• имеют общеобязательный характер;
• формально-определенны (четко сформулированы в письменной форме);
• регулируют четко определенный круг общественных отношений (а не общественные отношения вообще);
• подкреплены принудительной силой государства (возможностью применения насилия, санкций со стороны специальных государственных органов в установленном законом порядке по отношению к лицам, их преступившим).
5. Жизнь человека и общества невозможна без деятельности — целостных, системных, последовательных, направленных на определенный результат действий. Основным видом деятельности является труд.
В современном развитом обществе труд — одна из высших социальных ценностей. Труд при отчуждении человека от средств и результатов труда теряет свою мотивацию и социальную привлекательность, становится бременем для человека и отрицательно влияет на личность. Наоборот, приносящий пользу человеку и обществу труд способствует развитию потенциала человека.
Труд сыграл исключительную роль в формировании и развитии человеческого сознания, способности человека, в эволюции в целом.
Благодаря труду и его результатам человек выделился из окружающего животного мира, сумел создать высокоорганизованное общество.
Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами, занимает определенную жизненную позицию.
26. Философская концепция бытия. Основные формы бытия и соотношение
Категория бытия в философии.
Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к истории развития философии.
Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.
Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.
Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй - как идеальные.
Периоды в трактовке бытия.
Можно вычленить несколько периодов в трактовке бытия. Первый период - мифологическое истолкование бытия.
Второй этап связан с рассмотрением бытия “самого по себе” (натуралистическая онтология).
Третий период начинается с философии И. Канта. Бытие рассматривается как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека. В ряде направлений современной философии делается попытка переосмыслить онтологический подход к бытию, который исходит уже из анализа человеческого существования.
Существо развития научного и философского знания заключается в том, что человек все более сознает себя как субъекта всех форм своей деятельности, как творца своей социальной жизни и форм культуры.
В истории философии первую концепцию бытия дали древнегреческие философы 6 - 4 веков до нашей эры - десократики. Для них бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом.
Парменид
Одни из них рассматривали бытие как неизменное, единое, неподвижное, тождественное себе. Таковыми были взгляды древнегреческого философа Парменида. Существо его философской позиции заключается в проведении принципиального различия между мышлением и чувственностью, а соответственно и между мыслимым миром и миром чувственно познаваемым. Это было подлинным философским открытием. Мышление и соответствующий ему мыслимый, умопостигаемый мир есть прежде всего “единое”, которое Парменид характеризовал как бытие, вечность и неподвижность, однородность, неделимость и законченность, противопоставляя его становлению и кажущейся текучести. Для богов нет ни прошлого, ни будущего, а существует только настоящее.
Он дает одну из первых формулировок идеи тождества бытия и мышления: “мыслить и быть есть одно и то же”, “одно и то же мысль и то, на что мысль устремляется”. Такое бытие, по Пармениду, никогда не может быть небытием, поскольку последнее - это нечто слепое и непознаваемое; бытие не может ни происходить из небытия, ни каким-либо образом содержать его в себе.
Вопреки сложившемуся еще в древности мнению, Парменид вовсе не отрицал чувственного мира, а только доказывал, что для его философского и научного осознания мало одной чувственности. Считая критерием истины разум, он отвергал ощущения из-за их неточности.
Современная философия уже утвердительно говорит, что можно выделить две основные формы бытия: бытие как таковое как способ существование материи и всё что с этим связанно и внутреннее бытие самого человека. Рассмотрим феномен времени в соотнесении с этими двумя формами бытия.
