Рефераты. Экзаменационные билеты по философии

Осн. аспекты: 1) вместо осн. догматов (религ.) на первое место  -  рассуждающий разум; 2) атеистичность; 3) очень прагматична,  исследует  человека  с  позиций полезности для общества; 4) "Наука и прогресс" - главный лозунг. Наука - ср-во, прогресс - цель; 5) просветительство (ликбез);  6) механистический мат-зм


Вопрос 15. Этическое учение И. Канта.

1724-1804.Фил. развитие Канта делится на 2 периода. В 1 период (до начала 70-х г.) пытался решать фил. проблему - о бытии, ф. природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что ф. может быть разработана и обоснована как умозрительная наука. Во 2-й пер (критический) пытается строго отделить явл. от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы познаем лишь явл. или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его “критикой разума”. Это учение огранич. разум, поскольку оно отказ. ему в познании сущности вещей. Развивая эту критику, Кант пытался 1 выяснить источн. различн. вида знаний – научн. и фил.,  выяснить на чем основывается достоверность знаний, исследовать формы и категории научного мышления. Учение “Критика философии” сформировалось к началу 80-х гг. Оно изложено в “Критика чистого разума” . Начинается с того, что “вещи в себе” воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. Это конечно материализм. Но дальше Кант - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретич. знания о “вещах в себе”. Достоверное знание сущ. - это м-ка и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание  о вас, а только о св-вах вещей к кот. приложимы ф-мы нашего сознания: ощущения, понятия.

 

Вопрос 16. Объективный идеализм Г. Гегеля

1770-1831. Заслуга- впервые представил весь природный, ист. и дух. мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутр. связь этого движения и развития. Значение ф. Г. заключалось в том, что в ней в систематич. ф-е изложено диалектич. миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Г. разрабатывал диалектику как фил. н-ку, обобщающую всю ист. познания и исследующую наиболее общ. закономерности развития объективной действительности. Подвергнув глубокой и основат. критике метафизич. метод, Г. сформулировал законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к Абсолютный идеализм Г. заключается в выносе всей причины вовне. Сущ-вуют 3 стадии развития абсолюта: 1.субъективный дух (уровень индивида), 2. объективный дух, 3. абсолютный дух. Абсолют является в этих 3 ипостасях.  Всю мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную, античную и германскую. Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля. Деятельн. абсолют. идеи заключ. в мышлении. Цель - в самопознании. В процессе самопознания  разум мира проходит 3 этапа : пребывание самопознавающ. абсолют. идеи в ее собств. лоне, в стихии чист. мышления;  развитие идеи в ф-ме инобытия в виде явл. природы. На последн. этапе абсолют. идея возвращается к самой себе и постигает себя в ф-ме человеч. сознания и самосознания. Фил. взгляды Г. проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явл., не уяснив всего пути, кот. оно совершило в своем развитии, что развит. происходит не по замкнутому кругу, а от низших форм к высшим.


Вопрос 17. Антропологический материализм Фейербаха

1804 – 1872. Критикует Канта и Гегеля и продолжил традиции материалистич. ф-ии. Ф. – воинствующ. материалист. К 1839г. он уже окончательно порывает с идеализмом. Выходит гл. труд - ”Сущность христ.”. Затем он публикует “Предварительные тезисы к р-ме ф-ии. Осуждая идеалистич. толкование мышления как внеприродной и сверхчеловеческой сущности, приходит к выводу, что вопрос об отношении бытия к мышлению - есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь ч-к. Неразрывная связь мышления с материальн. процессами в человеч. организме, с чувственными восприятиями и т.д. Человек неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биологии, физиологической деятельности. Новая ф. превращает ч-ка в единственный, универсальный и высший предмет ф-ии, превращая антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку. Ф. сводит сверхестественное к естественному, нереальное к реальному - в этом основная черта его антропологического метода. У природы нет ни начала не конца, все в ней находится во взаимодействии; все относительно.Он отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения. Природа есть свет, электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное, под словом природы я не разумею ничего более, ничего мистического, ничего теологич.


Вопрос 18. Формирование и осн. проблемы философии марксизма.

1818-1883.Общая фил. позиция – последовательно проведенный материализм: идеальное – это материальное, перенесенное в голову и преобразованое в ней. Так развивать материализм можно, только пользуясь диалектическим метожом – методом отыскания объективных противоречий в действительности (путем восхождения от абстрактного к конкретному, обнаружения превращенных форм деятельности, обращения метода) и их разрешения в практике: «Все мистерии, кот. уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в человеч. практике и в понимании этой практики. Стадия в развитии общ. практики опр. способ производства, ф-ма кот. – производств. отн.- это соц. материя, не зависящая от общ. сознани. В классовом общ-ве имеет место отчуждение ч-ка от продуктов своего труда, из чего проистекает взаимоотчуждение индивидов. Сущность общ-ва, основан. на товарном произ-ве, составл. эксплуатация, угнетение в ф-ме извлечения прибавочной стоимости. Объяснение природы прибавочной стоимости наряду с открытием материалистич. понимания истрии принято считать гл. вкладом Маркса. Программа преобразования общ-ва с целью избавления человечества от эксплуатации и взаимоотчуждения предполагает пролетарскую революцию, диктатуру пролетариата в перех. период от капитализма к коммунизму и установление коммунизма – соц. строя с общ. собственностью и осуществлением принципа «от каждого по способностям, каждому – по потребностям».

Вопрос 19. Значение классич. нем. ф-ии для развития европ. мысли.

