Рефераты. Эрих Фромм о потребностях человека

Эрих Фромм о потребностях человека

Министерство транспорта Российской Федерации

(МИНТРАНС РОССИИ)

Федеральное агентство воздушного транспорта

(РОСАВИАЦИЯ)

ФГОУ ВПО «Санкт-петербургский государственный университет гражданской авиации»







КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: "Человек и его потребности"

на тему: "Эрих Фромм о потребностях человека"




Выполнила: студентка 783 учебной группы

Гуманитарного факультета

Шпак Александра Валерьевна

Проверила: старший преподаватель кафедры

социльно-экономических дисциплин и сервиса

Левшина Ольга Николаевна





Санкт – Петербург

2010


Оглавление


Введение

1 Э. Фромм как великий мыслитель XX века

2 Классификация потребностей человека по Фромму

3 Два способа существования человека

Заключение

Список литературы



Введение


На протяжении долгого времени философы и социологи пытаются решить проблемы связанные с классификацией потребностей человека. Над вопросом «Что же необходимо человеку для счастливого существования?» ломает голову не одно поколение ученых. Эрих Фромм - великий мыслитель XX столетия также не обошел эту проблему в своих работах.

Выявление главных потребностей человека по Фромму является целью этой работы. Актуальность ж данной работы в том, что пока существует человек, будет существовать и проблема потребностей человека, а пока на Земле будет существовать хотя бы двое ученых, будет существовать и два различных подхода к решению этой проблемы.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач;

·                   Проанализировать основные виды потребностей по Фромму

·                   Выявить сущность потребности в любви

·                   Сравнить два способа существования человека по Фромму.

 


1 Э. Фромм как великий мыслитель XX века


Биография

Фромм - немецкий социальный психолог, философ, психоаналитик, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.

Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года в городе Франкфурте-на-Майне в семье ортодоксальных иудеев. Его предки были раввинами. Культурная среда, в которой он рос и воспитывался, была патриархально-докапиталистической.

Первую мировую войну Фромм встретил в возрасте 14 лет. Размышления по поводу того, какие силы движут человеком во время войны, какие соображения заставляют человека жертвовать собой ради того, от чего он так далек, привели молодого человека к изучению психологии, социологии и философии.

Фромм учился во Франкфуртском, а затем в Гейдельбергском университете, где преподавали Макс Вебер и Карл Ясперс. Получив в 22 года степень доктора философии (его научным руководителем был Альфред Вебер), он продолжает свое образование и оказывается в берлинском Институте психоанализа.

С 1930 года Фромм сотрудничает во Франкфуртском институте социальных исследований, где сложилась знаменитая Франкфуртская школа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе и другие). Здесь Фромм проводит ряд социологических исследований среди немецких рабочих и служащих - и в 1932 году приходит к выводу, что серьезного сопротивления идущим к власти нацистам со стороны рабочих оказано не будет.

В 1933 году, после прихода нацистов к власти, Франкфуртский институт перебирается в США. В Нью-Йорке им проводятся исследования по программе «Авторитет и семья», по результатам которых в 1941 году выходит первая книга Фромма «Бегство от свободы». Появившаяся в 1950 году книга Т. Адорно «Авторитарная личность», также основана на материалах этих исследований.

В конце 30-х - в 40-е гг. Фромм, все больше расходясь во взглядах с Г. Маркузе и Т. Адорно, отходит от Франкфуртской школы. Он занимается научной, преподавательской и общественной деятельностью, практикой психоанализа.

С 1949 по 1969 гг. Фромм живет в Мексике. Будучи в Мексике Фромм посвящает себя исследованию Нового времени, исследованию социальных проектов прошлого и настоящего. Издает книгу «Здоровое общество», в которой выступает с критикой капиталистической системы. В 1960 году Фромм вступает в Социалистическую партию США. Пишет Программу партии. Впрочем, из-за партийных споров Программа была отвергнута. Но он продолжает заниматься политической деятельностью, выступает с лекциями, пишет книги, участвует в митингах, а в 1962 году посещает Москву в качестве наблюдателя на конференции по разоружению.

В 1968 году случился первый инфаркт. После длительной реабилитации, в 1969 году, он переезжает в Швейцарию, в которой будет жить до своей смерти. В самом солидном возрасте, вовсе не ощущая себя старым, Эрих Фромм сохраняет ясность ума и живость восприятия, что является явным признаком полноценной творческой жизни. Но физическое здоровье не позволяет ощущать себя вполне молодым: вскоре после окончания знаменитой работы «Иметь или быть», в 1977 году, с ним случается второй, а потом и третий (1978 год) инфаркт. В ночь на 18 марта 1980 года, за пять дней до своего 80-летия, Эрих Фромм умер от обширного инфаркта.

Наиболее известные работы Э. Фромма

Каждая книга, вышедшая из-под пера этого автора, становилась значительным явлением научной жизни. Среди наиболее крупных его трудов «Бегство от свободы» (1941), «Искусство любить» (1956), «Иметь или быть» (1976).

