Рефераты. Древне Греческая философия о человеке и обществе p> Однако, сильной стороной философии Платона, его положительным вкладом в историю философии менее всего является его объективный идеализм как мировоззрение. Общее не остается у Платона лишь противостоящим еди- ничному, оно осмысляет всякую единичность и трактует как принцип единич- ного, как закон проявления этого единичного, как модель его построения.

Учение о государстве


Сократ наметил так же классификацию государственных форм, исходя из основных положений своего этико-политического учения. Государственные формы, упоминаемые Сократом, таковы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия. Монархия, с точки зрения Сократа, тем отличается от тирании, что опирается на законные права, а не на насильственный захват власти, а поэтому и обладает моральным значением, отсутствующим у тирании.
Аристократию, которая определяется как власть немногих знающих и мораль- ных людей, Сократ предпочитает всем другим государственным формам.
Платон развил и усовершенствовал политические идеи своего учителя.
Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Пла- тона: трактат "Государство", диалоги "Законы", "Политик". Все они написаны в жанре диалога между Сократом и другими греческими философами, например,
Главконом, Адимантом, Кефалом. В своих произведениях Платон говорит о модели "идеального", лучшего государства. Эта модель не есть описание како- го-либо существующего строя, системы, а, напротив, модель такого государст- ва, которого нигде и никогда не было, но которое должно возникнуть, то есть

Платон говорит об идее государства, создает проект, утопию. Автор неодно- кратно пробовал воплотить в жизнь свой проект оптимального государствен- ного управления. На Сицилии, в Сиракузах, во времена Платона было правле- ние просвещенного тирана Дионисия, а его шурин Деон был поклонником
Платона. Попытки афинского философа применить свои теории если не для управления всей территорией, то хотя бы небольшим селением, едва не закон- чились гибелью, и только из-за Диона его только продали в рабство. Аннике- рид, житель Эгины, узнав в готовом для продажи невольнике известного фило- софа, купил его и немедленно дал ему свободу. Так же бесславно закончились и две последующие попытки устроить в Сиракузах государственное управление на основах разума.

Платона многое в уже существующих государствах не устраивало прин- ципиально. В трактате "Государство" Платон пишет о том, что главная причина

порчи обществ и государств (которые когда-то, во времена "золотого века" имели "совершенный" строй) заключена в "господстве корыстных интересов", обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии с этим основ- ным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четы- ре разновидности в порядке увеличения, нарастания "корыстных интересов" в их строе.

1. Тимократия власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты
"совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воины были сво- бодны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и
"при участии жен" спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обу- славливает переход к олигархии.

2. Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.

3. Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государст- венной системы тирании.

4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком силь- но, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток сво-

боды при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека тирана.

Отрицательные формы государственной власти Платон противопостав- ляет своему видению "идеального" общественного устройства. Огромное вни- мание автор уделяет определению в государстве места правящего класса. По его мнению, правителями "идеального" государства должны быть исключи- тельно философы, для того чтобы в государстве властвовали рассудительность,

разум. Именно философы обуславливают благосостояние, справедливость го- сударства Платона, ведь им свойственны "...правдивость, решительное непри- ятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине". Платон считает, что любое новшество в идеальном государстве неизбежно ухудшит его
(нельзя улучшить "идеальное"). Очевидно, что именно философы будут охра- нять "идеальный" строй, законы от всяческих нововведений, ведь они обладают

"...всеми качествами правителей и стражей идеального государства". Именно поэтому деятельность философов обуславливает существование "идеального" государства, его неизменность. По существу, философы охраняют остальных людей от порока, каким является любое нововведение в государстве Платона.
Не менее важно и то, что благодаря философам правление и вся жизнь
"идеального" государства будет построена по законам разума, мудрости, там не будет места порывам души и чувствам.
Если в государстве Платона существуют люди, которые занимаются за- конами и устройством государства, то естественно предположить, что в нем существуют и люди, занимающиеся исключительно земледелием, ремеслом.
Действительно, основной закон существования "идеального" государства со- стоит в том, что каждый член общества обязан выполнять только то дело, к ко-

торому он пригоден.

Всех жителей "идеального" государства автор разделяет на три класса.
Низший класс объединяет людей, которые производят необходимые для госу- дарства вещи или способствуют этому; в него входят самые разные люди, свя- занные с ремеслом, земледелием, рыночными операциями, деньгами, торговлей и перепродажей это земледельцы, ремесленники, торговцы. Не смотря на то, что торговцами и земледельцами могут быть совершенно различные люди, все они, по Платону, стоят приблизительно на одной ступени нравственного разви- тия. Внутри этого низшего класса также существует четкое разделение труда: кузнец не может заняться торговлей, а торговец по собственной прихоти не может стать земледельцем.

