В. Соловьев понимал Дух как единство Истины, Добра и Красоты. Его призыв к всеединству был реакцией на деформацию Духа. Вместе с тем в ХХ веке распад Духа прогрессировал. Это было следствием чрезмерного возрастания роли и значения в жизни человека познавательного начала. В результате Добро и Красота вытеснялись на периферию человеческого бытия, их значение умалялось. Страдали мораль и эстетика. Во многих сферах общественной жизни наблюдался упадок духовности, которая все больше теряла традиционно важную роль в мотивации и регуляции деятельности, поведения людей.
Надо отметить, что бездуховность в жизни человека и общества не влечет интеллектуальной деградации, понижения материального уровня жизни людей. Она ведет к потере способности человека к состраданию и любви, жить по совести, в результате жизнь проживается механически, функционально.
Наиболее характерными Hz?
Бездуховность, поразившая российское общество, проявляется в нарастании тенденции к дегуманизации общественных отношений, упадке нравов и нравственности, разгуле вседозволенности, широком распространении пьянства, проституции, наркомании, преступности и насилия, узкоутилитарной мотивации в поведении людей. В общественном сознании утверждается потребительская мораль, детерминантами которой являются материальное богатство и власть. Все эти негативные явления особенно сильно отражаются в социальной сфере. Обострение жизненных проблем людей происходит в условиях потери многими людьми прежних нравственных ценностей и ориентиров, жизненных смыслов как общественного, так и личного бытия, что вызывает у них чувство внутреннего протеста, ожесточенность, озлобленность, нетерпимость. Это тяжело отражается на духовно-нравственном состоянии общества, способствует еще большей дестабилизации социума.
В этих условиях большую актуальность приобретают вопросы воспитания духовности социальных работников, которые в своей деятельности не только решают конкретные социальные проблемы своих клиентов, но и помогают людям осваивать новые моральные ценности и нормы, находить жизненные смыслы и духовно-нравственные ориентиры, способствуют их духовно-нравственному совершенствованию. При воспитании духовности у социальных работников следует учитывать, что духовное развитие личности диалектически связано с социальной практикой, которая детерминирует процесс духовного становления. Духовность, оформляясь в личностные смыслы, определяет поведение социального работника, его отношение к добру и злу, Вне творческой социальной деятельности, в процессе которой реализуются соответствующий образ мысли, чувства, действия, морально-нравственная дисциплина и ответственность, нельзя сформировать духовность социального работника.
Духовность социального работника детерминирована социокультурно и является выражением его внутренней культуры. Пронизываясь принципом служения, содержательные проявления духовности социального работника предполагают: альтруистичность поведения, внутреннюю устремленность к добру и готовность помочь ближнему.
Для социальной работы характерны субъект-субъектные отношения, в которых клиент часто играет активную роль. Поэтому ее эффективность определяется тем, в какой степени в социальном взаимодействии учитывается внутренний мир человека, ядром которого является мировоззрение. Вот почему в социальной работе так важно внимательное отношение к проблемам мировоззренческого характера. В связи с этим ответим на вопрос: что же такое мировоззрение, какова его роль в жизнедеятельности человека?
Мировоззрение – это система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, самому себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
Существуют различные виды мировоззрения, охватывающие определенный круг вопросов: магическое, мифологическое, религиозное, житейское (обыденное), философское, научное, а также различные смешанные их типы. Мировоззрение формируется в процессе взаимодействия человека с окружающим миром и представляет собой автономную и устойчивую систему внутренних детерминант жизнедеятельности человека. Оно определяет социальное самочувствие, самосознание личности, ее ценностные ориентации, оценки и поведение. Таким образом, мировоззрение представляет собой целостную, многоуровневую систему социальных установок, которая играет определяющую роль в жизнедеятельности человека. Система мировоззрения личности всегда специфична и отражает индивидуальные особенности ее жизнедеятельности.
Формирование индивидуальных особенностей мировоззрения зависит от влияния как внешних, так и внутренних факторов жизни человека. Большое влияние на процесс становления мировоззрения играют внешние целенаправленные общественные воздействия. Соответственно принципы социального поведения индивида во многом определяются специфическими материальными и духовными условиями жизни. Вместе с тем только внутренняя активность субъекта, направленная на самопознание, позволяет наиболее адекватно познавать и воспринимать социальную и природную действительность. По мнению Н.А. Бердяева, дорога к внешнему миру лежит через внутренний, ибо смысл в самом человеке.
