Рефераты. Эпоха Возрождения

     Наряду с  монументальными все более широкое распространение получают станковые формы - живопись на дереве и холсте,  скульптура из дерева, бронзы, рерракоты и майолики.

     Хронологические границы развития искусства Возрождения  в  разных странах не вполне совпадают. В силу исторических обстоятельств Возрождение в северных странах Европы запаздывают по сравнению  с  итальянским. И  все  же  искусство  этой эпохи,  при всем разнообразии частных форм, обладает важнейшей общей чертой - стремление к правдивому  отражению реальности.  Эту  черту  в прошлом столетии первый историк эпохи Возрождения Якоб Буркхард определил как "открытие мира  человечества". Искусство Возрождения  делится на четыре этапа:  Проторенессанс (конец XIII - I половина XIV века), Раннее Возрождение (XV век), Высокое Возрождение (конец  XV  века первые три десятилетия XVI века),  Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века). В литературе о Возрождении часто употребляют итальянские наименования столетий:  дученто - XIII век, треченто XIV век, кватроченто -  XVI век.

.

 

 

 

 

 

                           П Р О Т О Р Е Н Е С С А Н С

        

     На рубеже  XIII  и  XIV  столетий итальянская культура переживает блестящий подъем.  Вслед за возникновением поэзии "сладостного  нового стиля" появляется колоссальная новая фигура - Данте. В изобразительном искусстве безличное цеховое  ремесло  уступает  место  индивидуальному творчеству. В  архитектуре,  скульптуре и живописи выдвигаются крупные мастера - Никколо и Джовани Пизано,  Арнольфо ди Камбио, Пьетро Каваллини, Джотто,  творчество которых во многом определило дальнейшее развитие итальянского искусства, заложив основы для обновления.

     Культура Италии  XIII-XIV веков сложна и противоречива.  Многое в ней еще органически связано с общеевропейской средневековой культурой,

но одновременно  в  ней появляются новые черты,  предваряющие развитие Ренессанса.

     Развитие проторенессансных  тенденций протекало неравномерно.  Их расцвет приходится на конец XIII и первые десятилетия XIV века.  С середины столетия  в итальянской живописи и скульптуре усиливается влияние готики.

     Готический стиль  возник  в  архитектуре Италии из Франции в XIII столетии. Он получил распространение в Северной Италии и Тоскане - области средней Италии, расположенной к северу от Рима. И держался здесь до XV века, существуя параллельно или переплетаясь с развивающимся новым стилем Проторенессанса. Однако итальянская готика существенно отличается от французской.  Она ограничивается применением  декоративных элементов готического стиля:  стрельчатых арок,  башенок-филиалов, пинаклец, роз.  Особенностью итальянской церковной архитектуры  является также возведение  куполов  над  местом пересечения центрального нефа и трансепта. К числу наиболее прославленных памятников этого итальянского варианта готики принадлежит собор в Сиене (XIII-XIV вв.)

     У истоков итальянского Проторенессанса стоит работавший во второй половине XIII  века  в Пизе мастер Никколо.  Он стал основателем школы скульптуры, просуществовавшей до середины XIV века и  распространившей свое внимание  по  всей Италии. Конечно,  многое в скульптуре пизанской школы еще тяготеет к прошлому.  В ней сохраняются старые  аллегории  и символы.  В рельефах  отсутствует пространство, фигуры тесно заполняют поверхность фона.  И все же  реформы  Никколо  значимы. Использование классической традиции, акцентировка объема, материальности и весомости фигуры,  предметов,  стремление внести в изображение религиозной сцены элементы  реального земного события создали основу для широкого обновления искусства. В 1260-1270 годах мастерская Никколо Пизано выполняла многочисленные заказы в городах средней Италии.

     Новые веяния проникают и в живопись Италии.  В течение некоторого времени значительная роль в этой области принадлежала художникам Рима. Римская школа выдвинула одного из крупнейших мастеров Проторенессанса - Пьетро Каваллини (ок.1250-ок.1330)

     Подобно тому,  как Никколо Пизано реформировал итальянскую скульптуру, Каваллини заложил основу нового направления в живописи. В своем творчестве опирался на позднеантичные и  раннехристианские  памятники, которыми в его время был еще богат Рим.

     Заслуга Каваллини состоит в  том,  что  он  стремился  преодолеть плоскостность форм и композиционного построения,  которые были присущи господствовавшей в его время в итальянской живописи "византийской" или "греческой" манере. Он вводил заимствованную у древних художников светотеневую моделировку, достигая округлости и пластичности форм.

     Однако со второго десятилетия XIV века художественная жизнь в Риме замерла.  Ведущая роль в итальянской живописи перешла к флорентийской школе.

     Флоренция в течение двух столетий была чем-то вроде столицы художественной жизни  Италии  и определяла главное направление развития ее искусства.

     Рождение проторенессансного  искусства Флоренции связывают с именем Ченни ди Пеппо, прозванного Чимабуэ (ок.1240-ок.1302).