Принадлежность человека ко второму и третьему классам, а это классы воинов-стражей и правителей-философов, определяется уже не по профессио- нальным, а по нравственным критериям. Нравственные качества этих людей
Платон ставит гораздо выше нравственных качеств первого класса.

Так Платон создает тоталитарную систему разделения людей на разряды, которая немного смягчается возможностью перехода из класса в класс (это дос-

тигается путем длительного воспитания и самосовершенствования). Переход этот осуществляется под руководством правителей. Характерно, что если даже среди правителей появится человек, больше подходящий для низшего класса, то его необходимо "понизить" без сожаления. Таким образом, Платон считает, что для благосостояния государства каждый человек должен заниматься тем делом, для которого он приспособлен наилучшим образом. Если человек будет заниматься не своим делом, но внутри своего класса, то это еще не гибельно для "идеального" государства. Когда же человек незаслуженно из сапожника
(первый класс) становится воином (второй класс), или же воин незаслуженно становится правителем (третий класс), то это грозит крахом всему государству, поэтому такой "перескок" считается "высшим преступлением" против системы, ведь для блага всего государства в целом человек должен делать только то де-

ло, к которому он наилучшим образом приспособлен.

Вслед за Сократом, считавшим тремя основными добродетелями уме- ренность (знание, как обуздывать страсти), храбрость (знание, как преодолеть опасности), справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и че- ловеческих), Платон пишет о том, что "идеальное" государство должно обла- дать, по меньшей мере, четырьмя главными добродетелями: мудростью, муже- ством, рассудительностью, справедливостью.

Мудростью не могут обладать все жители государства, но правители- философы, избранные люди, безусловно, мудры и принимают мудрые решения.
Мужеством обладает большее количество людей, это не только правители- философы, но и воины-стражи. Если первые две добродетели были характерны только для определенных классов людей, то рассудительность должна быть присуща всем жителям, она "подобна некой гармонии", она "настраивает на свой лад решительно все целиком". Под четвертой добродетелью справедливо- стью автор понимает уже рассмотренное деление людей на разряды, касты:
"...заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие это есть справедливость".
Следовательно, разделение людей на классы имеет для Платона огромное зна- чение, определяет существование "идеального" государства (ведь оно не может

быть несправедливым), и тогда неудивительно, что нарушение кастового строя считается высшим преступлением. Так государство Платона незаметно, ради лучшей цели, приобретает те недостатки, которые рассматривал сам автор, описывая "порочные" государства (например, расслоение общества в олигархи- ческом государстве).

Характерно, что Платон, живший во времена всеобщего рабовладельче- ского строя, не уделяет рабам особого внимания. В "Государстве" все произ- водственные заботы возлагаются на ремесленников и земледельцев. Здесь же
Платон пишет, что в рабство можно обращать только "варваров", неэллинов, во

время войны. Однако он же говорит, что война зло, возникающее в порочных государствах "для обогащения", и в "идеальном" государстве войны следует из-

бегать, следовательно, не будет и рабов. Как писал В.Ф. Асмус, в трактате
"Государство" "...класс рабов как один из основных классов образцового госу-

дарства не предусматривается, не указывается, не называется". Это не значит, что автор выступает против угнетения человека человеком, просто, по его мне-

нию, высшие разряды (касты) не должны иметь частной собственности, чтобы сохранить единство. Тем не менее, в диалоге "Законы", где также обсуждаются

проблемы государственного устройства, Платон перекладывает основные хо- зяйственные заботы на рабов и чужестранцев, но осуждает воины.

В связи с рассмотренным разделением людей на разряды возникает во- прос: кто же возьмет на себя ответственность определения способности чело- века к некоему делу, и только к нему? По-видимому, в "идеальном" государстве эту функцию возьмут на себя мудрейшие и справедливейшие люди правители- философы. При этом они, естественно, будут выполнять закон, ведь закон важ- нейшая составляющая "идеального" государства, и его выполняют все без ис- ключения (доходит до того, что дети должны играть (!) по законам государст- ва). Таким образом, правители-философы вершат судьбы всех остальных лю- дей. Они не только определяют способности человека, но и осуществляют рег- ламентацию брака, имеют право (и должны) убивать малолетних детей с физи- ческими недостатками (здесь, как и в некоторых других случаях, Платон берет

за образец государственное устройство современной ему Спарты).

