Рефераты. Философия государства и права Гегеля

Полагая, что государства находятся в отношении друг друга в естественном состоянии, Гегель не отрицает сам принцип международного права и, следовательно, саму возможность правовых, договорных отношений между государствами.

Спор между государствами, если их суверенные воли не приходят к согласию, подчеркивает Гегель может быть решен лишь войной. Вместе с тем, даже в войне как состоянии бесправия и насилия продолжают действовать такие принципы, как взаимное признание государств, преходящий характер войны и возможность мира.

В столкновении различных суверенных воль и через диалектику их соотношения выступает всеобщий мировой дух, обладающий наивысшим правом по отношению к отдельным государствам (духам отдельных народов) и судит их. Гегель характеризирует всемирную историю как всемирный суд.

Всемирная история как прогресс в сознании свободы, по Гегелю, на четыре всемирно-исторических мира: восточный, греческий, римский и германский, которым соответствуют следующие формы государства: восточная теократия, античная демократия и аристократия, современная конституционная монархия. “Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны”.[55]

В своих взглядах на всемирную историю, Гегель, конечно, возвеличивал германские народы, в частности степень буржуазной развитости Пруссии.

Известная некритичность и приукрашивание существующих реалий диктовались уже общеметодологическими установками гегелевского объективного идеализма.

Гегелевская концепция “разумного государства” в виде конституционной монархии была философским обоснованием прогрессивных преобразований тогдашней полуфеодальной Германии.[56]

сконструированное Гегелем разумное государство, являющееся в конкретно-историческом плане буржуазной конституционной монархией, в философско-правовом плане представляет собой право в его системно-развитой целостности, то есть правовое государство.

таким образом Гегель восхваляет государство как идею (то есть действительность) права, как правовое государство, как такую организацию свободы, в которой механизм насилия и аппарат политического государства опосредованы и обузданы правом, введены в правовое русло, функционируют лишь в государственно-правовых формах. В этом радикальное отличие как обычных этатистов, возвышающих государство над правом, отвергающих всякое правовое ограничение государственной власти и саму идею правового государства, так и от тоталитаристов всякого толка, которые видят в организованном государстве и правопорядке лишь препятствие для политического механизма террора.[57]

Согласно гегелевской диалектике понятие права, движению от абстрактных форм права к конкретному праву государственного целого, находящему свое идеальное выражение в суверенитете, насилие и произвол представляют собой рецидив исторически и логически преодоленной  несвободы и бесправия, неразумное и неправомерное проявление тех или иных моментов органической нравственной целостности.





















Заключение

Философско-правовое учение Гегеля оказало огромное влияние на последующую историю политико-правовой мысли. Гегелевская философия давала довольно широкий простор для обоснования как консервативных, так и критических оппозиционных воззрений.

Гегель, говоря о том, что философия способна лишь понять, но не омолодить некую устаревшую форму жизни уходящую в прошлое современность, сравнивает свою философию с совой Минервы, начинающей полет лишь с наступлением сумерек. По прошествии более полутора веков после начала своего полета эта птица, бившаяся в силках различных интерпретаций и горевшая в огне неугасающей критики, предстает уже в виде не совы Минервы, а скорее птицы Феникс. Она пережила много сумерек и рассветов приобретал все новый и новый облик. Галерея этих обликов обширна, но не исчерпана. поскольку жизнь гегелевской философии права - в оценках, интерпретациях и иных многообразных связях с современностью - продолжается.[58]

Список использованной литературы:

1.Г.В.Ф. Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во “Мысль”, Москва - 1990 г.

2.Г.В.Ф. Гегель. Энциклопедия философских наук. т. 3. Москва, 1977 г.

3. Г.В.Ф. Гегель. Наука логики. т. 3. Москва. 1972 г.

4.А.Т. Дворцов. Гегель. Из-во Наука. Москва. 1972г.

5.Н.О. Лосский. История русской философии. М. “Высшая школа”, 1991 г.

6.Б.С. Мальковский. Учение Гегеля о государстве и современность. Из-во Наука. М. “Наука”. 1989 г.

7.В.С. Нерсесянц. Гегелевская философия права. М. 1983 г.

8.История политических и правовых учений. Учебник для вузов. М. Юрид. литература. 1988 г. под редакцией д.ю.р. наук, проф. В.С. Нерсесянца.

