Рефераты. Джордж Беркли

Джордж Беркли

Мурманский Государственный Технический Университет


Кафедра философии











Реферат на тему:


Джордж Беркли





Выполнил:

Клюшев В. С.

Проверил:

к.ф.н., Сохраняева Т. В.

















Мурманск

2001

Введение

                Джордж Беркли - один из наиболее заметных мыслителей XVIII века. Он жил и работал в эпоху промышленной революции, технического прогресса и великих научных открытий, проливавших свет на природу мира, в эпоху, когда религия начала сдавать свои многовековые позиции в сознании людей, уступая место научному и философскому мировоззрению.

        Родом из Ирландии, старейшей английской колонии, Беркли был старшим из семи детей в семье мелкопоместного дворянина. С юных лет его жизнь была связана с религией и, получив образование, он бросил все свои силы на создание философской системы, призванной искоренить атеизм и связанную с ним материалистическую философию.

        В историю философской мысли Беркли вошел как один из наиболее ярких представителей идеализма. Его работы преследуют только одну цель - "изгнать краеугольный камень материи из системы атеистов, после чего все здание неминуемо развалится".

        Для достижения этой цели Беркли использует все доступные ему средства, его аргументы порой противоречат друг другу, понятия подменяются одно другим, научные принципы доводятся до абсурда, а доказательства не выдерживают критики. Но, не смотря на все слабые места построенной им системы, он делает вывод о существовании бога, "бесконечно мудрого, благого и всемогущего". Бога, существования которого с избытком достаточно для объяснения всех явлений природы.

        Философская система, созданная Беркли, подвергалась и подвергается заслуженной критике. В то же время она имеет своих последователей. Его труды продолжают исследоваться до сих пор и, хотя он во многом заблуждался, представляют несомненный интерес для философов.

        В данной работе рассмотрены основные положения философской системы Беркли, его главные произведения и жизненный путь.






















Жизнь и творчество Беркли

        Джордж Беркли родился 12 марта 1685 года в Ирландии. Он учился в школе Килкенни, а затем в колледже Святой Троицы в Дублине, где получил блестящее образование. Беркли был прилежным и талантливым студентом,  его интересовали математика и философия, иностранные языки. Он даже организует в колледже философский кружок. В 1704 году он получает свою первую ученую степень бакалавра искусств, а в 1707 году становится научным сотрудником и начинает преподавание в колледже. В это же время он публикует свои первые научные произведения - два трактата по математике, и начинает вести дневник, две тетради, в которых он записывал свои мысли, ставшие основой его философской системы.

        Жизнь Беркли неотъемлемо связана с религией и он ставит одной из основных своих целей неопровержимо доказать существование творца и нематериальную природу души. Причиной же заблуждений в науках, атеизма и скептицизма Беркли видит материю, существующую независимо от духа.

                В 1709 Беркли получает сан дьякона англиканской церкви и публикует свой первый серьезный труд, "Опыт новой теории зрения", в котором он рассматривает вопросы, связанные с определением расстояния, величины и положения объектов.

        Он разделяет объекты зрения и осязания и заявляет, что между ними нет естественной и необходимой связи. По его мнению, человек, рожденный слепым и, затем, прозревший, не сможет с помощью зрения отличить куб от сферы, объекты, с которыми он был знаком лишь посредством осязания. Беркли считает, что между объектами зрения и осязания нет ничего общего. "... никогда не бывает, чтобы мы видели и осязали один и тот же объект. То, что видится, есть одна вещь, а то, что осязается, совершенно другая вещь".1 Тем не менее, та связь между ними, которую мы наблюдаем на практике, всецело является результатом опыта. В этой ранней работе Беркли считает, что объективны лишь осязательные восприятия, а зрительные - субъективны, что, по сути, сохраняет локковское деление качеств на первичные и вторичные.

        Понятие расстояния Беркли толкует следующим образом: "...расстояние само по себе и непосредственно, не может быть видимо. Ибо расстояние, будучи линией, перпендикулярной к глазу, проектирует только одну точку на дно глаза, и эта точка остается неизменно одной и той же, будет ли расстояние длиннее или короче".2 С самых первых строк Беркли опровергает точку зрения оптиков, гласящую, что человек определяет расстояние посредством углов между оптическими осями. Он, напротив, заявляет, что определение человеком расстояния до объекта является актом суждения, основанного на опыте, и проистекает из  степени неясности внешнего вида объектов зрения, определенным образом зависящей от расстояния до них. 

        В этой ранней работе Беркли считает, что материальные   объекты   могут   существовать  вне  духа,  а

1.    Беркли Дж. "Сочинения". М.:1978 - стр. 74

2.    Беркли Дж. "Сочинения". М.:1978 - стр. 54


связанные с ними объекты зрения существуют лишь в духе, но в последующих сочинениях он заявляет, что все объекты существует лишь в духе, и никак не могут существовать вне него.

        Спустя несколько лет, в своей работе "Теория зрения или зрительного языка..." Беркли называет зрение "языком творца природы", то есть языком бога. Весь мир, по его мнению, состоит из знаков (объектов зрения) которые, как слова в языке, призваны сообщать человеку суть видимых им вещей.

