Рефераты. Философ Ф.Л. Фейербах

Философ Ф.Л. Фейербах

ФИЛОСОФ Л. ФЕЙЕРБАХ


План:

1.     Краткие биографические сведения  о философе…………….3-6

2.     Основные положения философской концепции:

а) понимание бытия……………………………………………….7-8

б) гносеологическая позиция…………………………………….8-10

в) социальная философия………………………………………..10-11

г) понимание сущности человека……………………………….12-14

3. Оценка концепции  рассматриваемого философского учения..15-16

Список источников…………………………………………………17

1.КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ФИЛОСОФЕ

Фейербах  Людвиг  Андреас (1804-1872)- немецкий  философ.

  Родился  28 июля 1804 года в городе Ландсгуте, в Баварии, в передовой  и антифеодально  настроенной  семье известного и очень образованного  по тому времени  криминалиста.

    Первоначальное образование  Фейербах получил  в местной гимназии. В 1823г. он поступил в Гельдельбергский университет, где изучал  теологию. В следующем году, разочаровавшись в теологии, он переехал в Берлин, где два года слушал в университете  лекции  Гегеля. Однако Фейербаха  уже в этот период  не удовлетворял  абстрактный характер гегелевской  философии. Он начинает  заниматься  изучением  естественных  наук.

  С 1828г. Фейербах  в качестве  приват-доцента  Эрлангенского университета  начинает  читать  курс лекций  по истории философии, логике и метафизике. Хотя  и в этих  лекциях  Фейербах  продолжает  оставаться  последователем Гегеля, но в то же время он пытается  изложить  логику  «не как Гегель, не в смысле  абсолютной, высочайшей, последней  философии».[1]

  В 1830г. анонимно выходит сочинение  Фейербаха « Мысли о смерти и бессмертии». Однако вскоре  стало  известно, кто является  автором  этого  смелого  для того времени произведения. Оно тот час же было конфисковано, и началась травля его автора. Основное содержание  этой работы шло  вразрез  с  догматикой  ортодоксального христианства. Философ отрицал  личное бессмертие. Жизнь отдельного  человека, доказывал он, временна, преходяща: человек смертен. Вера  в  загробную жизнь таит  в себе  большой вред, так как она снижает  в глазах человека   ценность его реальной жизни. Необходимо, «чтобы человечество единодушно, всем сердцем сосредоточилось на самом  себе, на своем мире и на  своем настоящем».[2]

  «Мысли  о смерти и бессмертии»  завершили  карьеру  Фейербаха на поприще  официальной  академической  философии.  За издание этой работы, содержавшей отрицание  идеи бессмертия души, Фейербах  был лишен права преподавания и жил на средства   от небольшой фарфоровой  фабрики, которая  принадлежала его жене.  Сосредоточившись на научной деятельности, жил уединенно, не принимая   участия  в политических дебатах и общественной жизни того времени. Все его попытки  получить кафедру  в каком-либо  из германских  университетов   встретили отпор со стороны  казенных  жрецов науки. Однако Фейербах не прекращал  своих  философских занятий. В 1833г. он опубликовал книгу «  История новой философии от Бэкона до Спинозы», затем  большие  монографии « О Лейбнице» (1837г.), « о Пьере  Бейле» (1838г.)

  Историко-философские труды доставили  Фейербаху  некоторую известность. По предложению журнала правогегельянцев  он  пишет  рецензии на « Историю философии» Гегеля и « Философию  права» Шталя. В своем отзыве  на последнее  сочинение Фейербах  резко критикует  точку зрения  автора, выводившего  все правовые  учреждения  из принципов  христианской религии.

  В серии юмористических  философских  афоризмов  «Писатель и человек» (1834г.) Фейербах  снова возвращается  к проблеме  смерти и бессмертия. Отрицая  индивидуальное  бессмертие, философ  отстаивает  идею  морального бессмертия. Человек достигает его  тем, что творит непреходящее  дело; писатель  приобретает бессмертие благодаря  влиянию своих   сочинений.

  Убедившись в полной невозможности  проявить себя  на официальном  академическом поприще, Фейербах  в 1837г.  переселился  в небольшую  деревню  Брукберг, в Тюрингии. Здесь, вдали от культурных центров Германии, он жил  почти безвыездно 25 лет. Длительное уединение  Фейербаха явилось  одной из  причин  его отставания  от уровня     науки того времени.

  Природа становится объектом его  размышления: он учится  читать и понимать  ее. Из деревенской глуши Фейербах  стремится  принять  деятельное участие  в духовной  жизни страны и очень скоро он становится  активным  сотрудником  органа  младогегельянцев. В их журнале  он печатает  ряд своих  произведений и через него  приобретает  большое влияние  нас радикальные  круги немецкого общества. Цезура всеми средствами  препятствовала  появлению  работ  Фейербаха. Запрещены были « О философии и христианстве» ( 1839г.)и « Предварительные  тезисы  к реформе философии» (1842г.) Последнее произведение было  опубликовано  за границей.

  Началом нового  материалистического периода  в творчестве  Фейербаха  следует считать 1839г. Именно  в этом году  он окончательно  порывает с гегелевской  философией  и становится материалистом. В произведении « К критике  философии Гегеля» (1839г.) Фейербах впервые   целиком  и навсегда  переходит  на позиции  материализма. Знаменитая книга  Фейербаха « Сущность  христианства» (1841г.) была уже настоящим триумфом  материалистической  философии.

