Рефераты. Философия Альбера Камю (доклад)

Философия Альбера Камю (доклад)

Альбер  Камю  родился  в 1913  году  в небольшом  городе  Мондови  во  французском  Алжире  в  семье  сельскохозяйственных  рабочих.  В  самом  начале  первой  мировой  войны  его  отец,  Люсьен  Камю,  погиб   в  битве  на  Марне.  Потеряв  кормильца,  семья - мать  и  двое  сыновей - перебираются  в  город  Алжир,  столицу одноименного  департамента..  Мать  устраивается  работать  прачкой,  обстирывает  господ,  денег  едва  хватает  для  того,  чтобы  поднять  на  ноги  сыновей.  Старший  брат  Альбера,  как  то  было  обычным  делом  в  рабочих  семьях,  рано  начинает  зарабатывать  себе на  хлеб.  Младшему  сыну  было   суждено  выйти  из  своего  круга,  стать  властителем  дум,  кумиром  интеллектуалов.  Для  этого  требовалось  образование.

Окончив  в  1924  году  начальную  школу  в  Белькуре,  одном  из  беднейших  районов  Алжира,  Камю  должен  был  бы  пополнить  ряды  рабочих  после  кратковременного  обучения  ремеслу.  Судьба  распорядилась  иначе:  учитель  начальной  школы,  Луи  Жермен,  обратил  внимание  на  одаренного  подростка  и  добился  для   него  стипендии.  Французский  лицей  давал  хорошую  гуманитарную  подготовку  и  право  без  экзамена   поступить  в  университет.  Учился  Камю  прекрасно,  проблемы  возникали,  скорее,  социально-психологические.  На  нищего  стипендиата,  выходца  из  Белькура,  смотрели  покровительно  и  преподаватели,  и  соученики - потомки  местной  денежной  аристократии.  Стремление  к  справедливости,  к  социальному  равенству  было  у  Камю  в  зрелые  годы  не  умственной  конструкцией,  а  результатом  жизненного  опыта.  В  классе  Камю  вторично  повезло  с  преподавателем:  учителем  класса  философии  был  Жак  Гренье,  в  будущем  близкий  друг  Камю.  Он  способствовал  пробуждению  интереса  к  метафизике,  литературе,  театру.

Материальную  нужду,  как  вспоминал  Камю,  значительно  легче  переносить  там ,  где  ее  восполняет  красота  природы,  полнота  телесной  жизни.  Средиземноморской  природе  посвящены  самые  прекрасные  страницы  прозы  Камю.  Эта  земля,  сохранившая  элементы  античности,  постоянно  присутствовала  в сознании  Камю  как  солнечный  аполлоновский  мир,  унаследовавший  от  эллинов  ясность  мысли  и  чувства.  Несчастным,  обделенным  Камю  себя  не  считал  хотя  бы  потому,  что  ему  было  даровано  Средиземное  море,  пляжи,  спорт.

По  окончании  лицея  он  поступает  на  философско-исторический  факультет  местного  университета.  Несмотря  на  постоянные  заботы  о  хлебе  насущном,  он  успешно  осваивает  классические  философские  тексты,  знакомится  с  современной  философией.  Ницше,  Кьеркегор,  Шестов,  Ясперс  входят  в  круг  его  чтения  одновременно  с  Достоевским,  Прустом,  Мальро.  Завершая  обучение  в  университете,  он  пишет  дипломную  работу  «Христианская  метафизика  и  неоплатонизм».  Эта  тема - соотношение  христианской  и  языческой  мысли - будет  в  дальнейшем  составлять  одну  из  важнейших  философствования  Камю.  Сформировавшееся  ко  времени  написания  этой  учебной  работы понимание  христианства  сохраняется  и  в  «Бунтующем  человеке» - в  этом  главном  философском  произведении  Камю  есть  отдельные  страницы,  воспроизводящие  текст  дипломной  работы,  которая  чрезвычайна  важна  как  этап  формирования  его  мировоззрения.  Христианству  в  нем  места  не  нашлось.  Религиозного  воспитания  Камю  не  получил,  веры  у  него  не  было  ни  в  юности,  ни  в  зрелости.  Идеалы  евангельского  христианства он  рассматривал  через  труды  своего  «земляка» - святого  Августина,  а  также  современных  философов - Кьеркегора,  Шестова,  Ясперса.  На  всю  жизнь  у  него  сохранилось  уважение  к  древним   и  средневековым  ересям - к  гностикам,  манихеям,  катарам - и  неприятие  католицизма  ни  как  народной  религии,  ни  как  богословской  доктрины.  Ницшеанского  презрения  к  христианству  Камю  никогда  не  разделял;  выходцу  из  бедноты  были  чужды  и  гневные  филиппики  Ницше  против  «подлой  черни».  Но  провидение  для  него  означало  род  фатализма  (сказывалось  сведение  христианства  к  учению  Августина);  первородный  грех,  загробное  воздаяние,  спасение  Камю  считал  мифами,  примиряющими  человека  с земной  несправедливостью.

