Рефераты. Философия эпохи античности

Философия эпохи античности

Философия эпохи Античности


Мифология основана на мифах, фантазии и антропоморфизме. Философия античности появляется в эпоху разделения умственного и физического труда. В отличие от мифологии ей присуще рациональное мышление, критика антропоморфизма. Материя понимается как потенция, а идея как формообразующий принцип целесообразной структуры. Материю признавали и идеалисты (Платон). Демокрит признавал свои атомы идеями, Платон идеи – атомами. Идея всегда была вещественно-телесной. В переводе с греческого эйдос – идея, вид. В античной философии был многовековой скептицизм, изощрённейшим образом доказывающий, что ничего не существует, а если что-нибудь существует, то оно не познаваемо, а если познаваемо, то невыразимо.

Миф ставил вопрос: Кто родил всё сущее? Философия – Из чего оно произошло? Что является первоначалом? Философия возникает как наука о природе, о бытии. Греческая философия возникла в VII-VI веке до нашей эры. Первый этап с VII до V до н.э. называют досократовским. К этому этапу относятся милетская школа

Фалес (624-547) за первоначало принимал воду. Анаксимандр (610-546) – апейрон, Анаксимен(585-524) – воздух. Затем появляются школа Гераклита, абсолютизирующая движение и принимающая за первоначало огонь, и элеаты (Ксенофан, Парменид, Зенон) отвергающие движение.

Гераклит Эфеский, элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, Эмпедокл и Анаксагор, древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит).

Второй этап охватывает период с половины V века и до конца IV века до н.э. – классический этап (Сократ, Платон и Аристотель).

Третий этап в развитии античной философии (конец IV в. и до конца II в. до н. э.) обычно обозначается как эллинистический (Эпикур).

Четвёртый этап (I век до н.э. – V-VI вв. н. э.) приходится на период, когда решающую роль стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. В римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секст Эмпирик).


Особенности философии эпохи античности


Объективизм. В античности нет приоритета субъекта над объектом, личность там не имеет такого абсолютного значения как в новоевропейской культуре. Античная культура основана на принципе объективизма. В античности свой абсолют: чувственный, осязаемый, звёздное небо, например. Античная культура – это не только объективизм, но это ещё и материально-чувственный космологизм.

Космологизм носит абсолютный характер. «Космос вечен, его никто не создавал». Космос – это божество. Космос понимается как высшее совершенство, как произведение искусства. Античность скульптурна, она любит симметрию, гармонию. Античные боги – это те идеи, которые воплощаются в космосе, это законы природы, которые им управляют.

Пантеизм – характеристика античности. Всё есть бог.

Античность основана на соединении фатализма и героизма (из мифологии).

В античном «логосе» нет никакой личности. «Логос» - понятие логическое, языковое и в то же время натурфилософское, материальное, связанное с воздухом, с огнём, с землёй, со всеми стихиями.

«Идея» или «эйдос» - это только то, что видно. В немецком же идеализме идея – это абстрактная категория.

Человек – это порождение космоса, эманация (истечение) эфира.


ПИФАГОР                            VI в. до н.э.

ГЕРАКЛИТ                           544-483 до н.э.

ЗЕНОН                                  490-430 до н.э.

СОКРАТ                      467-399 до н.э.

ДЕМОКРИТ                          460-370 до н.э.

ПЛАТОН                     427-347 до н.э.

АРИСТОТЕЛЬ                      384-322 до н.э.

ЭПИКУР                      341-270 до н.э.

МАРК АВРЕЛИЙ                          121-180


Пифагор уроженец острова Самоса, сын резчика и продавца колец, ученик Фалеса и других философов, приобрёл себе во всех науках превосходное знание. Жил в городе Кротон, в той части Италии, которая некогда называлась великой Грецией, где он дал итальянцам свои законы и их к воздержанному и честному житию привёл, был сам примером честности и непорочности.

Всё добро было общим, от чего происходило неразрывное дружелюбие. Он же почитается изобретателем музыки, также привёл в совершенство геометрию. Особенно упражнялся в арифметике, которую прочим знаниям предпочёл, считая, что в превосходном знании чисел состоит наибольшая степень премудрости. Телом он был пригож, лицом важен, одарён остротою разума. Прожил он 117 лет или 99, точно неизвестно.

Положения его учения

Философия есть размышления о смерти и очищение жизни человеческой.

Пифагорики учили:

v   что один есть Бог, который есть дух по всей твари разлившийся;

v   в числах содержится великая сила;

v   все планеты вращаются вокруг Солнца;

v   души суть бессмертны; в разные роды животных переходят и, наконец, в человеческое тело возвращаются, потому всех животных они почитали нам свойственным;

v   скоты имеют разум;

v   всё повторяется.

На дверях гимназии было написано: «Не знающий геометрии сюда да не войдёт».

Распорядок дня

Утро.

1 Размышление о будущем, ибо они как только пробудились, то размышляли о том, что должно в сей день сделать.

2. Музыка. Как только с постели вставали, то остаток сна пением при скрипичной игре прогоняли, и таким образом сердце своё в ободрение приводили.

