Рефераты. Философия и ее роль в жизни человека

2)    отношение наших знаний о мире к самому этому миру.

Как отмечал Ф. Энгельс, огромное большинство философов отвечали на этот вопрос утвердительно. Лишь немногие отрицали такую возможность. Это были представители агностицизма и скептицизма.

Что касается материализма, то он опирается на практику и частнонаучное знание.

Первая историческая форма материализма, возникшая в Древней Греции – это наивный материализм.

Вторая форма – механистический, метафизический материализм.

Третья форма – диалектический материализм.

Вся история философии есть история борьбы двух ее основных партий в философии – материализм и идеализм. Борьба между этими партиями жива и поныне. Она является отражением борьбы классов и, будучи важнейшим элементом идеологической борьбы, носит бескомпромиссный характер.

2.     Основные философские проблемы, их особенность и значение. Предмет и структура философии.


Основные философские проблемы: мир, человек и отношение человека к миру.

Для того, чтобы выражать действия, свойства, состояния, человек должен “отработать” способ обозначения своей принадлежности, равно как и других объектов, к окружающему миру. Наши представления о бытие исходят из нашей повседневной практической жизни. Бытие – это весь мир в целом. К понятию “бытие” нельзя применить никаких атрибутов, потому что она максимальная абстракция. Абстрагировать – значит лишать свойств. В данном случае выделяется только одно свойство – существование. Эта отправная точка философского осознания мира может быть выражена формулой: “Быть или не быть – вот в чем решение вопроса”.

Парменид был одним из первых, кто стал разрабатывать концепцию бытия в древнегреческой философии. Мир он делит на две части: изменчивую и вечную. Именно вечная является истинным бытием, причем бытие и мысль о нем тождественны.

У Гераклита подход к осознанию бытия другой: оно является неразрывно становящимся, изменяющимся, чувственно воспринимаемым миром.

Демокрит отождествляет бытие с простым, понимая под ним атом как наименьшую неделимую частицу. Атомов бесчисленное множество, они разделены пустотой. Пустота, или небытие, непознаваема, познаваемо лишь бытие.

Платон видит в бытие то вечное и неизменное, что познается разумом.

Аристотель называет сущностью индивидуумы, виды же – вторичные сущности.

Средневековая философия утверждает одно абсолютное начало – бога. Он и является истинным бытием, что полностью согласуется с ветхозаветным: “Я есмь сущий”.

17-18 вв. – время бурного развития науки и техники и нового понимания бытия. Оно рассматривается материализмом как физическая реальность, противопоставленная человеку. Этот недостаток преодолела немецкая классическая философия, которая увидела в бытие различные формы деятельности субъекта.

Человек – биологический вид. Человеку свойственны некоторые признаки. Говоря о человеческой жизни, мы непременно связываем себя с одной из самых сложных философских проблем – проблема ее смысла. Понятие ценности жизни и ее смысла очень близки, но не взаимозаменяемы. Рано или поздно создается впечатление, что жизнь является средством для достижения какой-то цели. Смысл, таким образом, означает включение чего-то осмысливаемого в нечто более обширное, связанное с ним. Проблема смысла жизни имеет напряженное и даже драматическое звучание, потому, что ее решение для каждого человека определяет его жизненный вектор. В решении этой проблемы жизнь с особой очевидностью обнаруживает свою противоположность – смерть. Смерть рано или поздно обозначает конец существования личности. Однако, понимание блага смерти едва ли поможет кому-либо спокойно ожидать конца своей единственной жизни. Именно поэтому человек искал и ищет путь к бессмертию.

Традиционным средством приобщения к вечности и спасения своего уникального “Я” является принятие идеи бога. Тем не менее, множество людей ищут более зримый, реальный способ продления своего существования. На этом пути человеку удается оставить материальный след своей жизни, передать свои идеи будущим поколениям. При таком взгляде на судьбу отдельного человека она выглядит как составляющая судьбы человечества в целом, и биологический конец жизни в этом случае не означает конца социального существования личности.

Деятельность – специфический человеческий способ отношения к миру, который представляет собой процесс целенаправленного преобразования окружающей реальности и ведет к самоизменению человека. При этом непременным условием протекания деятельности является процесс человеческой коммуникации.

