|
Создание славянского государства в Восточной Европе – Киевской Руси. Ее христианизация с последующим расцветом культуры и ростом благосостояния народа |
? |
? |
||
Фаза обскурации, резкое снижение пассионарности, разрушение системных связей |
1100-1300 |
1100-1300 гг. |
Распад единого славянского государства на отдельные княжества, рост междоусобных конфликтов. Раздел страны между Ордой (северо-восток) и Литвой (юго-запад) |
|
|
Мемориальная фаза, утрата единства этнической принадлежности и трансформация культурной традиции. Полное уничтожение этнических реликтов |
1300-1500 |
1300-1480 гг. |
Утрата политической самостоятельности Новгородом |
|
|
Таблица 5. Отсчет времени [2, с. 93]
Характер отсчета
Назначение отсчета
Кем употребляется
1. Отсчета времени нет
Нет потребности
Людьми, с точки зрения педагогики, недоразвитыми (дебилы)
2. Фенологический календарь
Для приспособления коллектива к явлениям природы
Людьми, зависящими от природы непосредственно
3. Циклический календарь
Для фиксации повседневных событий
Людьми с родовым сознанием
4. «Живая хронология»
Для фиксации исторических событий в пределах одного поколения
Переходная форма от стабильного сознания к динамическому
5. Линейный отсчет
Для политических и деловых целей
Людьми дела – практиками в развивающемся этносе
6. Квантование времени
Для анализа и синтеза исторических явлений
Учеными теоретиками
7. Релятивное время
Для исследования космоса и творческих процессов
Практически применяется очень редко
Таблица 6. Фазы этногенеза [1, с. 491]
Фазы
Господствующие императивы
Фазовые переходы
Исходное сочетание этносов и ландшафтов региона
Разнообразны
«Надо исправить мир, ибо он плох!»
Пассионарный толчок: пусковой момент этногенеза
Пассионарный подъем: инкубационный (скрытый) период
Оформление этнической системы
Пассионарный подъем: явный период
«Мы хотим быть великими!»
Переход к акматической фазе
Акматическая фаза
«Будь самим собой!»
«Мы устали от великих!»
Переход к фазе надлома
Надлом
«Мы знаем, мы знаем, все будет иначе!»
«Дайте же жить, гады!»
Переход к инерционной фазе
Инерция
«Будь таким, как я!»
«С нас – хватит!»
Переход к фазе обскурации
Обскурация
«Будь таким, как мы!»
«День, да мой!»
Переход к мемориальной фазе: возможная регенерация
Мемориальная фаза
«Помни, как было прекрасно!»
«Будь сам собой, тролль!»
Переход к гомеостазу: реликт
Гомеостаз
Забвение, утрата императивов
Таблица 7. Современные суперэтносы [8]
1№ п/п
Название
Включает
Описание
1.
Евразийский (Российский)
Советский Союз, Монголия и значительная часть Западной Европы (например, Прибалтика)
Наш суперэтнос
2.
Циркумполярный
Западный - Угрофинский и восточный и дальневосточный - Чукотско-корякский (без камчадалов)
Народы севера
3.
Западно-Европейский суперэтнос
Все страны к западу от Вислы, но не к Югу от нее, и заокеанское продолжение Европы - Северная Америка, Штаты и Канада, Австралия, Новая Зеландия и ЮАР (голландцы и французы-протестанты и немцы)
Постепенно распространялся на Восток (захватывал Прибалтику, Польшу, Хорватию, потом подчинил себе Венгрию)
4.
Балканы
Сербия, Болгария, Греция и Румыния
Остаток Византийского суперэтноса, с более молодыми небольшими включениями (анклавами) мусульманского суперэтноса. С XIX в. втягивается в Западно-Европейский суперэтнос путем принятия «цивилизации»
5.
Китайский
Китай южнее Великой Китайской стены
Северная часть Китая – Сицзян, ближе к нашему суперэтносу. Сейчас уйгуры частично убежали в Советский Союз, а частично погибли
6.
Малайский
Ява, Суматра, Борнео
Первые сведения об этих государствах Индокитая и Малайского архипелага идут с XI-XII века. Этого мало, чтобы определить его генезис и дать его характеристики
7.
Японский
Япония
По традициям и по генезису ближе к полинезийцам. Два типа: выходцы с нашего Дальнего Востока (через Сахалин) и с острова Куросио
8.
Индийский
Индия
создался во время Радшпутской революции. Радшпуты – выходцы из Средней Азии: кушаны, саки и эфталиты
9.
Латино-Американский
Латинская Америка
Образовался за XVI-XVII век на базе двух комплиментарных суперэтносов (индейцы и испанцы)
10.
Еврейский
Палестина и вся Ойкумена
Выделил несколько этносов: сефардов, ашкинази, фаллашей и др.
11.
Мусульманский
От Афганистана до Марокко
Постепенно его разъедает влияние европейского суперэтноса
+ Импульс àК сохранению жизни вида и жизни
— Импульс ßК самоистреблению
P=1; A=1
P<1; A<1
P>1; A>1
Рис. 2. Классификация особей по пассионарно-аттрактивному принципу [1, с.329]. Условные обозначения: 1 – обыватели; 2 – бродяги-солдаты; 3 – преступники; 4 – честолюбцы; 5 – деловые люди; 6 – авантюристы; 7 – ученые люди; 8 – творческие люди; 9 – пророки; 10 – нестяжатели; 11 – созерцатели; 12 – искусители.
Рис. 3. Казуальное взаимодействие истории людей и истории природы в процессах этногенеза (взаимодействие социо- и этносферы) [1, с. 492]
Библиографический список использованной литературы
1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л.: Гидрометеоиздат, 1990.
2. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. – М.: Экопрос, 1993.
3. Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. Легенда о «государстве» пресвитера Иоанна. – М.: ДИ-ДИК, 1993.
4. Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. – М.: Экопрос, 1994.
5. Гумилев Л.Н. Хунны в Китае. Три века войны Китая со степными народами III – VI вв. – СПб., 1994.
6. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало / Сост и общ. ред. А.И.Куркчи. – М.: «Институт ДИ-ДИК», 1997.
7. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М.: «Товарищество Клышников, Комаров и К0», 1992.
8. Текст из телевизионных передач из цикла «Этносы Земли» (СПб - 5 канал, 1993 г. - запись 1988 г.) – «Природа суперэтноса» (№ 25), и «Блуждающий суперэтнос» (№ 20) эфиры 1994, 95 гг. Адрес в Интернете: http://kulichki.rambler.ru/~gumilev.
9. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – М.: Центр, 1998.
10. Этнология: Учебник для вузов, Марков Г.Е., Пименов В.В., ред. – М: Наука, 1994.
11. Крюков М. Заметки об этническом самосознании. – М.: «Знание – сила», 1985, № 3.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.