Рассел испытывал симпатию к тем, о ком писал, даже если не разделял их взглядов. Его критика спокойна и свободна от тенденциозности. Его отличает особая страсть находить в биографиях философов малозначительные на первый взгляд черты, способные не только развлечь читателя, но и открыть что-то новое в характере мудреца. Стала знаменитой его фраза о Декарте: "Декарт всегда был хорошо одет и носил шпагу. Он не был трудолюбивым, работал он всего в течение нескольких часов в день, читал мало"[10]. Может быть, образ дилетанта-аристократа просто грел душу английского лорда. Не случайно же он заостряет внимание на замечании Юма: "Оснований для изучения философии не существует <... > за исключением того, что некоторым натурам это предоставляет возможность приятно провести время"[11].
"История западной философии" писалась в годы второй мировой войны, и время наложило на нее свой отпечаток. Рассел не стремится сделать классиков злободневными, но и не упускает случая проиллюстрировать старую мысль о том, к каким печальным последствиям могут привести самые благородные идеи.
Книга уже дважды издавалась на русском языке, но даже если отвлечься от того, что первые два издания давно стали редкостью, нынешнее отличается от них полным отсутствием купюр. В нем полностью воспроизводятся разбросанные по тексту замечания (естественно, не всегда доброжелательные) об отцах-основателях диалектического материализма, советских государственных деятелях и впервые печатается глава о Карле Марксе. Кроме того, издание снабжено громадным (свыше пятидесяти страниц) алфавитным указателем, объединяющим персоналии и темы.
Логический атомизм можно кратко охарактеризовать как философию математической логики, а если быть более точным, то как философию, изложенную в "Принципах математики", большой работе по математической логике, написанной Б. Расселом и А. Уайтхедом, которая была опубликована в трех томах в 1910-1913 гг.
После более десяти лет работы в наступившем XX в. они разработали логику нового типа, намного более широкую, чем аристотелева, в которую классическая (аристотелева) логика входила, но лишь в качестве одного из частных случаев. Главное отличие этой логики от логики Аристотеля можно сформулировать так: если логика Аристотеля по существу была логикой классов, то логика Рассела - логикой высказываний. [12]
Например, суждение "Все люди смертны" устанавливает, что класс людей включается в класс объектов, которые смертны. В отличие от этого, в логике Рассела рассматриваются отношения между высказываниями (например, "Если идет дождь, то улицы мокрые"). Оба предложения: "идет дождь" и "улицы мокрые" - являются высказываниями, но (кроме этого) они находятся между собой в некотором отношении, которое Рассел назвал импликацией (следованием). Расселу удалось показать, что в терминах этой логики можно выразить также отношения между классами.
"Принципы математики" представили огромный интерес для философии, по крайней мере, по двум причинам:
в работе доказано, что математика, всегда считавшаяся самостоятельной дисциплиной, в действительности является разделом логики;
Рассел утверждает также, что базовая структура повседневных или "естественных" языков, таких, как английский или русский, подобна структуре "Принципов математики". Но хотя естественные языки и похожи в этом отношении на "Принципы математики", они (языки) непригодны для философского анализа, поскольку более "расплывчаты". В соответствии с этим в работе выражено убеждение, что математическая логика могла бы дать философии отточенный до совершенства инструмент для выделения значений предложений любого естественного языка. Это, в свою очередь, дает основание надеяться, что, наконец, философские споры можно будет подвергать строгой логической проверке. [13]
В обыденном языке мы не расположены толковать о солнце, почему и как оно всходит и заходит. И все-таки астрономы находят, что лучше другой язык, и я также утверждаю, что в философии предпочтительнее другой язык.
Что понимается под "базовой структурой" предложений какого-либо естественного языка? Прежде всего, Рассел проводит различие между тем, что он называет атомарными высказываниями и высказываниями молекулярными. Молекулярные высказывания строятся из атомарных при помощи того, что Рассел называет связками, - слов, таких, как "и", "или", "если... то".
Например, "Джон и Мэри собираются в кино" - молекулярное высказывание, состоящее из двух атомарных. Любое молекулярное высказывание можно разложить на набор атомарных высказываний и логических связок.
Рассел показывает, что "Принципы математики" сообщают нам знание о действительном мире. В них утверждается, что мир состоит из "фактов" и что все эти факты имеют атомарную природу, т.е. что каждый факт может быть описан некоторым атомарным высказыванием. В природе не существует молекулярных фактов, поскольку каждое молекулярное высказывание может быть переведено или представлено набором атомарных высказываний и логических связок. Сами связки, конечно, в мире ни к чему не относятся, это - языковые средства, которые позволяют нам комбинировать атомарные высказывания различными способами. То есть их использование, считает Рассел, носит чисто "синтаксический" характер. Также здесь подчеркивается, что в мире не существует никаких "общих" фактов. В мире нет факта, соответствующего общему высказыванию "Все люди смертны", поскольку это высказывание опять-таки сводится к множеству атомарных высказываний типа "Джон смертен", "Джеймс смертен" и т.д. для каждого отдельного человека, который является смертным. Конечными элементами мира являются "факты", а каждый отдельный факт состоит из отдельного предмета и его индивидуальных характеристик. [14]
Предполагается, что в "Принципах математики" представлен набросок совершенного языка; этот язык совершенен, поскольку он отражает структуру действительного мира. Если предложение с обычного естественного языка "перевести" на этот совершенный логический язык, то становится полностью ясным значение этого предложения. Если окажется, что после такого преобразования предложение не обретает субъектно-предикатной формы, это значит, что не существует такого объекта, к которому непосредственно относился бы грамматический субъект (грамматическое подлежащее), поскольку в структуре этого совершенного языка каждый субъект-термин обозначает некоторый действительный объект мира, а каждый предикат-термин - какую-нибудь реальную характеристику этого объекта.