На протяжении длительной истории развития философия лишь постепенно обретала свой предмет, выявляя круг проблем, специфичных именно для данной науки. Часть вопросов, первоначально входивших в общее нерасчлененное знание о мире, вычленялись затем в самостоятельные области знания, и на этой основе формировались конкретные естественные науки. Этот прогрессивный процесс был закономерно обусловлен тем, что в самой действительности существуют различные формы движущейся материи. Каждая из естественнонаучных или общественных дисциплин как раз и исследует законы каких-то конкретных сторон или областей природы и общества и тем самым служит человеческой практике. Но материальный мир – это не простая сумма разнообразных природных и общественных структур. Подобно тому как, например, отдельные физические объекты подчиняются общим физическим законам, так и различные стороны природного и общественного бытия подчиняются наиболее общим законам. Наличие такого рода всеобщего как раз и было объективной основой формирования философского знания и постепенного отделения от него знания частнонаучного. Поэтому многие философы были одновременно и естествоиспытателями и часто включали в свои системы конкретный естественнонаучный материал. Философия с самого начала складывалась как наука о всеобщем, хотя знания о нем выделялись не сразу и первоначально тесно переплетались со сведениями более частного характера. Аристотель выводил науки из любознательности, а занятия философией объяснял мудростью, присущей лишь немногим. На самом же деле не только конкретные науки, но и философия всегда были связаны с практикой. Живя в обществе, практически взаимодействуя с другими людьми, человек строит свое поведение в соответствии с собственными представлениями о добре, зле, долге, идеалах и так далее. Характер этих представлений зависит в конечном счете от того, каким образом решает он для себя вопросы: что же такое мир как нечто целостное, единое и каково место человека в нем? Философия как раз и осмысливала эти вопросы и тем самым помогала человеку в познании и практическом преобразовании мира.

Постепенно в философии сложились три взаимосвязанных между собой раздела: онтология – учение о наиболее общих принципах бытия и отношении человека к этому бытию; гносеология – теория познания, сформировавшаяся несколько позже антологии и на ее основе; философия истории – учение о наиболее общих принципах, законах, причинах, лежащих в основе общественной жизни и исторического процесса. Философия уже на самых ранних этапах поставила вопрос о природе общества и способах его изменения. К философии истории примыкали, а порой и сливались с нею такие философские науки, как этика и эстетика.

Онтологию, гносеологию и философию истории объединяло то, что все они в конечном счете были подчинены задаче изучения человека и мира. Философию всегда интересовал не мир сам по себе, а в связи с человеком. Поэтому в определенном смысле философию можно назвать наукой о человеке и его месте в мире, о том, как он познает этот мир, как относится к обществу и другим людям. Сам характер такого осмысления зависел от исторических условий, социальной позиции философа и поэтому менялся от эпохи к эпохе.

Возникнув как наука о всеобщем, философия лишь постепенно вычленяла, выкристаллизовывала свой собственный предмет, осознавала его особенности и связь с предметом исследования конкретных наук.

Предметом философии являются наиболее общие законы бытия и развивающейся на его основе практической и познавательной деятельности.

3.     Функции философии и их роль в духовной жизни общества.


Философия, как тип духовной деятельности существует, как уже сказано, около трех тысячелетий. И во все времена не было недостатка в людях, отрицавших ее общественную значимость. Обвиняли философов по разному, но суть обвинений была неизменна: они не приносят прямой пользы обществу. Отчасти такие обвинения следует признать справедливыми.  “Потребляет” философское знание сравнительно малый круг людей, обладающих высоким образованием и причастных к принятию решений. Иными словами, философия обращается к интеллектуальной и политической элите. Или, как ядовито сказал Вольтер: “Философия – это не для сапожников”.

Ясно, что философии принадлежит особая роль в жизни общества. Хоть и опосредованно, но философия обычно подключена к процессу принятия глобальных, стратегических решений, определяющих направленность человеческой деятельности. Отсюда и главная функция философии – исследование предельных оснований человеческой деятельности. “Предельными основаниями” обычно считаются представления, не осознаваемые полностью их носителями, но тем не менее обуславливающие их сознание. “Предельные основания” определяют стратегию деятельности, иначе говоря, “смысл жизни”. 

Раскрытие специфики философии как формы общественного сознания предполагает необходимость раскрытия и ее социальных функций, той роли, какую она играет в жизнедеятельности общества и личности. К числу основных функций философии относятся: методологическая, гносеологическая, мировоззренческая, конструктивная, идеологическая, интеллектуальная, практически-деятельная. Рассмотрим подробнее методологическую и мировоззренческую функции.

Выделение методологической функции как исходной обусловлено тем, что философия занимает особое место в процессе осознания бытия в структуре общественного сознания. Каждая из форм общественного сознания, выступая как осознание зависимости жизнедеятельности человека от определенной сферы действительности, представляет собой отражение именно этой определенной стороны человеческого бытия. Философия же, рассматривая в самой обобщенной форме отношение человека к миру и к самому себе, рассматривает не отдельные сферы бытия человека как таковые, а их взаимосвязь через призму раскрытия природы и сущности мира, природы и сущности человека и их взаимосвязи. Поэтому основные положения философии являются общезначимыми, имеют методологическое значение для каждой из форм общественного сознания в процессе осознания человеком своего отношения ко всем сферам действительности и к самому себе.