Огромное  место  в  жизни  Камю  занимал  театр.  Камю  был  талантливым  актером,  постановщиком,  драматургом.  В  конце  30-х  годов  с  театральной  труппой  «Экип»  он  объезжает  весь  Алжир,  играет   в  небольших ,  неприспособленных  залах,  почти  без  декорации  роли  в  классических  и  современных  пьесах,  выполняет  функции  и  режиссера,  и  работника  сцены,  и  суфлера.  Главная  его  роль  в  то  время - Ивана  в  собственной  постановке  «Братьев  Карамазовых».  «Я  играл  его,  быть  может  плохо,  но  мне  казалось,  что  понимаю  я  его  в  совершенстве», - вспоминал  Камю  о  ролях  Ивана  в  «Театре  труда»  и  «Экип».  Одной  из  особенностей  размышлений  в  «Мифе  о  Сизифе»  и  в  «Бунтующем  человеке»  является  актерское  вхождение  Камю  в  роль - Прометей,  Дон  Жуан,  Иван  Карамазов,  «Завоеватель»  или  русский  террорист-эсер - они  пережиты  «изнутри»,  прочувствованы,  сыграны.  Размышления  об  актерском  принятии  удела  человеческого  в  «Мифе  о  Сизифе»  прямо  связаны  с  личным  опытом.

Эти  годы  являются  переломными  для  Камю.  Рухнули  надежды  на  продолжение  учебы  в Эколь  Нормаль - высшей  школе,  готовящей  университетских  преподавателей  философии, - к  конкурсному  экзамену  не  допускают  по  состоянию  здоровья,  из-за  туберкулеза.  Разваливается  первый  брак.  Камю  едва  сводит  концы  с  концами,  обостряется  болезнь - близко  знавшие  Камю  в  те  годы  полагали,  что  тема  самоубийства  приходит  в  «Миф  о  Сизифе»  из  личных  переживаний.  Но  в  тоже  самое  время  он  не  только  играет  на  сцене  и  делает  наброски  «Калигулы».  В  печати  появляются  первые  прозаические  сборники - «Изнанка  и  лицо»,  «Бракосочетания»;  написан  и  отложен  первый  роман  «Счастливая  смерть»,  начата  работа  над  философским  эссе,  которое  получит  название  «Миф  о  Сизифе». 

В  начале  1938 г. в  мансарду  к  Камю  приходит  Паскаль  Пиа,  основавший  газету  «Республиканский  Алжир»,  и  Камю  начинает  осваивать  и  еще  один  вид  деятельности - журналистику,  где  он  также  сумел  достичь  много.  Эпопея  Народного  фронта  уже  завершается  во  Франции,  но  в  Алжире  она  не  привела  к  каким-либо  реформам.  Новая  газета  выступает  за  равные  права  арабов,  разоблачает  подтасовки  на  выборах.  Камю  пишет  статью  за  статьей  о  нищете  и  бесправии,  голоде арабского  населения,  вызывая  все  большее  раздражение  истеблишмента.

Работа  в «Республиканской  газете»  прекращается  вскоре  начала  второй  мировой  войны.  Камю  идет  добровольцем   на  призывной  пункт,  но  туберкулез  опять  становится  у  него  на  пути.  Между  тем  военным  положением  воспользовались  местные  власти,  статьи  Камю  вычеркиваются  военной  цензурой.  Наконец  газета  закрывается,  а  Камю  остается  без  работы.  Через  знакомых  Пиа  он  получает  работу  технического  секретаря  в  столичной  «Пари-Суар».  Камю  в  первые  приезжает  в  Париж.  «Странная  война»  скоро  кончается,  вместе с  газетой  Камю  сначала  перебирается  в  Клермон-Ферран,  потом  в  Лион.  После  капитуляции  остаются  только  газеты,  прославляющие  оккупантов  и  правительство  Петэна.  С  ними  Камю  отказывается  сотрудничать  и  уезжает  в  Алжир.  Там  его  слишком  хорошо  знают - работы  в  газете  он  не  получит.  Какое-то  время  Камю  учит  еврейских  детей,  изгнанных  из  школ  новым  режимом.  В  феврале  1941  года  он  заканчивает  «Миф  о  Сизифе».