        В 1710 году Беркли публикует одно из главных своих сочинений - "Трактат о принципах человеческого знания", в котором он пытается найти причины заблуждений и затруднений в науках. Основной работы является то, что ничто не существует вне человеческого разума. К этому выводу автор приходит, придерживаясь своей концепции объектов реального мира как набора присущих им идей (формы, цвета, запаха, вкуса и т.п.). Сущность же идей, по мнению Беркли, состоит в их воспринимаемости. Следовательно, все воспринимаемые нами объекты не могут существовать иначе как в духе, который их воспринимает. Он пишет: "... весь небесный хор и все убранство земли, одним словом, все вещи, составляющие Вселенную, не имеют существования вне духа; их бытие состоит в том, чтобы быть воспринимаемыми или познаваемыми...".1 При этом Беркли считает, что идеи - это не копии или отражения вещей, существующих вне ума. Идея, по его словам, не может  быть похожей  ни  на  что, кроме  другой  идеи,  цвет

1. Беркли Дж. "Сочинения". М.:1978 - стр. 173

может быть похож только на другой цвет, а фигура - на другую фигуру.

        В самом начале работы Беркли пытается разобраться с механизмом образования абстрактных идей. По его мнению, существование абстракций невозможно, так как они должны содержать в себе все признаки входящих в них частных понятий, которые, зачастую, совершенно несовместимы. Источником же появления абстрактных идей Беркли считает язык.

        Далее, Беркли, наряду с различным комбинациям идей, называемых вещами, выделяет познающую составляющую, ум, дух, который, сам не является идеей, но в котором они существуют. "Нет иной субстанции, кроме духа или того, что воспринимает".1

        Дух, по его мнению, простое, нераздельное, деятельное существо. Как воспринимающее идеи оно именуется умом, как производящее их или действующее на них - волей. Идеи же выступают как нечто пассивное и не могут оказывать влияние на другие идеи.   Отсюда следует, что дух не может быть воспринят сам по себе, так как идея не может передать нам через образ или сходство представление о том, что действует.

        Беркли также выделяет идеи ощущений и идеи воображения. Первые, по его мнению, определеннее, живее и отчетливее, они имеют порядок, постоянство и связь, и возникают не случайно. "Те твердые правила и определенные методы, коими дух, от которого мы зависим, порождает    или    возбуждает    в    нас    идеи    ощущений,

1.    Беркли Дж. "Сочинения". М.:1978 - стр. 174


называются законами природы".1

                Беркли очень своеобразно понимает понятие чисел, явно путая его с системой отсчета. "Число всецело создание духа ... одно и то же протяжение есть 1, 3, 36, смотря по тому, рассматривается ли оно по отношению к ярду, к футу, или к дюйму. Число настолько очевидно относительно и зависимо от человеческого познания, что странно было бы думать, чтобы кто-нибудь мог приписать ему абсолютное существование вне духа".2

        Беркли разделяет человеческое знание на две области - знание идей и знание духа. Причиной затруднений в познании идей он видит такое, по его мнению, заблуждение, как двойное существование чувственных объектов - в уме и реальное, независимо от духа. Сама возможность существования вещей вне духа считается им нелепостью и источником всех противоречий и скептицизма. Знание духа, то есть единственно возможной мыслящей субстанции и носителя идей, затруднено, как пишет Беркли, теориями о существовании материи, непостижимой, неощущаемой и, следовательно, несуществующей. Материю Беркли называет "опорой атеистов и идолопоклонников". Дух же принципиально непостижим лишь потому, что не является идеей, и, следовательно, невоспринимаем.

Беркли критикует трактат Ньютона "Математические начала натуральной философии", в котором величины, в том числе  пространство  и  движение,  делятся  на абсолютное и

1.    Беркли Дж. "Сочинения". М.:1978 - стр. 184

2.    Беркли Дж. "Сочинения". М.:1978 - стр. 176


относительное, а это предполагает существование их вне духа, что не согласуется с его системой Беркли.

Он также касается вопросов математики и критикует ученых, занимающихся, по его словам "пустым умозрением над числами, не имеющими никакого применения на практике"1, имея в виду тех, кто пытается объяснить суть вещей в природе посредством математических закономерностей.

Беркли затрагивает вопрос о "бесконечной делимости конечного протяжения" в геометрии. Он пишет, что каждое конечное протяжение есть идея, существующая лишь в нашем уме, и, следовательно, любая его часть должна быть воспринимаема. Если же мы, считает Беркли, мы не можем воспринять бесконечное множество частей в конечном протяжении, то их там просто нет.

В 1713 году Беркли покидает Дублин и переезжает в Лондон, где публикует "Три разговора между Гиласом и Филонусом, цель которых - для опровержения скептиков и атеистов ясно доказать реальность и совершенство человеческого познания, нетелесную природу души и непосредственное божественное провидение, а также разработать метод для того, чтобы сделать науки более простыми, полезными и краткими".  Эта работа была, по сути, продолжением и развитием "Трактата..." и призвана донести идеи Беркли до широкой публики, которая довольно холодно восприняла его предыдущие труды. Это сочинение принесло ему широкую известность и многочисленные знакомства  среди  влиятельных  лиц,  и, в ноябре 1713 года,

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.