Происхождение человека, его место в мироздании, его отношение к Богу, судьба и смысл человеческого существования – все эти вопросы с большой глубиной и силой были рассмотрены в творчестве русских религиозных философов. Русские мыслители видели в человеке не только земное, но и космическое существо, суть всей Вселенной, главную ценность мироздания. "Каждый человек по своей внутренней природе есть некий великий мир – микрокосм, в котором отражается и пребывает весь реальный мир и все исторические эпохи", - писал в книге "Смысл истории" Н.А. Бердяев. Он называл человека "экзистенциальным центром мира", наделенным "страшной и последней" свободой. Человека невозможно до конца понять разумом. Он всегда нечто большее, чем кажется в своих внешних проявлениях. Он являет собой в некотором роде бесконечность. И его иррациональность и бесконечность объясняются внутренней сращенностью человека с бесконечностью духовного царства.
Для человека характерно стремление к трансценденции, поиску выхода из субъективности. Этот процесс может протекать в двух вариантах. Первый вариант связан с выходом в общество с его императивными формами, ценностями и стандартами, что ведет к нивелированию личности. Второй путь – трансцендирование, в процессе которого происходят экзистенциальные встречи с Богом, с другим человеком. В первом случае человек обезличивается, во втором – он обладает свободой, отсутствуют внешнее принуждение и подавление, сверхличное приобретает личный характер.
Русские мыслители писали, что человек сотворен по образу и подобию Бога, однако, он является существом природным. В его качестве он включен в круговорот жизни. Воплощая образ и подобие Бога, человек является личностью, которая находится в противостоянии с миром общего, с миром зла, она всегда свободна. Человек является загадкой, но не как животное, не как социальное существо, а как личность. Только личность делает человека непохожим на другие вещи мира. Появление личности позволяет обнаружить отсутствие самодостаточности мира, возможность его преодоления. Н.А. Бердяев считает, что вступление личности в мир меняет ход мирового процесса, хотя внешне это незаметно.
Проблема творческого осмысления учения русских религиозных философов о человеке, его месте и роли в мире приобретает в настоящее время особую актуальность в связи с тем, что в настоящее время происходит переоценка ценностей, устоявшихся концепций, стереотипов, взглядов на природу вещей и сущность человека. В то же время на современном этапе развития российского общества наблюдается возрождение религиозного сознания, что повлекло значительное увеличение в стране количества религиозно верующих людей.
В общественном сознании укрепляется авторитет православной церкви, широкое распространение получает христианское учение, оказывающее все более существенное влияние на взгляды и поведение людей. А это значит, что в условиях духовного и нравственного возрождения российского общества религиозная доминанта оказывает существенное влияние на внутренний мир многих людей и это очень важно учитывать в социальной работе.
Социальные работники должны быть не только знакомы с проблемами религиозного мировоззрения, но и уметь компетентно отвечать на возникающие в процессе профессиональной деятельности, вопросы. Это тем более важно, что более шестидесяти процентов людей, получающих социальную помощь, являются носителями религиозного мировоззрения, среди социальных работников также много религиозных людей.
Следует отметить, что диалектико-материалистическое мировоззрение оказалось не в состоянии глубоко и адекватно объяснить окружающую действительность. В настоящее время реальность получает осмысление не только на уровне логического анализа, но и на уровне эмоционально-духовного восприятия мира и человека, на уровне психологического синтеза тонких материй.
Новый подход к пониманию бытия обогащает понимание современного гуманизма, который наделяется новым качеством, качеством характеризующим человека и его жизнедеятельность в космических параметрах. Все большее признание у зарубежных и отечественных ученых приобретает учение "космического гуманизма", в котором будущее мира определяется высокой духовностью человека, преодолевающей всякую скверну, зло и насилие. Выделяют следующие концептуальные идеи этого направления:
- гармония человека, природы и Космоса;
- единство всего сущего во Вселенной;
- онтологическое единство Человека и Бога;
- этический релятивизм и др.
Важное значение для личного и социального поведения и самочувствия людей является решение ими вопроса о смысле и цели жизни. Как писал Э. Фромм, "Человек – единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой; он должен ее решать, и ему от нее никуда не спрятаться". В отличие от цели, которая представляет определенный рубеж, смысл жизни представляет собой направленность жизнедеятельности человека, реализующуюся в нравственных ценностях человека. Таким образом, смысл жизни – это объективное содержание самой жизни и одновременно – стремление к высшей цели. Обретение подлинного смысла жизни – очень сложный процесс. Смысл жизни находится в реальном бытии человека, и только здесь его можно выстрадать в процессе самоутверждения и нравственных исканий.
Существуют различные точки зрения на смысл жизни, порой взаимоисключающие. Согласно одной из них – существование посвящено исключительно благополучию собственной персоны, личному самоусовершенствованию, личному спасению. Другая – сводится к тому, что смысл человеческого существования выносится за рамки самого индивида: служение Богу, обществу, великой идее и т.д. Имеются и другие варианты ответа на вопрос о смысле жизни. По нашему мнению, при поиске смысла надо руководствоваться положением Л.Н. Толстого о том, что "разумный смысл жизни должен обладать достоинством неуничтожимости и в определенном отношении оказывается дороже самой жизни".
Страницы: 1, 2, 3