Рефераты. Философия Древнего Китая (Даосизм)
Философия Древнего Китая (Даосизм)
Китай
– страна древней истории, культуры, философии. Уже в середине второго
тысячелетия до н.э. в государстве Шан-Инь (XVIII-XII
вв. до н.э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в который
обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в меньшей степени в
земледелии, а также в домашнем хозяйстве и строительстве.
История
всех философий древности свидетельствует о том, что мифологические воззрения
родового общества оказали влияние на процесс становления основ научных знаний.
Философия зарождалась в недрах мифологических представлений, использовала их
материал. Не была исключением в этом отношении и история древнекитайской
философии.
ФОРМИРОВАНИЕ
КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ШКОЛЫ.
В
VII-III
вв. до н.э. в идейной жизни Древнего Китая появляются новые явления,
качественно отличные от того, что знала китайская мысль предшествующего периода
и что было обусловлено серьезными социологическими сдвигами. В этот период в
Древнем Китае происходят крупные экономические и общественные изменения,
обусловленные появлением частной собственности на землю, развитием
производительных сил, расширением видов ремесел, применением новых, железных
орудий и инструментов в сельском хозяйстве и промышленности, улучшением самих
способов обработки почвы.
Глубокие
политические потрясения - распад древнего единого государства и укрепление
отдельных царств, острая борьба между крупными царствами за гегемонию - нашли
свое отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических
и этических школ. Этот период характеризуется расцветом культуры и философии.
Наследственная рабовладельческо-родовая знать по-прежнему цеплялась за
религиозные идеи «неба», «судьбы», правда, несколько видоизменяя их
применительно к особенностям борьбы того времени. Новые социальные группы,
находившиеся в оппозиции к родовой аристократии, выдвигали свои взгляды,
выступая против веры в «небо» или вкладывая в понятие небесной судьбы
совершенно иной смысл. В этих учениях делались попытки осмыслить исторический опыт,
найти «идеальный закон» управления страной, выработать новые правила
взаимоотношений между различными социальными группами населения, определить
место отдельного человека, страны в окружающем мире, определить отношения
человека с природой, государством и другими людьми.
Подлинный
расцвет древней китайской философии приходится именно на период VI-III
в. до н.э., который по праву называют золотым веком китайской философии. Именно
в этот период появляются такие произведения философско-социальной мысли, как
«Дао де цзин», «Лунь-юй», «Мо цзы» и другие. Именно в этот период происходит
формирование китайской философской школы – даосизма, которая оказала затем
громадное влияние на все последующее развитие китайской философии. Именно в
этот период зарождаются те проблемы, те понятия и категории, которые затем
становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии,
вплоть до новейшего времени.
ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ.
Специфика
китайской философии непосредственно связана с ее особой ролью в той острой
социально-политической борьбе, которая имела место в многочисленных
государствах Древнего Китая периодов «Весны и осени» и «Сражающихся царств».
Развитие социальных отношений в Китае не привело к четкому разделению сфер
деятельности внутри господствующих классов. В Китае своеобразное разделение
труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило
прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике.
Философы,
первооснователи и распространители разных школ, странствующие конфуцианские
проповедники, представлявшие весьма влиятельный общественный строй, нередко
являлись министрами, сановниками, послами. Это привело к тому, что вопросы
управления страной, отношений между различными классами и социальными группами
населения в обществе, заняли господствующее место в китайской философии и
определили сугубо практический подход к жизни общества. Вопросы управления
обществом, отношения между различными социальными группами,- вот что преимущественно
интересовало философов Древнего Китая. Другая особенность развития китайской
философии связана с тем, что естественнонаучные наблюдения китайских ученых не
находили, за небольшим исключением, более или менее адекватного выражения в
философии, т.к. философы, как правило не считали нужным обращаться к материалам
естествознания.
Оторванность
китайской философии от конкретных научных знаний сузила ее предмет.