Внутреннее бытие самого человека. Если мы посмотрим на самих себя, на свою жизнь, то можно смело сказать, что вчера никогда не было, а завтра никогда не наступит. Для человека, а если точнее, в рамках нашего собственного восприятия реальности существует только сегодня и сейчас. Мы знаем только себя и эта тождественность самому себе всегда проявлена сейчас и только сейчас. О прошлом у нас есть воспоминания, о будущем мечты, но мы существуем только сейчас. Реальность или субстанциональность нашего внутреннего бытия проявлена категорией "здесь и сейчас". Другими словами можно сказать, что на этом уровне бытия ни прошлого, ни будущего не существует. Так как мы, то есть состояние и осознание самого себя, своего "Я" существует только сейчас, то можно смело сказать, что для "Я", личности, души вечность - естественная (субстанциональная) характеристика бытия, тогда как прошлое и будущее – не имеет реальных (субстанциональных) характеристик. Для "Я" прошлое и будущее – это иллюзия. Прошлого и будущего не существует в реальности. Прошлое и будущее это категория нашего отношения во вне связанные не с реальностью, но с тем, что реальностью не является. Прошлое и будущее это иллюзия, это порождение нашего собственного ума и с реальным «Я» связано не природными, реальными связями, но лишь условием, с которым соглашается «Я» и в которых оно пребывает, отождествляя себя с этими условиями. «Я» представляет собой схему движения от того, что необходимо к тому, что достижимо. Желания «Я» в обретении и стремлении к данному порождает форму бытия, представленную вечным временем отождествляемому самим «Я» с вопросом о том, насколько необходимо условие данной постановки и стремление к тому, что есть желание по природе как таковой отличной от природы самого «Я» в рамках тех условий, порождаемых материальной природой. Сам этот процесс и есть время, есть прошлое и будущее как условие выполнения данного. Необходимые условия для выполнения это состояние «Я» отдернутого в сторону невыполнимых вещей на том уровне реальности, на котором есть бытие «Я». Время позволяет вставить необходимый компонент в состав формируемой «Я» реальности для ее осуществления. Время как течение не связано с «Я» никак. Восприятие настоящего не в способности фиксировать прошлое и будущее, но способность быть и осознавать самого себя. Настоящее без прошлого и будущего и есть бытие в чистом виде, ибо прошлое и будущее это всего лишь игра ума, ожидание ума. Реальность она одна. Она либо есть, либо ее нет, либо это нереальность, но нечто отличное от нее. Третьего не дано. Реальность – это в-себе-и-для-себя истина, разворачивающаяся из самой себя, ничего кроме себя не являющая. Кроме реальности нет ничего, ибо это и есть бытие, где небытие не является реальностью, ибо если небытие реально, значит это часть реальности, а следовательно ничего кроме бытия реальности не есть. Если реальность есть, то она есть здесь и сейчас, а не раньше или потом.
Бытие как способ существования материи. С другой стороны, посмотрите как существует этот объективный мир. Самая главная черта объективного (внешнего) мира, самая главная его характеристика - движение. Движение невозможно без времени, без постоянного чередования, смены одних характеристик другими, одних состояний другими и т.п. Можно выделить отрезок времени, за который происходит движение, например час. Но в рамках этого часа так же происходит движение, то есть переход от прошлого к будущему. Час можно разбить на полчаса, полчаса на пятнадцать минут, и так далее. Можно делить этот отрезок между будущим и прошлым до бесконечности, но он так же будет в состоянии делиться и делиться на переход от будущего к прошлому. И в результате мы получим, что движение - это бесконечный отрезок перехода от будущего к прошлому, при котором настоящее не имеет субстанциональных характеристик. В Бхагавад-Гите Кришна говорит, что он «есть время», и поэтому время это трансцендентный фактор, пронизывающий все материальное бытие. Время в материальном мире – это фактор взаимодействия материальных элементов (атомов), то есть скорость их взаимодействия друг с другом.
В Шримат Бхагаватам 3.11.5-13 говорится, что " Единица измерения грубого времени определяется следующим образом: два атома, соединяясь, образуют сдвоенный атом, а три таких сдвоенных атома - один гекзатом. Гекзатомы можно увидеть в лучах солнечного света, пробивающихся сквозь щели в оконных ставнях. При этом отчетливо видно, как они поднимаются вверх, к небу. Время, необходимое для соединения трех трасарену, называют трути. Сто трути составляют одну ведху, а три ведхи равны одной лаве. Период времени, продолжающийся три лавы, составляет одну нимешу, три нимеши равны одной кшане, пять кшан образуют одну каштху, а пятнадцать каштх - одну лагху. Пятнадцать лагху равны одной надике, которую иногда называют дандой. Две данды составляют одну мухурту, а шесть или семь данд составляют четвертую часть дня или ночи по исчислению людей. Мерная емкость для определения продолжительности одной надики (данды) должна быть изготовлена из меди и весить шесть пал (366 гр.). В ней делают отверстие с помощью золотого сверла весом четыре маши и в четыре пальца длиной. Эту емкость помещают в воду, и время, за которое она до краев наполнится водой, называют одной дандой. День человека длится четыре прахары, которые иначе называют ямами, и столько же продолжается его ночь. Пятнадцать дней и ночей составляют половину месяца, и каждый месяц состоит из двух половин - светлой и темной. Две половины месяца составляют одни сутки на планетах системы Пита. Одно время года длится два месяца, а за шесть месяцев солнце полностью завершает переход с юга на север. Два перехода солнца равны суткам на планетах полубогов, или полному календарному году человека. Продолжительность жизни людей составляет сто лет. Все влиятельные звезды, планеты, светила и атомы во вселенной движутся по своим орбитам, повинуясь воле Всевышнего, которую олицетворяет вечное время.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40