В  1942 г.  Камю  возвращается  во  Францию,  вступает  в  подпольную  группу  «Комба»,  образовавшуюся  в  результате  слияния  двух  групп  Сопротивления  с  собственными  печатными  органами.  Из  последних  возникает  газета  «Комба»,  во  главе  которой  сначала  становится  Пи,  но  занятый  другими  делами  в  рядах  Сопротивления,  он  фактически  передает  управление  газетой  Камю.  В  подпольной прессе  печатаются  «Письма  немецкому  другу».  Идеальным  прикрытием  для  подпольной  деятельности  стало  издательство  «Галлимар»,  сотрудником  которого  Камю  был  всю  оставшуюся  жизнь  и  где  вышли  основные  его  произведения.

24  августа  1944 г.  Во  время  боев  в  Париже  выходит  первый,  уже  не  подпольный  номер  «Комба»   с  передовицей  Камю  «Кровь  свободы».  В  ней  говорится  о  свершающейся  революции:  люди,  годами  сражавшиеся  против  оккупации  и  фашистского  режима,  уже  не  потерпят  порядков  Третьей  республики,  социальной  несправедливости,  эксплуатации.  Битва  идет  «не  за  власть,  а  за  справедливость,  не  за  политику,  а  за  мораль».  Камю  дает  газете  следующий  подзаголовок: «От  Сопротивления  к  Революции».  В  передовице  от  24  ноября  того же  года  он  уже о  социализме. 

В дальнейшем  Камю  недолгое  время  работал  в  еженедельнике  «Экспресс»,  но  от  журналистики  он  в  целом  отходит.  Из  публикаций  в  «Комба»  наибольший  интерес  представляет  цикл  его  статей  1946 г.  «Ни  жертвы,  ни  палачи»,  в  котором  уже  поднимаются  многие  философские  и  политические  вопросы  «Бунтующего  человека».

 В годы  войны  вышли  два  произведения,  которые  принесли  Камю  широкую  известность, - повесть  «Посторонний»  и  эссе  «Миф  о  Сизифе».  В  1947 г.  вышел  роман  «Чума»,  за  ним  последовали  пьесы  «Осадное  положение»  и  «Праведники».  «Бунтующий  человек»  был  последним  и  самым  значительным  произведением  Камю,  «Падение» - его  последним  романом.  Присуждение  Нобелевской  премии  по  литературе  в  1957  году  было  поводом  для  «Шведских  речей»,  получивших  широкий  отклик во  всем  мире.  Из  публикаций  50-х  годов  следует  выделить  «Размышления  о  гильотине» - страстный  призыв  отменить  смертную  казнь.

4  января  1960  г.  Камю  принимает   приглашение  своего  друга  и  издателя  М. Галлимара  вернуться  в  Париж  не  поездом,  а  на  автомобиле.  Сошедшая  с  дороги  машина  врезалась  в  дерево,  Камю  погиб.  Роман  «Первый  человек»  был  только  начат,  посмертно  были  изданы  записные  книжки  и  юношеский  роман  «Счастливая  смерть».






Эволюция  философских   воззрений  Камю  непосредственно  связана  с  историческими  обстоятельствами.  Сам  Камю  говорил  как  бы  о  двух  циклах  своих  произведений.  Теме  абсурда  посвящены  работы  30-х  годов - философское  эссе  «Миф  о  Сизифе»,  повесть  «Посторонний»  и  пьеса  «Калигула».  Тема  бунта - «Бунтующий  человек»,  роман  «Чума»  и  пьеса  «Праведники».  Как  говорил  Камю  в  интервью,  данном  в  Стокгольме  перед  вручением  Нобелевской  премии,  в  первом  цикле  представлено  отрицание,  второй  решает  положительные  задачи;  оба  были  задуманы  одновременно  и  реализованы  последовательно.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.