  После « Сущности  христианства» Фейербах  выпускает в свет  целый ряд  других произведений: « « Основные  положения  философии  будущего» (1843г.), « Сущность  религии» ( 1845г.) и др. В этих сочинениях он дает  строгое изложение  и обоснование  своих материалистических  взглядов. Но труды  Фейербаха, вышедшие  после революции 1848г.,  уже не оказывали  такого глубокого  воздействия  на читателей, как его первые  материалистические  сочинения. Так, например, вышедшая в 1857г. « теогония» не оставила  почти никакого следа.

  Под старость  Фейербах  жил  в большой нужде. Фарфоровую фабрику  в Брукберге, принадлежавшую  его жене Берте Лев, пришлось закрыть. Потеряв состояние, Фейербах с семьей переселился  в Рахенберг, недалеко  от  Нюрнберга. В это время  он усиленно  занимался  социалистической литературой, изучал  « Капитал»  К.Маркса и в 1 1870г.  вступил в ряды  немецкой  социал-демократической  партии.

 Умер  Фейербах 13 сентября 1872г. и похоронен  в Нюренберге. Депутат  рейхстага  от социал-демократической  партии Антон  Меммингер возложил  на могилу  философа лавровый   венок от имени  социалистов- республиканцев  земного шара, от имени  Международной  ассоциации  рабочих, от имени  социал-демократической  партии Германии, от имени  его  друзей  Вайяна, К.Маркса, Иоганна Якоби, Бебеля и Либкнехта и произнес  надгробную речь. Обращаясь  к тысячам  рабочих, принимавших  участие в похоронах  Фейербаха, оратор сказал: « Это вы, рабочие, оспаривали друг у друга  честь понести к могиле  своего  передового  борца и товарища  по  страданиям. И это вы  навсегда  сохраните  в памяти  имя  Людвига  Фейербаха  и передадите  его своим  детям  и внукам…»

 
2.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ:

а) Понимание бытия

  Одной из крупнейших материалистических концепций  является  концепция  Людвига Фейербаха.

  Фейербах строит свою философию на базе противопоставления  философии и религии как фирм мировоззрения, которые, как сам он считал, несовместимы и противостоят друг другу. В связи с этим он пытается   в материалистическом духе переосмыслить  сущность  христианства  как одной  из форм религии. В результате христианский Бог трактуется    им не как  особого  рода существо или божественная сущность, а как образ, отражающий  в сознании людей  их собственную, человеческую сущность. Он пишет, что «божественная сущность - не что иное, как человеческая сущность, очищенная, освобожденная  от индивидуальных границ, т.е. от действительного, телесного человека, объективированная, т.е. рассматриваемая  и почитаемая, в качестве  посторонней, отдельной сущности».[3]

  Источник религии, как отмечал Фейербах, лежит в страхе  и бессилии человека перед  природой, что и порождает  в его  сознании фантастические  религиозные образы. В результате Бог  как творение  человеческого  духа превращается  в сознании людей в творца, от которого зависит   человек. Все это придает  религии античеловеческий характер, так как  она, с его точки зрения, «парализует    стремление человека к лучшей   жизни в реальном   мире и к преобразованию  этого мира, подменяет  его покорным  и терпеливым ожиданием  грядущего  сверхъестественного  воздания».[4] В результате Фейербах  создает  концепцию, фактически отрицающую Бога, но выступающую    как некий вариант религии.

  Критика религии необходимым  образом подвела его  к критике  идеалистического мировоззрения в целом. Именно здесь  появляется  тезис о  возможности « перевертывания»  идеалистической философии и постановки ее на  материалистическую почву, который позже  применяет Маркс.

  Мышление  вторично  по отношению  к бытию, утверждает Фейербах, и исходит  из этого. Таким образом, вся концепция  философа  даже по форме  выступает как последовательное  противопоставление  материалистических тезисов гегелевской  системе, или их «переворачивание». Вопрос  о бытии в его системе  не просто очередная  постановка философской проблемы.  Он имеет практическое  значение « для  человека как  определенного вида бытия», следовательно, «философия не должна находиться  в противоречии с действительным  бытием, а  напротив, должна осмысливать  именно  это жизненно  важное бытие».[5]

  Фейербах считал, что новая философия рассматривает бытие  с точки зрения  ощущаемого объекта, «каково оно для нас» « Бытие есть  тайна созерцания, ощущения, любви».[6]

  Фейербах считал, что « и объективно, и субъективно любовь служит критерием  бытия - критерием истинности и действительности. Где нет любви, там нет истинности».[7]

б) Гноселогическая позиция

  В гносеологическом плане  концепция реализуется   как материалистический сенсуализм. Материализм  Фейербаха  носит  антропологический характер. В чем он состоит?

  Взгляд Фейербаха  отличался  от механицизма, для  него  природа -  не механизм, а организм. В центре  философии, по Фейербаху, должен быть человек как природное, «родовое    существо». « Новая  философия,- писал он в произведении  « Основные положения  философии будущего»,- как философия   человеческая, по существу  есть также  философия  для человека…»[8]

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.