Логический атомизм получил свою наиболее полную форму и тщательную разработку в загадочной работе ученика Рассела Людвига Витгенштейна.
Современная философия, ознаменовавшая себя наличием множества интерпретаций, смыслов, различных ценностных установок, отражает многогранность восприятия современной действительности. Она уже не может вписываться в строгий по форме, стремящийся к предельной рациональности, чистый философский дискурс. Лишь художественный метод в силу своей изначальной толерантности, множественности позволяет не просто механически сочетать в себе противоречивое, но организует его в подлинно всеохватывающее единство, цель которого - вмещать и гармонизировать несовместимое. Вторжение философии в пограничную область поэтического языка не означает, что она лишается своего предмета. Это взаимопроникновение улучшает понимание человеческого "Я" и помогает субъекту отрефлексировать его проблемы, достигается равновесие звучания и смысла.
Философский текст будет исследоваться как вмешательство в диалог, стремящийся к литературно-поэтическому выражению и развертывающийся в бесконечности, поскольку искусство словесного построения и есть способ существования истины.
Возможно, больший интерес могут представлять не столько представители экзистенциализма, феноменологии и т.д., сколько аналитические философы, в какой мере они подвержены поэтическому, творческому порыву. Бертран Рассел (1872-1970), крупнейший представитель аналитической школы, также не избежал на себе влияния новых тенденций двадцатого века. В 1950 году Рассел получил Нобелевскую премию по литературе за работу "Брак и мораль" и другие, ибо по философии таких премий не предусмотрено. Но, с другой стороны, это была заслуженная премия именно по литературе. Его работы, начиная с "Германской социал-демократии" историко-философских, политических, нравственных очерков и эссе по свободомыслию и атеизму - все они высокохудожественные произведения с великолепной стилистикой, остроумные, с использованием широкой гаммы литературных приемов. [15]
Рассел известен больше как философ науки, логики, математики, но значительная часть его творчества, связанная с искусством философствования, философской публицистикой и литературой пока остается незамеченной. Основная задача сводится не только к анализу его художественных произведений, поиску границ поэтического и строго рационального, но и к попытке раскрыть влияние языка литературного жанра на философский текст, потому как именно в слове раскрывается истина, а философия оказывается "искусством рационального предположения".
Эволюция взглядов Б. Рассела происходила на протяжении почти целого столетия. Еще в начале своей научной деятельности Рассел совместно с Уайтхедом выпускает книгу "Основания математики", основу которой составляет строго формализованное изложение с применением фактически искусственного "птичьего" языка науки. Это поистине монументальный труд, но он по сию пору остается недосягаемым для нас в силу своей "нечитабельности". Постепенно Рассел приходит к мысли о том, что философия должна быть доступна каждому, а не оставаться только как академическая наука в стенах Университетов. Чтобы истина стала понятной, нужно особое изложение, особый стиль письма.
Рассел стал одним из инициаторов Пагуошского движения за мир, автором "Декламации Рассела - Эйнштейна". В это время он приходит к пониманию, что соединение философии и искусства неразрывно связано с процессом развития идеи гуманизма. Она ориентирована, прежде всего, на развитие в человеке духовного начала, его творческих способностей и акцентирование внимания на нравственной стороне жизнедеятельности. В наш век насилия и неприятия толерантности его идеи для нас как никогда актуальны. [16]
Многие сегодня задаются вопросом, какие методы использует современная философия для продвижения к художественной форме. Изменилось время и классическое рациональное постепенно отходит в сферу иррационального. Для изучения этого явления обычно обращаются к деконструкции, постмодернизму, постструктурализму. Но уже к середине двадцатого столетия Рассел в литературном творчестве расширяет понятие рациональности и, таким образом, становится предвестником постнеклассической рациональности, которая сочетает в себе логические основания с культурно-историческим контекстом. Истоки того, что мы наблюдаем в основных школах мысли конца двадцатого века, можно найти в работах Рассела, поэтому стоит более пристально отнестись к литературно-художественной стороне его творческой деятельности.
