Рефераты. Философия эпохи Просвещения

Жан-Жак Руссо (1712-1778) – моралист, философ истории, социолог, психолог и педагог. Одним из главных вопросов, обсуждаемых Руссо, была проблема неравенства. Среди видов неравенства он выделял три: физическое, политическое и имущественное.  Физическое неравенство неизбежно, так как проистекает из природы, но в естественном, первоначальном состоянии людей не играло большой роли. Политическое неравенство складывалось из сословного положения, юридических привилегий. Имущественное неравенство Руссо соединяет с политическим: горстка аристократов купается в роскоши, а перед бедняком «заперты все двери». Последнее и является неравенством в подлинном смысле слова, но оно не всегда имело место. Руссо придерживается концепции естественного права. Говоря, что в так называемом «естественном состоянии», приходящимся на первоначальный период существования человечества, все люди были равны, не было состояния зависимости друг от друга. Какими могут быть связаны узами ничем не владеющие люди? У первобытных людей, живших совершенно обособленно, не было частной собственности. Характерная черта первобытного равенства – нравственная неиспорченность людей. Там, где нет собственности, нет и обид и почти нет прогресса.

Согласно Руссо, ближайшими последствиями возникновения частной собственности стали: конкуренция, стремление к обогащению за счет других, столкновение интересов. В театр самой ожесточенной борьбы превратилось возникшее гражданское общество с его правом частной собственности и расслоением общества на богатых и бедных. Это Руссо называет первой ступенью неравенства.

Возникшее в результате появления общественного неравенства государство своей деятельностью приводило к дальнейшему углублению этого неравенства. К разделению на богатых и бедных прибавились еще размежевание на господствующих и подвластных, сильных и слабых. Так Руссо описывает вторую ступень неравенства.

Для третьей ступени общественного неравенства характерен переход от правомерной власти к деспотической власти, к произволу. Магистраты из выборных стали наследственными. Бывшие первоначально слугами государства правители возомнили себя его собственниками. Эта замыкающая круг высшая ступень неравенства как бы возвращала к исходному пункту процесса в том смысле, что перед деспотом они все были бесправны.


Дени Дидро (1713-1784) – знаменитый мыслитель, ученый-энциклопедист. Характерная черта его политического мировоззрения – остро выраженный демократизм. Это удивительно одаренная, всесторонне развитая личность – философ, драматург, поэт, автор романов, теоретик искусства и художественный критик. Дидро посвятил свою творческую деятельность науке и философии, в значительной мере вопросам познания природы, а его произведения «Мысли об объяснении природы», «Физиологические очерки», «Письма о слепых в назидание зрячим» и другие сочинения являют собой шедевр философской литературы яркого публицистического характера. Он оказал огромное влияние на многие умы: Г. Лессинг и И.Г. Гердер во многом следуют Дидро, И.В. Гете и Ф. Шиллер преклоняются перед его исключительным талантом, Г. Гегель в своей «Феноменологии духа» комментирует блестящие образцы диалектики «Племянника Рамо». Дидро отличался искрящимся остроумием, выдающимся литературным даром, глубиной и тонкостью мысли, страстностью неутомимого борца, а также общительностью, бескорыстием и отзывчивостью. Дидро сначала был верующим христианином, потом скептиком, но от веры в Бога как творца мироздания не отошел. В последние годы жизни он склонялся к воззрениям, близким воззрениям Г. Лейбница.

Дидро высказал мысль, согласно которой от молекулы до человека тянется цепь существ, переходящих от состояния живого оцепенения до состояния максимального расцвета разума. На вопрос, можно ли предположить, что и камень чувствует, Дидро ответил: «Почему бы и нет?» И действительно, прикоснитесь ладонью к камню и информация о вашем прикосновении останется надолго на камне. Дидро, конечно, не знал и не мог знать информатики, но он силой интуиции прозревал нечто подобное. Это выразилось и в его тонкой характеристике сути живого. Специфическими особенностями жизни являются раздражимость и чувствительность, говорил Дидро, уделявший большое внимание биологическим проблемам. Образованность и прозорливость позволили Дидро высказать идею, ставшую предвестием эволюционной теории в мире живого.

Дидро утверждал, что душа – продукт единства организма, его целостности. Человек «есть некое целое, оно едино, и, может быть, это единство – в соединении с памятью – составляет душу, Я, сознание»[8]. В своих «Элементах физиологии» Дидро высказал глубокую мысль: «Я не могу отделить даже в абстракции пространства и времени от существования. Значит оба эти свойства существенно характерны для него»[9].

Дидро написал огромное число работ по философии для своего детища – знаменитой «Энциклопедии». Философским кумиром для Дидро был Ф. Бэкон с широтой, глубиной его воззрений и лучезарной яркостью слога.


Поль Генрих Дитрих Гольбах (1723-1789), барон – французский философ-материалист, химик по образованию, автор «Карманного богословия», «Системы природы». друзья называли Гольбаха «личным врагом бога». «Здравая философия» должна заниматься уничтожением религиозных заблуждений. Этого требуют интересы людей. Религия стоит на пути развития научного познания. Гольбах функции священнослужителей на этом свете видел в том, чтобы твердить нам «о том свете». Богу нет места во Вселенной, он не создал природу. Все доказательства бытия бога, по Гольбаху, нелепы. В мире нет абсолютного совершенства. Имя бога служит для обозначения наиболее скрытой, далекой и неизвестной причины. Бог – это химера, набор туманных, абстрактных слов (всемогущество, всеведение, духовность, безмерность). Религия – бич человечества, источник фанатизма, источник раздора, тирании и преступлений.

