелей и формировании привычек жить добродетельно для достижения счастья, доступного человеку в аспектах природы отдельного человека. Для воспитания добродетельного образа жизни и поведения одной нравственности недостаточно. Необходимы еще законы, имеющие принудительную силу. Поэтому Аристотель заявляет, то "общественное внимание (к воспитанию) возникает благодаря законам, причем доброе внимание - благодаря добропорядочным законам".
Заключение
На пороге третьего тысячелетия особую остроту приобретают вопросы о будущем философии. Одни говорят о конце философии. Это хорошо, полагают некоторые, ибо её уход оздоровит духовную атмосферу, разрядив в какой-то мере перенапряжение духовного поля современности. С этим связана новая волна философского (вернее, антифилософского) нигилизма.
Другие, разделяя в целом этот негативистской вывод о самоупразднении философии, допускают в тоже время её трансформирование в нечто иное: в узко понимаемую целиком повернутую в прошлое историю философии или в чистое учение о мышлении (царства чистой мысли), либо – путём срастания с религией и подчинения ей – в теософию, либо в философию науки (что зачастую резюмируется позитивистским тезисом: наука - сама себе философия); либо, наконец, и это один из самых ходовых, распространённых вариантов упразднения философии – превращение её – через глобальную идеологизацию – в служанку политики. Всё это – различные версии распредмечивания философии, её конца, краха.
Будущее философии – не самодовлеющая величина. Оно зависит от общества в целом. Если есть будущее у общества, то есть оно и у философии
Соотнося философию и науку, следует помнить, что научность философии – это не цель и не итог, а средство и условие философского исследования. И когда говорят, что философия (всякая философия) – это наука, то опираются на чисто формальные соображения: у неё имеется свой категориальный аппарат, её инструментарий. Однако с этой точки зрения, не каждая философия может быть научной в строгом смысле этого слова.
Философия и является наукой и не является ею, выходит за эти рамки. Помимо собственно научного отображения и весьма специфического объяснения действительности она включает обобщающее толкование ее и собственно нравственное и эстетическое отношение к ней. Можно предположить, что признание философии и наукой, и мировоззрением приобретет в будущем наибольшую остроту и откроет новые горизонты для её развития.
Что касается изученных мной вопросов, то ответы на них, так же, как и на многие вопросы философии, не являются однозначными. Философия и искусство являются пересекающимися понятиями, но не тождественными. Как уже говорилось, "не каждая философия может быть научной в строгом смысле этого слова". Действительно, произведения Ницше и Шестова вряд ли можно назвать чисто научными.
Этика Аристотеля, безусловно, внесла в неоценимый вклад в науку. Впервые среди греческих мыслителей он основой нравственности сделал волю. Хотя человек никогда не достигнет уровня божественной жизни, но, насколько это в его силах, он должен стремиться к нему как к идеалу. Утверждение этого идеала позволило Аристотелю создать, с одной стороны, реалистическую этику, основанную на существующем, т.е. на нормах и принципах, взятых из самой жизни, какова она есть в действительности, а с другой - этику, не лишенную идеала.
Список использованных источников и литературы
1. Научная и учебная литература:
а) Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М.: Проспект, 1999. – 425 с.
б) Андрейченко Г.В. Грачев В.Д. Философия. Учебник. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – 245 с.
в) Аристотель. Сочинения в 4-х томах.
г) Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Высш. шк., 1998. – 400 с.
д) Богомолов А.С. Античная философия – М., 1999. – 367 с.
е) Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1998. – С. 113.
ж) Конев В.А. Искусство и философия: полюса, стягивающие культуру // Сборник к 80-летию профессора М.С. Кагана. Серия "Мыслители". - 2001. - № 4. – С. 18-25.
з) Кохановский В.П. Философия. Учебник для высших учебных заведений - Ростов-на-Дону, 2001. – 576с.
и) Лавриненко В.Н. и др. Философия. Учебник для вузов / Под ред. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. - М.,2000. – 523 с.
к) Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1999. – 429 с.
л) Любутин К.Н. Человек в философском измерении. - Свердловск, 2001. – 267 с.
м) Новая философская энциклопедия. В 4-х томах. - М.,2000.
н) Спиркин А.Г. Основы философии. Учебное пособие. - М., 2002. – 215 с.
о) Тормасов Б.А. Философы и философия. - М., 1998. – 398 с.
п) Фролов И.Т. Философский словарь - М., 2001
Страницы: 1, 2