Обособленность древней китайской философии от естествознания и
неразработанность вопросов логики является одной из главных причин того, что
формирование понятийного аппарата шло весьма медленно. Для большинства
китайский философских школ метод логического анализа остался фактически
неизвестным.
ШКОЛЫ
В КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.
В
«Ши цзи» («Исторические записки») Сыма Цяня (II-I
вв. до н.э.) приводится первая классификация философских школ Древнего Китая.
Там названо шесть школ: «сторонники учения об инь и ян» (натурфилософы), «школа
служилых людей» - жуцзя (конфуцианцы), «школа моистов», «школа листов» -
минцзя, «школа законников» (легистов) – фацзя и «школа сторонников учения о дао
и дэ – даосистов.
Но
при всей разнородности школ их сводят к двум основным течениям – даосизму и
конфуцианству, между которыми особое место занимает ицзинистика.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
ДАО.
У
китайской философии общее происхождение, единый корень – культура Дао, которую
различно реставрировали с разных мировоззренческих позиций. В социальном и
теоретическом срезах ее становление включает два периода: родовой и переходный
от рода к государству. На этапе родового строя Дао рассматривается как живой
символ и живая органическая культура. Древние философские представления
раскрывают рождение Дао в космической пустоте (сюй). Под влиянием вселенско-космических
ритмов инь-ян пустота-вакуум заворачивается в воронку, происходит вспышка, и в
этом лгненно-светлом спиральном вихре рождается эмбрион Дао (мировое яйцо),
которое и несет в себе телесно-духовно-идеальную и тео-зоо-антропоморфную
сущность. Собственное вращение эмбриона Дао дает ему расширение и
дифференциацию. Он делится на пять элементов в виде креста по горизонтали: один
элемент в центре, четыре по сторонам света. Пять элементов располагаются и по
вертикали, находясь один над другим и образуя вертикальный столб. Элементы
горизонтали и вертикали – зеркальные аналоги друг друга.
Вращаясь
в круговой связи, элементы горизонтального креста попеременно заходят в центр,
а части вертикального столба пронзают центр и двигаются туда-сюда. Зеркальные
аналоги встречаются в центре и сливаются в один бинарный элемент. Полный цикл
сопряжения сплетает 25-частную спираль Дао. Элементы горизонтального кольца
улавливают и генерируют вселенско-космический ритм инь («женское» начало), а
вертикального – ян («мужское»). Бинарные элементы центра соединяют
противоположные ритмы и генерируют новый ритм цзы («детские» элементы). Функции
энергетических движителей спирали выполняют две зеркальные триады (по вертикали
и горизонтали) инь-цзы-ян. Спираль Дао разделяет телесно-духовно-идеальную
сущность эмбриона Дао и создает Космос: телесная темная сущность образует
Землю, идеальная легкая и светлая поднимается и образует из светящихся облаков,
солнца, луны, звезд и созвездий Небо. Духовная сущность веет невидимым ветром
посередине. Тео-зоо-антропоморфная сущность разграничивается таким образом:
первопредок – Бог помещается на Небе, человек – в центре, вещи – на Земле. В
сферическом объеме Дао они сплетают три генетических спирали, где элементы
одной свободно превращаются в элементы двух других. Нескончаемая жизненность
Дао обеспечивается ритмами инь-ян, космический танец выражает сторону поведения
(у), песнопения – словесно-смысловую (гэ). Пять цветов и пять тонов
сферического организма-космоса Дао дает ему возможность петь и танцевать в
ритмах собственной природы. Телесная, духовная и идеальная сущности спирали Дао
скрывают смысловые узоры, которые человек использует в качестве иероглифических
знаков для обозначения ее элементов. Например, горизонтальный пятичастотный
крест представляет собой:
Пять
физических элементов
Пять
духовных элементов
Пять
идеально-числовых элементов
Огонь
И
(Долг)
7/2
Дерево-Земля-Металл
Ли-Дэ-Синь
(Ритуал)
(Добродетель)
(Доверие)
8/3-5/10-4/9
Вода
Жэнь
(Человеколюбие)
1/6