9.Т.И. Ойзерман. Научно-философское мировоззрение марксизма. М. “Наука”, 1989 г.

10.А.А. Пиотковский. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория. Гос-ное из-во юридической литературы. М. 1963 г.

11.А.А. Радугин. Философия. Курс лекций. Из-во. Центр, 1996 г.

12.Философия. Учебное пособие для вузов. Из-во Юрист, М. 1996 г.


[1] А.А. Плотковский. Учение Гегеля о праве и государстве. Гос-ное изд-во юрид. литературы, М. с. -8

[2] Гегель. Наука логики. Соч. т. v М. 1937, с. - 28

[3] Философия. Ч. 1. История философии. Учебное пособие для вузов. Юрист. М.-1996. С. - 163

[4] Гегель. Наука логики. Т. 3. М. 1972, с. - 289

[5] Гегель. Наука логики. Т. 3.М. 1972, с. 288-289

[6] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. т. 23. стр. 22

[7] А.Г. Дворцов. Гегель. Из-во “Наука”, м._1972. с. - 66

[8] Т.И. Ойзерман. Научно-философское мировоззрение марксизма.М. “Наука”. с. - 300

[9] Философия ч. 1 .История философии. Юрист. М. 1996. с. - 175

[10] Т.И. Ойзерман. Научно-философское мировоззрение марксизма. М. “Наука”. с. - 294

[11] Гегель. Философия права. Соч. т. 7. стр. 268-269.

[12] Гегель. Энциклопедия философских наук. ч. 1. с. - 205

[13] Там же. с. - 206

[14] Гегель. Наука логики. т. V с. - 520

[15] А.А. Радугин. Философия. Курс лекций. Из-во “Центр”. 1996 г.

[16] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Издательство “Мысль”, Москва - 1990 г.

[17] Там же

[18] Гегель Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. из-во “Мысль”. Москва - 1990 г. с. - 60.

[19] Там же . ст. 59

[20] Гегель . Наука логики. Т. 3 . Москва, 1972 г. с. - 289

[21] Там же. с. - 296

[22] Там же. с. - 297

[23] Гегель . Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во “Мысль”. Москва - 1990 г. с. - 247

[24] Там же. с. - 62

[25] Там же. с. - 62

[26] В.С. Нерсесянц. Гегелевская философия права. М. 1983, с. - 20

[27] К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч. т. III, с. - 102

[28] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Изд-во “Мысль”, Москва, 1990, с. - 64

[29] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во “мысль”, Москва - 1990, с. - 65

[30] А.А. Пиотковский. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория. , Москва, 1963, с. - 96

[31] Там же.

[32] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во “Мысль”, Москва, 1990. с.- 69

[33] А.А. Пиотковский. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория. М. 1963, с. - 120

[34] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во “Мысль”. Москва, 1990. с. - 73

[35] Там же. с. - 76

[36] Там же. с. - 122

[37] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во “мысль”. Москва, 1990. с. - 129

[38] Гегель. Соч. т. I стр. 238

[39] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во “Мысль”, Москва, 1990, с. - 109

[40] Гегель. Энциклопедия философских наук. т. 1, Москва, 1977, с.- 281

[41] Б.С. Мальковский. Учение Гегеля о государстве и современность. Изд-во “Наука”, М.- 1970 г. с. - 30

[42] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во “Мысль”, Москва, 1990 г. с. - 228

[43] Б.С. Мальковский. Учение Гегеля о государстве и современность. Из-во “Наука”, М., 1970 г.

[44] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во “Мысль”, Москва, 1990, с. - 274

[45] Там же. с. - 284

[46] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во “Мысль”. Москва, 1990, с. - 263

[47] Там же. с. - 263

[48] Там же. с. - 264

[49] Гегель. Философия права. Академия наук СССР .Институт философии. Из-во “Мысль”, Москва, 1990, с. - 266

[50] А.А. Пиотковский. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория. Москва, 1963

[51] В.С. Нерсесянц. Гегелевская философия права. М. 1983 г.

[52] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во “Мысль”. Москва - 1990. с. - 319

[53] Там же. с. - 336

[54] Там же. с. - 359

[55] Гегель. Философия истории. с. -98

[56] В.С. Нерсесянц. Гегелевская философия права. М. 1983

[57] А.Т. Дворцов. Гегель// Наука, М. 1972, с. - 69

[58] В.С. Нерсесянц. вст. ст. с. - 42


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.