3. Уединение и прогулка. После пения прохаживались поодиночке, друг с другом не должны были общаться, пока каждый из них не приведёт своего духа в порядок.

4. Взаимное посещение.

5. Упражнения тела: помазание, борьба, бег и прочее.

Обед.

Приём людей, которым они толковали нравственные и гражданские обязанности

Прогулка.

Омовение (баня). Ужин. Чтение. Пение. Вспоминание.

Правила: не обжирались, не много спали, не много смеялись и не были бы печальны, но всегда постоянный вид имели, не сердились, чтоб в гневе будучи, ничего не говорили и не делали, чтоб с женщинами не часто совокуплялись, а сущие пифагорики от сего и вовсе бы воздерживались.

Пифагорейцы началом всего сущего считали число. Ксенофан, Парменид, Зенон – элеаты, ввели понятия бытия.

Теория познания Парменида. Бытие – это то, что можно познать только разумом, а не с помощью чувств. Чувственному восприятию человека дано только изменчивое, временное, текучее, непостоянное, а то, что неизменно, вечно, тождественно себе, доступно только мышлению. То, что мы ощущаем, на самом деле не существует, есть только невидимый, неосязаемый мир, ибо только он может быть мыслим без противоречия.

Учение элеатов о бытии: 1)бытие есть, а небытия нет; 2)бытие едино, неделимо;; 3)бытие познаваемо, а небытие непознаваемо, его нет для разума, а значит оно не существует.

Гераклит тёмный

Положение об абсолютной изменяемости вещей считалось уже в древности законом гераклитизма. «Всё течёт». Из всех сфер действительности выхватывал он примеры, чтобы показать переход противоположностей друг в друга. Первоначало не есть вещество, а есть само движение, продуктами которого впервые являются все вещества. Для Гераклита вечное мировое движение представляется в виде огня. Огонь для него не как вещество, а как процесс, в котором возникают и исчезают все вещи. «Нет ничего постоянного, кроме перемены».

Для Гераклита существует мир в противоположностях и их преодолении. Вражда отец всего, царь всего. Вражда и примирение – в этом невидимая гармония. Вражда и мир, недостаток и обилие. Уравновешивание двух противоположных процессов даёт постоянство.

Жизненность души и присущие ей во всех отношениях совершенство он объяснял тем, что получает своё питание от мирового огня, от всеобщего разума, от Логоса. Он высказывается против анархии массы. Только подчинение порядку, и в конечном счёте – мировому закону, может человек приобрести ясность души, составляющую его счастье. Не чувствами должен руководствоваться человек, а разумом.

Апории Зенона. (Апория – затруднение, безвыходное положение). Они («Ахиллес и черепаха», «Летящая стрела», «Дихотомия», «Стадион») сыграли важную роль в развитии диалектики. Диалектики единого и многого, прерывного и непрерывного.

Зенон стремится не к тому, чтобы усвоить или понять эмпирическую действительность, но только к тому, чтобы защитить парадоксы своего учителя (Парменида) посредством разных операций над понятиями. Он пользуется не эмпирическими, а формальными и логическими аргументами. Аристотель говорит о нём как изобретателе диалектики. У Зенона ставится проблема конечного и бесконечного,, прерывного и непрерывного. В апории «Дихотомия» Зенон пытается доказать, что движение невозможно. Тело не может сдвинуться с места, начать движение, то есть не может быть перехода от покоя к движению и наоборот. Содержание этой апории таково: движущийся к цели предмет должен сначала пройти половину пути, но чтобы пройти эту половину, он должен сначала пройти её половину и так до бесконечности. То есть цель никогда не будет достигнута, так как тело вечно должно преодолевать эти полпути. Зенон абсолютизирует прерывность пространства и противопоставляет непрерывности.

Сократ родился в Афинах. Оракул советовал отцу его, чтобы он дал сыну полную свободу, не пёкся бы о нём излишне, ибо он имеет в себе наставника в жизни превосходящего всех прочих учителей. Сократ имел двух жён, одну Миртону, другую Ксантипу. Последняя не так злонравна была, как о ней говорят и опровергается приписанное Сократу безобразие. Странствования Сократ счёл для себя не нужными. Всю жизнь свою в доме проводил, за исключением войны, где он храбро поступал. В республике также ни одной должности на себя принимать не хотел, но в престарелых летах в Сенате заседал. Больше рассуждал о нравоучительных, нежели о физических вещах. В добродетели сам собою подавал пример, духом был спокоен и состоянием своим доволен, а эти добродетели – знаки истинного мудреца. Он всех наставлял, ибо не только в школе учил, но и в народ часто обращаясь, правила премудрости внушал и всячески старался других честным нравам научить.

Мудростью своею по примеру других не гордился, но обыкновенно говаривал, что он другого не знает, кроме одного того, что ничего не знает. Способ учения его состоял в разговорах, где он использовал свой знаменитый приём – иронию («ирония» в переводе с греческого означает «симуляция», «притворство»). Сократ обычно просил разъяснить ему значение того или иного понятия. Находил в объяснении слабые стороны, ошибки и просил уточнения. Процедура неизменно заканчивалась тем, что, собеседник Сократа начинал противоречить сам себе и в конце концов оказывался в тупике.

Сочинений не оставил.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.