     Но самым радикальным реформатором живописи был один из величайших художников итальянского    Проторенессанса    Джотто    ди     Бондоне (1266/67-1337). В  своих  работах Джотто подчас достигает такой силы в столкновении контрастов и передаче человеческих чувств, которая позволяет видеть в нем предшественника величайших мастеров Возрождения.  Он работал как живописец,  скульптор и архитектор.  Но все же главным его призванием была живопись. Основной работой Джотто является роспись капеллы дель Арены в Подое.

     Трактуя евангельские  эпизоды  как  события  человеческой  жизни, Джотто помещает его в реальную обстановку, отказываясь при этом от соединения в одной композиции разновременных моментов. Композиции Джотто всегда пространственны, хотя сцена, на которой разыгрывается действие, обычно не глубока. Архитектура и пейзаж в фресках Джотто всегда подчинены действию.  Каждая деталь в его композициях  направляет  внимание зрителя к смысловому центру.

     Джотто заложил основу  искусства  Возрождения.  Хотя  он  не  был единственным художником своего времени, ставшим на путь реформ, однако целеустремленность, решительность, смелый разрыв с существенными принципами средневековой  традиции  делают  его родоначальником нового искусства.

     Еще одним  важным центром искусства Италии конца XIII века - первой половины XIV века была Сиена. Формирование его художественной школы происходило  в  одно время с флорентийской,  но искусство этих двух крупнейших тосканских городов различно, как различны были их жизненный уклад и их культура.

     Сиена была давней соперницей Флоренции.  Это привело к ряду военных столкновений,  оканчивавшихся с переменным успехом, однако к концу XIII столетия перевес оказался на  стороне  Флоренции, пользовавшейся поддержкой Папы.

     Искусство Сиены отмечено чертами утонченной изысканности и  декоративизма. В Сиене ценили французские иллюстрированные рукописи и произведения художественных ремесел. В XIII-XIV столетиях здесь был воздвигнут один из изящнейших соборов итальянской готики,  над фасадом которого работал в 1284-1297 годах Джованни Пизано.

 

 

                     И С К У С С Т В О   Р А Н Н Е Г О

                                 В О З Р О Ж Д Е Н И Я

 

 

 

     В первых десятилетиях XV века в искусстве Италии происходит решительный перелом.  Возникновение мощного очага Ренессанса во  Флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры. Творчество Донателло,  Мазаччо и их сподвижников знаменует победу  ренессанского реализма,  существенно отличавшегося от того "реализма деталей", который был характерен для  готизирующего  искусства  позднего треченто. Произведения  этих  мастеров  проникнуты идеалами гуманизма.Они героизируют и возвеличивают человека,  поднимают его  над  уровнем обыденности.

     В своей борьбе с традицией готики художники  раннего  Возрождения  искали опору в античности и искусстве Проторенессанса.  То, что только интуитивно, на ощупь искали мастера Проторенессанса,  теперь основывается на точных знаниях.

     Итальянское искусство XV века отличается большой пестротой.  Различие условий, в которых формируются местные школы, порождает разнообразие художественных течений.  Новое искусство, победившее в начале XV века в передовой Флоренции, далеко не сразу получило признание и распространение в других областях страны.  В то время как во Флоренции работали Брунелесски, Мазаччо, Донателло, в северной Италии еще были живы традиции византийского и готического искусства, лишь постепенно вытесняемые Ренессансом.

     Главным очагом раннего Возрождения была Флоренция.  Флорентийская культура первой  половины и середины XV века разнообразна и богата.  С 1439 года, со времени состоявшегося во Флоренции вселенского церковного собора,  на который прибыли в сопровождении пышной свиты византийский император Иоанн Палеолог и константинопольский патриарх, и особенно после падения Византии в 1453 году, когда многие бежавшие с Востока ученые нашли прибежище во Флоренции,  город этот становится  одним  из главных в Италии центров изучения греческого языка, а также литературы и философии Древней Греции.  И все же ведущая роль в культурной  жизни

Флоренции первой половины и середины XV века,  бесспорно, принадлежала искусству.

 

 

 

 

 

                                         А Р Х И Т Е К Т У Р А

 

      Филиппо Брунеллески  .(1337-1446) - один из величайших  итальянских зодчих XV  столетия.  Он открывает новую главу в истории архитектуры -

формирование стиля Возрождения. Новаторская роль мастера была отмечена еще его современниками. Когда в 1434 году Леон Баттиста Альберти приехал во Флоренцию,  он был поражен появлением художников, не уступавших "кому бы  то  ни  было  из древних и прославленных мастеров искусств". Первым среди этих художников он назвал Брунеллески.  По словам  самого раннего биографа мастера Антонио Манетти, Брунеллески "обновил и ввел в обращение тот стиль зодчества,  который называют римским или классическим", тогда как до него и в его время строили лишь в "немецкой" или "современной" (то есть готической) манере. Сто лет спустя Вазари будет утверждать, что великий флорентийский зодчий явился в мир, "чтобы придать новую форму архитектуре".

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.