Под методологией следует понимать систему исходных, основополагающих принципов, определяющих способ подхода к анализу и оценке явлений, характер отношения к ним, характер и направленность познавательной и практической деятельности. Эти принципы заключают в себе выраженные в общей форме представления о сущности мира и человека, о предельных основаниях  их бытия, об отношении человека к миру и к себе. Конечно, в различных философских системах интерпретация этих исходных принципов различная. Тем не менее, в этих интерпретациях просматривается стремление к уяснению специфики именно философского осмысления действительности и места в ней человека. Таким образом, методологическая функция философии дает для всех форм общественного сознания, для теоретической и практической деятельности человека исходные, основополагающие принципы, применение которых определяет общую направленность подхода к осмыслению действительности, направленность познавательной и практической деятельности. Эта функция предполагает, что отношение человека к миру должно исходить из осознания им природы и сущности мира и человека, предельных оснований  их бытия, осознания человеком своего места в мире и отношение к нему, осознание общей структуры мира и состояния, в котором он находится.

Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она, вооружая людей знаниями о мире и о человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.

Часто, когда речь идет о мировоззрении, на первый план выдвигается его характеристика как обобщенной системы идей и взглядов на мир, человека, на его место в мире и т.д. Такой подход важен, так как мировоззрение всегда базируется на определенном мыслительном материале, на определенной системе знаний. Однако в этом случае мировоззрение сводится только к объективированной системе знаний, оторванной от социального субъекта. Нередко при характеристике мировоззрения обращается внимание фактически на этимологию слова – и тогда оно предстает как общий взгляд на мир.

Мировоззрение следует рассматривать не только с точки зрения его содержания, представляющего собой результат отражения действительности в сознании людей, но и с точки зрения взаимосвязи знания о мире и о человеке с социальным субъектом, с основанным на этом знании его отношения к действительности. При таком подходе на первый план выдвигается значение знания для жизнедеятельности человека. Поэтому под мировоззрением следует понимать не просто систему обобщенных знаний о мире и человеке, а ту систему знаний, которая для социального субъекта приобретает значение присущего ему способа видения, понимания, анализа, оценки явлений, определяющего характер отношения человека к миру и к себе, сознания целей и смысла жизни, характер поступков и действий. Оно есть способ духовно- практического освоения мира. 

Идеологическая, интеллектуальная и практически-деятельная функция заключаются в определении ценностей жизни, системы нравственных и гуманистических принципов и идеалов, смысла жизни человека. В условиях нависшей над человечеством угрозы мировой термоядерной войны, истощения энергетических ресурсов, загрязнения окружающей среды, обострения других глобальных проблем растет потребность в соотнесении целей и результатов самых различных видов деятельности с гуманистическими идеалами, с задачами выживания человечества. В этом соотнесении раскрывается гуманистический, общечеловеческий характер философии.


4.     Знание философии для работника правоохранительных органов РФ.


В качестве учебной дисциплины философия участвует в формировании цельного мировоззрения специалистов МВД. Значение философии определяется ее функциями – мировоззренческой, аксиологической, логикогноссологической, интегративной, которые формируют духовный мир сотрудников правоохранительных органов. Профессиональная подготовка юриста нуждается в понимании природы человека и смысла его существования, соотношения биологического и социального, сознательного и бессознательного в человеке. Философская подготовка специалиста в области юриспруденции в системе правоохранительных органов включает изучение многообразия цивилизаций и государственных образований, роли культурных программ в жизнедеятельности людей, особенностей базисных ценностей.

Основная цель курса философии – сформировать у будущих специалистов в экономико-правовой сфере знания в историко-философском аспекте, понимание сущности человека и его роли в освоении мира, приобщить к достижениям мировой философской мысли, помочь уяснить различные формы социального опыта человечества. Достижению этой цели служат следующие задачи 1) выявить сущность и структуру философского знания; 2) рассмотреть исторические типы философии; 3) раскрыть природу человека и смысл его существования; 4) дать анализ обществу как социально-практическому способу бытия человека; 5) проанализировать проблемы современной цивилизации, особенности информационно-технического общества; 6) дать исходный мировоззренческий материал для изучения правовых дисциплин.

Специалист правоохранительных органов должен иметь представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, многообразии форм человеческого знания; о сущности сознания, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности; понимать роль науки в развитии цивилизации; быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально-экономического знания; знать условия формирования личности.

Обобщая написанное можно сделать вывод, что философия способствует формированию у человека целостной мировоззренческой позиции, расширению его кругозора, развитию духовных потенций, укреплению его идейно-нравственных позиций в быстротечном развороте современных событий и борьбе идей.

Литература



1.          Введение в философию. Учебник для вузов. 2ч. Фролов И.Т. и др. – М: Политиздат., 1989.

2.          Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М: Политиздат., 1991.

3.          Диалектический и исторический материализм. Под общ.  ред. А.Г. Мысливченко, А.П. Шептулина. – М: Политиздат, 1988.

4.          С.И. Данковцев “Основы философской культуры” - Л.,1999.

5.          Маркс К., Энгельс Ф. Соч.


[1] Маркс К., Энгельс Ф., соч. Т.21, с. 282


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.