Философы, на основах разума, управляют остальными классами, огра- ничивая их свободу, а воины играют роль "собак", держащих в повиновении низшее "стадо". Этим усугубляется и без того жестокое разделение на разряды
.
Например, воины не живут в одних местах с ремесленниками, людьми труда.
Люди "низшей" породы существуют для обеспечения "высших" всем необхо- димым. "Высшие" же охраняют и направляют "низших", уничтожая слабейших и регламентируя жизнь остальных.

Можно предположить, что такая всесторонняя мелочная регламентация важнейших поступков человека, которые он, по современным понятиям, дол- жен решать сам, приведет к разобщению людей, недовольству, зависти. Однако в "идеальном" государстве этого не происходит, напротив, единство людей
Платон считает основой такого государства. Во времена древности, "золотого века", когда сами боги управляли людьми, люди рождались не от людей, как сейчас, но от самой земли. Люди не нуждались в материальных благах и много времени посвящали занятиям философией. Во многом единство древних обу- славливалось отсутствием родителей (у всех одна мать земля). Платон хочет достичь того же результата, "обобществив" не только людское имущество, но и

жен, детей. Автор хочет, чтобы никто не мог сказать: "Это моя вещь", или
"Это моя жена". По идее Платона, мужчины и женщины не должны вступать в брак по собственной прихоти. Оказывается, браком тайно управляют философы, со- вокупляя лучших с лучшими, а худших с худшими. После родов дети отбира- ются, и отдаются матерям через некоторое время, причем никто не знает, чей ребенок ему достался, и все мужчины (в пределах касты) считаются отцами всех детей, а все женщины общими женами всех мужчин. Как писал В.Асмус, для Платона общность жен и детей является высшей формой единства людей.
Такая общность описана им для класса воинов-стражей, которым автор уделяет огромное внимание. По его мнению, отсутствие вражды внутри класса стражей повлечет за собой единство низшего класса и отсутствие восстаний.

Таким образом, правящие классы государства Платона составляют ком- мунистическое единство. Этот коммунизм, как уже говорилось, не допускает среди высших классов бедности или богатства, а следовательно, по логике ав- тора, уничтожает среди них раздоры. Прообраз власти у Платона это пастух, пасущий стадо. Если прибегнуть к этому сравнению, то в "идеальном" государ- стве пастухи это правители, воины это сторожевые собаки. Чтобы удержать стадо овец в порядке, пастухи и собаки должны быть едины в своих действиях,

чего и добивается автор. Платоновское государство обращается с
"человеческим стадом", как мудрый, но жестокосердный пастух со своими ов- цами. Этого скрестить с тем-то, этих на бойню. Видно, что, по нашим пред- ставлениям, это тоталитарная программа, при которой кучка людей (пусть даже

мудрейших) подчиняет "...жалкие вожделения большинства ... разумным жела- ниям меньшинства".

Прошедшие тысячелетия показали, что последующие утопии недалеко ушли от прародительницы, созданной гением Платона, который ярко проявил- ся и в создании основ объективного идеализма и разработке его в целостном виде.


Заключение


Сократ - представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественнонаучного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем " тенденции, или ли- нии Платона " в античной философии.

Сократ - великий античный мудрец, - стоит у истоков рационалистиче- ских и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит вы- дающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс челове- ческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.
Платон создал теорию общего как закона для единичного, теорию необ- ходимых и вечных закономерностей природы и общества, противостоящую их фактическому смешению и слепой нерасчленённости, противостоящую всякому донаучному пониманию. Именно эта сторона учения Платона об идеях в значи- тельной мере обусловила его тысячелетнюю значимость в истории человече- ской мысли.

Платон - первый в Европе последовательный представитель объектив- ного идеализма, основатель этой философии. Объективный идеализм Платона есть учение о самостоятельном существовании идей как общих и родовых по- нятий. Платон всю жизнь проповедовал всеобщую гармонию. Когда Платон захотел очертить предмет своей эстетики, он назвал её ни больше ни меньше, как любовью. Платон считал, что только любовь к прекрасному открывает гла- за на это прекрасное и что только понимаемое как любовь знание есть знание подлинное. Гармония человеческой личности, человеческого общества и всей окружающей человека природы - вот постоянный и неизменный идеал Платона в течение всего его творческого пути.

Литература


1. Антология мировой философии. В 4-х томах.-М..1968.-Т.I. - Ч.I.
2. Асмус В.Ф. Античная Философия. - М.. 1976
3. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон и Аристотель. - М.. 1993
4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. - Сиб, 1994.



Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.