В к.17 - н. 19 вв.  Германия  приближалась  к  буржуазной  рев-ции.  Ф. рев-ция предшествовала политич. перевороту. Важную  роль  в  формировании НКФ сыграли достижения естествознания и обществ. наук: стали развиваться физ. и хим., продвинулось вперед изучение орг. природы. Открытия в обл. м-и, поз­волившие понять процессы в их точном количествен. выражении, учение Ламарка об обусловленности развития организма окр. средой, астрономич., геологич., эмбриологич. теории, а также теории развития чело­веч. общ-ва — все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на 1 план идею развития как теорию и метод познания действительности  Кант -основоположник   нем.   классич.   идеализма.   Разработал    концепцию происхождения солнечн. системы из гигантской газ. Туманности. Субъективный идеалист. Гегель  -  все,  что  существует,  существует  в  мышлении.  В  основе  мира  - абсолютная идея - мировой разум. В своем  развитии  идея  проходит  три  этапа, потому что активна: 1) развивается сама в себе, логике через систему категорий, существует объективно; 2) идея выходит во вне и  создает  природу;  3)  идея  в мышлении, развитие ее - в духе. Фейербах  -  материалист.  Выступал  против  идеалистической  системы  Гегеля. Показал,  что  идеализм  является  теоретической  основой  религии.  Критически оценивал агностицизм  Канта.  Обосновал  материалистическую  теорию  отражения.

Вопрос 20. Россия в диалоге культур. Славянофильство и западничество в рус. ф-ии

Западн -направление рус. антифеодальн. общ. мысли 40-х гг. 19 в., противостоявшее славянофи­лам. Герцен, Грановский, Огарёв, Боткин, Кетчер. Также Белинский, Турге­нев.Термины «З-ки», «з-во» родились в идейной полемике 40-х гг. Споры о том, идти ли России вслед за Зап. Евр. или искать «самобытный» путь, полемика о тех или иных особенностях рус. нац. характера, разногласия в оценке реформ Петра I и т. д. были лишь формой постановки более существ. вопроса — о буд. соц. преобразо­ваниях России. 3. связывали их с усвоением ист. достижений стран Зап. Евр., С. отстаивали близкую течениям феодального соц. утопию, идеализируя порядки, сущ. в допетровской России (мнимая гармония власти и народа,общинность как принцип народной жизни и т. п.). С. —выступившие с обоснован. самобытн. пути ист. развития России, принципиальн. Отличн. от пути западноевр.. Самобытность России, по мнению С. в отсутствии в ее ист. классовой борьбы в рус. поземельной общине, в православии как единственно истинном христ., тe же особенности развития С. усматривали и у зарубежных славян, особенно южных, симпатии к которым были одной из причин наз­вания самого направления дан­ного им западниками. «Философич. письмо» Чаадаева. Киреев­ский , Аксаков. С. считали необхо­димым развитие торговли и пр-ости, акц. и банк. дела, стр-ва ж/д и примен. ма­шин в с/х. С. выступали за отмену креп. права «сверху» с предоставлением крест. общинам земельн. наделов за выкуп.  С. добивались устранения цензурного гнёта, ус­тановления гласн. суда с участием в нём выборных представителей населения, отмены телесных наказа­ний и смертной казни.


Вопрос 21.  Практически-нравственная ориентация рус. ф-ии.

Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой ф.. Однако специф Р ф. во многом складывалась под влиянием соц. культурн. процессов, происходивших на Руси. Христ-ция Р. сыграла огромную роль в становлении рус. фил мысли.

 

Вопрос 22. Космизм.

Через всю мир. культуру прох. понимание мира как космоса. В русск. космизме - 3 теч.: ест.-научное (Верн., Циолк.), религ.-фил. (Федоров, Соловьев, Бердяев), поэт.-худож. (Одоевский, Сухово-Коб.). Осн. проблемы космизма: -связь чел. сознания (души) и космоса, -место разума во Вселенной, -множество разумных миров и единство всех слоев бытия, -целостность восприятия мира и пробл. понимания и др. Основатель -Ник. Фед. Федоров. Осн. труд - “Фил-я общего дела”. В основе ф.о.д. лежит специфич. пониман. ч-ка. Истоки чел. бытия коренятся во Вселенной. Ч-к - существо вертикальное, обращен к небу, сл. должен стать свободным. Ч-к - сущ-во родовое, должен осозновать, что он - сын чел-ский. Ч-к - вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен. Счастье невозможно до тех пор, пока господствуют разрушит. процессы и люди разобщены друг с другом. Смерть - высш. проявл. разруш. Устранив смерть, ч-к победит зло. Причина зла - неравномерн. нравств. и НТ прогресса. Частая смена покол. не позв. освоить знания предш. пок. Нужно продлить жизнь. Ч-к должен стать спасителем мира. Фил-я р.к. обосн. идею активной эволюции, в кот. орудием сознат. совреш-я природы становится разум ч-ка. Вернадский считал, что использ. энергии, связ. с разумом, явл. отлчть. признаком ч-ка, она позволит людям преобр. природу. Принцип цефализации - осн. направл. эволюции жив. мира - наращивание нервн. системы. Примыкает идея ноосферы - сферы разума. Биосфера перех. в н., т.к. ч-к преобр. природу соотв. своим потребностям. Но между ними разрыв, т.к. б. и.н. повреждены чел. потреблением, антигум. идеологиями. Породив разум, эвол. пошла на риск. Есть рельн. опасность родового самоубийства и гибели космоса. Необх  регулировать взаимод. о-ва и природы.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.