По Гольбаху, не существует полезных заблуждений, истина никогда не бывает опасной. От народа духовенство требует: детского панического страха, безграничной доверчивости, слепой покорности. Религия не совместима с подлинной человеческой моралью. Вот такой вид принял атеизм у французских материалистов.


Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) – автор книг «Об уме», «О человеке, его умственных способностях и его воспитании». В гносеологии он отстаивал сенсуализм и даже наиболее абстрактные понятия выводил из ощущений. К ощущениям у человека сводится все. Они – следствие воздействия внешних вещей. Из данных ощущений возникают идеи. Гельвеций отвергал внутренний опыт Локка, его рефлексию, присутствие в мышлении своеобразного начала, совершенно  не зависимого от ощущений.

Условием построения новой, реалистической философии должно стать восстановление прав чувственного начала. Человеческое знание обязано своим происхождением опытному, чувственному познанию. Любая идея, по Гельвецию, в конечном счете всегда может быть сведена к «физическим факторам или ощущениям». Абстрактные понятия – всего лишь простая сумма ощущений. При таком подходе за умом лишь сохранялась функция наблюдения сходства и различия между предметами. И соответственно философии предписывалось следовать за опытом и останавливаться там, где остановился опыт.

Чувственный образ для Гельвеция – копия вещи. Познание и понимание людьми друг друга возможно потому, что одни и те же приблизительно впечатления получают от одних и тех же предметов.

В совпадении наших интересов с общественными интересами усматривал Гельвеций «справедливость наших суждений и поступков». Интерес – не критерий истины, а условие, стимул к познанию. Критерием истины у Гельвеция оказывается опыт, понимаемый как эксперимент. Вечная, бесконечная природа и ее часть человек – исходный пункт всякой истинной философии.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Идеал свободомыслия в самом широком значении этого слова приобрел у философов XVIII в. поистине революционный размах и остроту. Хотя прямого призыва к ниспровержению государственного строя в теориях просветителей не было, но они внедряли в массовое сознание мысль о том, что люди вольны переустраивать общество и, следовательно, устранять преграды, мешающие им сделать это. В этом заключался революционный характер влияния философских идеалов просвещения на общественное сознание.

Исторической границей европейского Просвещения становятся 1780-1790-е гг. Великая французская революция разрушила исторический оптимизм Просвещения. Немецкая литературно-философская революция пересмотрела статус разума.

Одна из главных особенностей эпохи Просвещения заключается в том, что она в большей степени, чем предшествующие эпохи, формировала новый тип личности. Этот круг по-новому сформированных людей количественно был значительно шире, чем в предыдущие времена, поскольку раньше процесс личностного формирования затрагивал преимущественно творцов, производителей идей, создателей картин, книг, скульптурных произведений. В отношении эпохи Просвещения можно говорить, что слой, затронутый новым идеалом образования и воспитания, значительно расширился.

Интеллектуальное наследие Просвещения было скорее идеологией, чем философией, и поэтому оно быстро вытесняется немецкой классической философией и романтизмом, получив от них эпитет "плоского рационализма". Однако Просвещение находит союзников в лице позитивистов 2-й половины XIX века и обретает "второе дыхание" в XX веке. Так, некоторые просвещенческие мотивы звучат в работах Гуссерля, Вебера, Рассела, Витгенштейна.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1.     «Введение в философию: Учебник для вузов» / под ред. И.Т.Фролова. – Москва, «Политиздат», 1989.

2.     «Философия» / под ред. Л.А.Никитич. – Москва, «Юнити», 2002.

3.     «История философии: Запад-Россия-Восток»: учебник для вузов в 2кн. / под ред. Н.В.Мотрошиловой. – М. – Кн. II: Философия XV-XIX вв. – 1996.

4.     Спиркин А.Г. «Философия: Учебник» – Москва, «Гардарики», 1999.

5.     «Философия» / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3е изд., Москва, «Гардарики», 2003.

6.     «Философия. Часть первая: История философии»: учебное пособие / под ред. Проф. В.И.Кирииллова, проф. С.И.Попова, проф. А.Н.Чумакова. – изд.2-е, перераб. и допол. – М., Юристь, 2003.


 

 



[1] «Введение в философию: Учебник для вузов» / под ред. И.Т.Фролова. – Москва, «Политиздат», 1989. – стр.165.

[2] «Философия» / под ред. Л.А.Никитич. – Москва, «Юнити», 2002. – стр.182.

[3] «Философия» / под ред. Л.А.Никитич. – Москва, «Юнити», 2002. – стр.182.

[4] «Философия» / под ред. Л.А.Никитич. – Москва, «Юнити», 2002. – стр.180.


[5] «Введение в философию: Учебник для вузов» / под ред. И.Т.Фролова. – Москва, «Политиздат», 1989. – стр.245.

[6] «Философия» / под ред. Л.А.Никитич. – Москва, «Юнити», 2002. – стр.182.


[7] «Философия» / под ред. Л.А.Никитич. – Москва, «Юнити», 2002. – стр.182.


[8] Спиркин А.Г. «Философия: Учебник» – Москва, «Гардарики», 1999. – стр.139

[9] Спиркин А.Г. «Философия: Учебник» – Москва, «Гардарики», 1999. – стр.139.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.