Рефераты. Древнегреческая философия

Сократа не поняли и не приняли его сограждане. Он был обвинен в том, что развращает молодежь, не признает богов и священных обычаев, и потому был арестован. По сохранившимся свидетельствам, обвинители не «жаждали крови»,  им было бы достаточно, если бы Сократ не подвергнутый аресту, добровольно удалился из Афин и на суд не явился. Но вопреки предупреждению на суд он явился, вполне сознавая грозящую ему опасность. Решение суда было не в пользу Сократа, он был признан виновным. Друзья Сократа подготовили все для успешного побега его из тюрьмы, но он отказался, ибо считал, что побег может означать отказ от своих идей, от моральных принципов, которые он исповедовал и которым учил других людей. По приговору суда Сократ выпил смертельный яд, тем самым он хотел доказать, что истинный философ должен жить и умереть в согласии со своим учением.

 

 

 

 

Заключение


Спецификой древнегреческой философии в её начальный период  является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Не случайно первых греческих философов называли «физиками» (от греч. phisis – природа). Главным вопросом в древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира.  В этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремиться  решить этот вопрос по принципу – кто родил сущее, то философы ищут субстанционное начало – из чего все произошло.

В период своего становления человеческое познание направлено “вовне”, на объективный мир. И первые греческие философы стремятся  сконструировать картину мира, выявить всеобщие основания бытия этого мира. Накопление философией объема знаний, разработка инструментария мышления изменения общественной жизни, под влиянием которых формируется человеческая личность, формирование новых общественных потребностей обусловили дальнейший шаг в развитии философской проблематики. Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистско-антропологическая тенденция в философии. Родоначальниками этой тенденции являются софисты и Сократ: именно с их деятельностью начинается переход от философии как любви к мудрости вообще, как “первонауки” к философии в подлинном смысле этого слова. Ибо философия, в буквальном смысле этого слова, - это переосмысление, переживание мыслителем своего места, своей роли, своего предназначения в бытии. В философии софистов и Сократа человек становится единственным бытием.

Перенос акцента в философском размышлении с природы на человека означал не просто более широкое и всесторонее развитие второй важнейшей составляющей мировоззренческого комплекса, а коренной переворот в разработке мировоззренческой проблематики. С того времени на передний план выходит проблема отношения человека к миру. Уже софисты подчеркивали субъективный характер человеческого бытия, его влияние на восприятие и оценку мира как объекта. Следовательно, начиная с софистов и Сократа, философия впервые формулирует основной мировоззренческий вопрос как вопрос об отношении субъекта к объекту, духа к природе, мышления к бытию. Для философии специфическим является  не раздельное  рассмотрение человека и мира, а постоянное их соотнесение. Философское восприятие мира всегда субъективно, личностно окрашено, в нем нельзя абстрагироваться от присутствия познающего, оценивающего и эмоционально переживающего человека. Философия – это самосознающее мышление.

 

 

Словарь философских категорий


Атеизм (от греч. безбожный) форма отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия  мира человека.

Бытие философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективного мира, материи, природы, а в обществе – процесса материальной жизни людей.

Дедукция вывод по рпавилам логики; цепь умозаключений, звенья которой взаимосвязаны отношением логического следования. Началом дедукции являются аксиомы, постулаты ил просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений, а концом – следствия из посылок.

Ионийская философия – философия, развивавшаяся на Востоке – в ионийских городах Малой Азии; В целом для восточной, ионийской традиции были характерны эмпиризм, сенсуализм, интерес к конкретному многообразию чувственного мира, оттесненность антрополдогической и этической проблематики.

Индукция умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).

Майевтика буквально – повивальное искусство с которым Сократ сравнивал свой метод философствования. Исходя из убеждения, что за неимением собственной мудрости, он не может чему-либо учить Сократ видел свою задачу в том, чтобы ставя все новые и новые вопросы в беседе побуждать других самим находить истину.

Материализм философское направление, исходящее из того, что мир материален, существует объективно, независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление – свойства материи, что мир и его закономерности познаваемы.

Материя философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. субстанция, основа всех реально существующих в мире свойств, связей и форм движения; бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем.

Релятивизм (от лат. относительный), методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации и условности содержания познания. Релятивизм проистекает из одностороннего подчеркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. Гносеологические корни релятивизма – отказ от  признания преемственности в развитии знания, преувеличения зависимости процесса познания от его условий.  Факт развития познания, в ходе которого преодолевается любой, достигнутый уровень знания, релятивисты рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности познания.

Риторика - наука об ораторском искусстве

Сенсуализм (от лат. восприятие, чувство, ощущение), направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. В противоположность рационализму сенсуализм  стремиться вывести все содержание познания из деятельности органов чувств. Сенсуализм близок эмпиризму.

Скептицизм (от греч. рассматривающий, исследующий) античный, древнегреческое философское направление, основанное Пирроном из Элиды в конце IV в до н.э. Скептики отвергали существование причины явлений, отвергали движение и возникновение, отрицали объективное, существование добра и зла; объявив видимость единственным критерием истины, скептики рассматривали философов других направленийкак догматиков и считали их глупцами.

Софизм  (от греч. – хитрая уловка, измышление), логически неправильное (мнимое) рассуждение (вывод, доказательство), выдаваемое за правильное. Отсюда «софист» в одиозном значении – лицо, которое строит ложные умозаключения и ищет корысти от какой-то мнимой аргументации.

Софистика (от греч. умение хитроумно вести прения) 1. философское течение в Древней Греции, созданное софистами; 2) рассуждение (вывод, доказательство) основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные.

Софисты – условное обозначение группы древнегреческих мыслителей середины V- первой половины VI вв. до н.э. Первоначально оно было синонимично слову «мудрый» и обозначало человека авторитетного в различных вопросах частной и общественной жизни.

Элейская школа одна из основных раннегреческих школ (конец VI – первая половина V в. до н.э.). Сложилась на греческом Западе, в фокейской колонии Элея на тирренском берегу Италии. Теория познания Элейской школы отмечена рационализмом; онтология – строгим монизмом. Жестко противопоставляла мнение, основанное на чувственных «явлениях», «истине» или «знанию», основанному исключительно на разуме и проверяемому логическими рассуждениями. Все рациональное реально, все иррациональное (противоречивое) ирреально, законы бытия и законы мыщления тождественны. Основная аргументация Элейской школы: если нечто есть, то оно должно обладать свойствами (одно, непрерывно, вечно) выводимыми из самого понятия бытия.

Эмпиризм (от греч. опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Эмпиризм близок к сенсуализму, в противоположность рационализму в эмпиризме рациональная познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания.



Список используемой литературы


1.     Асмус В.Ф. Античная философия, М., 1989

2.     История философии /под ред. Мапельман В.М., Пенькова Е.М., М., 1997

3.     История философии в кратком изложении /пер. с чешского И.И.Богута, М., 1976

4.     Кессиди Ф.Х. Сократ, М., 1976

5.     Радугин А.А. Философия, М., 1999

6.     Рассел Б. История западной философии, Новосибирск, 1994

7.     Философский энциклопедический словарь, М., 1989

8.     Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии, М., 1991


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.