Будучи одним из основоположников аналитической философии, изначальным приверженцем логического и строго рационального подхода, Рассел неожиданно переходит к художественной форме изложения, которая никоим образом не может быть ограничена. Рассел рассматривает язык как инструмент, выполняющий функции объяснения всего мира, поэтому уделяет ему особое внимание. Как представителю аналитической философии, Расселу свойственна предельная точность терминологии. Он преодолевает хаос и беспорядок в философском дискурсе путем устранения различных смыслов, вкладываемых в одни и те же словосочетания. Еще в первой половине двадцатого века Рассел занимался изучением глубинного логического анализа языка. Многие задачи философии он решает с помощью грамматического, лингвистического подхода.
Сегодня в нашей стране публикуется много работ Рассела, но нет изданий с его рассказами и эссе. Это далеко немаловажная область творчества мыслителя незаслуженно остается в тени. То, что Рассел обращается к искусству, становится подтверждением, что в какой-то момент строгие прежние рамки философского текста не могут вместить все разнообразие современного мира.
Философская мысль актуализируется в слове, в языке, поэтому в исследование будет входить стилистический анализ, более глубокое изучение форм художественного слова. Прилагаемые к работе переводы художественных произведений станут обоснованием того, что Рассел в совершенстве сочетает рациональность содержания, в которой так нуждаемся мы все сегодня, и художественную форму как наиболее подходящую сейчас для выражения философской мысли.
В настоящее время современная зарубежная философия находится в состоянии критического пересмотра своих оснований. Вместе с тем, она не отказалась от продолжения тех систем, которые были предметом ее разработки в XX веке, ибо в последней четверти XX столетия многообразный мир потребовал разнообразных подходов. Вполне закономерно, что попытки осмысления этого единого, но различного в себе мира предполагают и обновление философских концепций. Мир все больше занимается темой взаимодействия культур, диалогом, а также практическими проблемами.
Непосредственно рассматривая философию Б. Рассела в орбиту нашего внимания входили и взаимопроникновение философии и науки, и диалог философских культур, и анализ эволюции взглядов Б. Рассела.
Плодотворность опыта возвращения к прошлому, то есть к концепциям, выдвинутым английским мыслителем, напрямую связана с устремлением обнаружить в богатстве его многообразия незаслуженно оставшиеся без внимания, а потому невостребованные, но обладающие актуальностью методы и подходы.
Многие исследования открывают "нового", то есть неизвестного Рассела не только у нас в стране, но и за рубежом. Обращаясь к недавнему прошлому, к 20-60 гг. XX века творчества философа, мы обнаруживаем то, что кажется особенно актуальным сегодня.
1. Богомолов А.С., Английская буржуазная философия XX века, М., 1973.
2. Быховский Б.Э., Мееровский Б.В., Атеизм Бертрана Рассела, в книге: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, М., 1969.
3. Колесников А.С. Философия Бертрана Рассела.М., 1991.
4. Нарский И.С., Философия Б. Рассела, М., 1982.
5. Нарский И.С., Помогаев Е.Ф., Бертран Рассел - философ и гуманист, "Вопросы философии", 1992, № 6.
6. Рассел Б. История западной философии: В 2-х т. - М., 1998.
7. Яковлев А.А. Предисловие к эссе Б. Рассела. - Квинтэссенция: философский альманах. М., 1997.
[1] Богомолов А. С., Английская буржуазная философия XX века, М., 1973., С. – 31.
[2] Колесников А.С. Философия Бертрана Рассела. М., 1991., С. – 17.
[3] Нарский И. С., Философия Б. Рассела, М., 1982., С. – 63.
[4] Нарский И. С., Помогаев а Е. Ф., Бертран Рассел - философ и гуманист, «Вопросы философии», 1992, № 6., С. – 11.
[5] Колесников А.С. Философия Бертрана Рассела. М., 1991., С. – 36.
[6] Быховский Б, Э., Мееровский Б. В., Атеизм Бертрана Рассела, в книге: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, М., 1969., С. – 46.
[7] Быховский Б, Э., Мееровский Б. В., Атеизм Бертрана Рассела, в книге: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, М., 1969., С.- 12.
[8] Быховский Б, Э., Мееровский Б. В., Атеизм Бертрана Рассела, в книге: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, М., 1969., С.- 93.
[9] Быховский Б, Э., Мееровский Б. В., Атеизм Бертрана Рассела, в книге: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, М., 1969., С.- 162.
[10] Колесников А.С. Философия Бертрана Рассела. М., 1991., С. – 79.
[11] Нарский И. С., Философия Б. Рассела, М., 1982., С. – 48.
[12] Нарский И. С., Помогаев Е. Ф., Бертран Рассел - философ и гуманист, «Вопросы философии», 1992, № 6., С. – 24.
[13] Нарский И. С., Философия Б. Рассела, М., 1982., С. – 94.
[14] Яковлев А.А. Предисловие к эссе Б. Рассела. - Квинтэссенция: философский альманах. М., 1997., С. – 74.
[15] Рассел Б. История западной философии: В 2-х т. – М., 1998., С. – 53.
[16] . Нарский И. С., Помогаев Е. Ф., Бертран Рассел - философ и гуманист, «Вопросы философии», 1992, № 6., С. – 19.
Страницы: 1, 2