Особенностью научного подхода Фромма является то, что свои идеи он подкреплял данными большого числа наук: нейрофизиологии, палеонтологии, антропологии, зоопсихологии, и, тем самым, выходил за границы психоаналитического метода.

В своей первой крупной работе "Бегство от свободы" (1941) Фромм рассмотрел феномен тоталитаризма в рамках проблемы свободы. Он различает "свободу от" (негативную) и "свободу для" (позитивную). Обратной стороной "свободы от" является одиночество и отчуждение. Такая свобода - бремя для человека. Фромм описал три типичных невротических механизма "бегства" (психологической защиты) от негативной свободы. Это авторитарная, конформистская и деструктивная разновидности невротического характера. Первый выражается в мазохистской страсти к подчинению себя другим или в садистической страсти к подчинению других себе. Второй состоит в отказе от своей индивидуальности и стремлении быть "как все". Третий - в неудержимой тяге к насилию, жесткости, разрушению.

В работе «Искусство любить» Эрихом Фроммом исследуются разные типы любви, их место и влияние в жизни человека.

Чувством, лежащим в основе всех остальных видов любви, Э. Фромм называет братскую любовь и подразумевает под ней, прежде всего, существование таких качеств, как забота, уважение, ответственность, знание человека.

Весьма интересно раскрываются автором взаимоотношения между родителями и ребенком, а также материнская любовь. Материнская любовь, по Фромму, это самая труднодостижимая и обманчивая форма любви, однако она безусловна, и в этом ее главная особенность.

В отличие от братской и материнской любви эротическая любовь - это желание полного слияния, соединения с единственным человеком. Здесь автор отмечает тот интересный факт, что эротическую любовь зачастую путают с кратковременной влюбленностью, однако, это чувство недолговечно.

Кроме всего прочего, автор в работе, говоря о любви к самому себе, опровергает то, что это чувство является “великим грехом”, высшим проявлением эгоизма, так как любовь к самому себе неотделима от любви к другим людям, “любовь к самому себе и любовь к ближним - суть одно и то же”.

Говоря о практике любви, Фромм называет основные законы, необходимые для достижения определенных знаний в искусстве любви, а именно: дисциплина, умение сконцентрироваться, терпение и, наконец, наличие глубокого интереса.

Работа «Иметь или быть» была написана в 1976г. Это была последняя и самая популярная работа этого философа и психолога. В этой книге он раскрывает понятия «бытия» и «обладания», определяет, что из них является подлинным, рассматривает разные аспекты человеческой жизни в модусе бытия и модусе обладания, и на основе этого выдвигает образ нового человека и нового общества на принципах альтруизма и взаимопонимания.

 

2 Классификация потребностей человека по Фромму


Потребность в свободе

Начальной проблемой, которую ставил Фромм перед написанием книги, было исследование психики современного человека, однако тенденции политического развития того времени вынудили его сконцетрироваться на ключевом, по мнению автора, для культурного и социального кризиса тех дней аспекте: на значении свободы для современного человека.

Испытывая тревоги существования в непростом мире, подвергаясь неврозу или депрессии, страху или психоастении, люди стремятся освободиться от страданий и ограничений своей жизни. Но свобода не является однозначно положительным состоянием. Психология и психоанализ задаются вопросом: как люди преодолевают состояние стресса, чувства одиночества, собственной незначимости и отчужденности, сопутствующие свободе? Один путь – отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность (что чревато опять-таки стрессом, неврозом и депрессией).

Стратегии «Бегства»

Фромм, как психолог и психотерапевт, описал несколько стратегий, используемых (как сознательно, так и бессознательно) людьми, чтобы "убежать от свободы".

Первый из них – авторитаризм, определяемый как "тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным «Я». Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. При мазохистской форме авторитаризма люди проявляют в отношениях с окружающими чрезмерную зависимость, подчиненность и беспомощность. Садистская форма, наоборот, выражается в эксплуатации других, доминировании и контроле над ними.

Второй способ бегства – деструктивность. Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. Для Фромма, как психоаналитика, очевидно, что долг, патриотизм и любовь – общераспространенные примеры рационализации деструктивных действий.

Наконец, люди могут избавиться от одиночества, страха и отчужденности путем абсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение. Термин конформность автомата Фромм применял к человеку, который использует данную стратегию, благодаря чему он становится абсолютно таким, как все другие, и ведет себя так, как общепринято. Фромм, как психотерапевт, полагал, что подобная потеря индивидуальности прочно укоренилась в социальном характере и психологии большинства современных людей. Как животные с защитной окраской, люди с конформностью автоматов становятся неотличимыми от своего окружения. Они разделяют те же ценности, преследуют те же карьерные цели, приобретают те же продукты, мыслят и чувствуют как почти каждый в их культуре.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.