Закон. Закон - это наиболее повторяющиеся, существенные, необходимые, устойчивые связи. (Философское понимание закона отличается от его обыденного понимания. То, что мы называем законом, в диалектике не будет таковым, если нет устойчивых, повторяющихся связей. Например, юридический закон если не соблюдается, то в диалектике это уже не закон.)
Почему-то в философии Гегеля и Маркса не нашлось парной категории для категории "закон", но логично предположить, что на эту роль подходит категория "хаос". Закон - это порядок, хаос - беспорядок. Чем больше порядка, тем меньше беспорядка.
б) Принцип детерминизма раскрывается категориями: причина и следствие.
Действительную причину явлений установить трудно, так как все явления взаимосвязаны. Диалектика утверждает лишь то, что следствие всегда имеет причину, что причина предшествует следствию, что причина порождает следствие, в отличие от повода, который является случайной связью. Все связи, кроме причинной, называются условиями. (Философское учение, отрицающее причинные связи, называется индетерминизмом.)
в) Принцип развития раскрывается категориями: содержание и форма, возможность и действительность и др.
Согласно диалектике, развитие есть превращение возможности в действительность. Всякое действительное существовало раньше в возможности, но не всякое возможное становится действительным. Развитие есть изменение содержания и смена формы. Содержание определяет форму, но форма организует содержание. (Форма - содержательна, содержание оформлено.)
Кроме этих категорий принцип развития раскрывается в сформулированных Гегелем законах:
а) перехода количественных изменений в качественные, б) единства и борьбы противоположностей, в) отрицания отрицания.
Характер развития, то есть как оно происходит, раскрывается в диалектике количественно-качественных изменений. Развитие происходит в ходе накопления количественных изменений, которые достигают пределов меры, после этого происходит скачок в развитии и изменяется качество. Это качество содержалось раньше в возможности, оно есть новая форма для изменившегося содержания.
Этот закон требует рассматривать развитие как единство количественных и качественных изменений, он утверждает, что невозможно бесконечное накопление количественных изменений ("Как веревочке ни виться, все равно конец придет"). Качество не меняется только в пределах меры.
Марксизм использовал этот закон для обоснования неизбежности социальных революций.
Сформулированный Гегелем закон единства и борьбы противоположностей указывает на источник развития. Таким источником являются внутренние противоречия, которые есть результат раздвоения единого на противоположности и борьбы между ними. Всякое развитие есть разрешение противоречия и в то же время возникновения новых противоположностей, нового противоречия. (В истории философии представление о борьбе противоположностей мы встречаем у Гераклита, Николая Кузанского и т.д.)
Так как познание человека раскрывает диалектику изучаемого объекта, то познание тоже должно следовать этой диалектике. То есть логика человека должна быть тождественна диалектике объекта, она должна быть диалектической логикой. В то же время эта диалектическая логика является теорией познания, то есть теорией, описывающей механизм познания. Поэтому диалектика, логика и теория познания составляют единство, это одно и то же.
Закон единства и борьбы противоположностей марксизм использовал для обоснования необходимости классовой борьбы.
Согласно диалектике, разрешение противоречия ведет к смене качества, а значит, к отрицанию предыдущего. Следовательно, отрицание - это момент развития, выражающий связь двух последовательных стадий (состояний) развивающегося объекта. Но утверждение последующей стадии происходит на базе предыдущей, поэтому последующая стадия сохраняет, удерживает некоторые существенные элементы предыдущей.
Дальнейшее развитие приводит к отрицанию предыдущего отрицания, а значит, возвращение к предыдущему качеству, восстановление того, что отрицалось ранее, возврат к уже пройденной стадии развития. Но это не простой возврат к исходной точке. Это развитие по спирали. Возврат происходит на более высоком уровне, так как то прежнее уже обогатилось своим отрицанием. Закон отрицания отрицания объясняет преемственность, в развитии и говорит о его направленности, то есть, отвечает на вопрос "Куда идет развитие?".
Марксизм использовал этот закон для обоснования неизбежности социалистической революции и перехода к коммунизму.
Этимологически "диалектика" означает вести разговор, ученый беседу, диалог, столкновенье полярных суждений. Материалистическая диалектика является учением о главных законах развития природы, общества и познания, человеческого мышления, которое постигает мир. В современном понимании - это образ мироощущения, теория и метод познания.
Первым, кто предоставил понятию "диалектика" значение метода умного познания, был Гегель. Он подчеркивал, что диалектика постигает мир в единстве противоположных определений в самодвижении, саморазвития.
Она учит о необъятной связи, которая объединяет между собой все вещи, явления, процессы. Эти связи внедряются в их сущность, поэтому вырвать явление с них невозможно, поскольку это лишит нас глубокого и полного его понимания.
Метафизика, наоборот, рассматривает вещи, явления и их умственные отображения, понятие отдельно одно от одного, как отделенные, между собой не связанные (или связанные лишь внешними отношениями). Она анализирует вещи, явления, а также понятие вне процесса развития, как за своей сутью неизменяемые (а если и признает развитие, то упрощенно, поверхностно, не раскрывая его сущности и движущих сил).
Диалектика же исходит из того, что все существующее может быть понятным лишь в развитии и что последний необходимо разглядеть как саморазвитие, которое порождается внутренними импульсами и охватывает не только постепенные изменения, эволюцию, а и перерывы постепенности, качественные прыжки, появление нового.
Теория развития признает как внешние, так и внутренние разногласия, притом во внутренних усматривает главный импульс, движущую силу самодвижения, саморазвития существующего и поэтому обращает главное внимание прежде всего на исследование этих разногласий.
Метафизика считает вещи и явления разными самыми по себе, тождественными, лишенными внутренних противоречий. Ею признаются лишь внешние разногласия - между разными предметами, а также противоречия формально-логические, что возникают вследствие непоследовательности мысли.
Начиная с античных времен, разные мыслители вкладывали у понятия "диалектика" разное содержание: то как теория развития, то как теория познания (гносеология), а то как наука об общих законах и формы движения мышления (диалектическая логика). Из этого можно сделать вывод, который диалектика развития объективной и диалектика субъективной реальности если и не совпадают, то в чем-то единые. Со временем диалектику объективной реальности начали называть объективной, а диалектику субъективной реальности - субъективной. Г. Гегель на идеалистической, а В.И. Ленин на материалистической основах обосновали, что диалектика как теория развития, теория познания, диалектическая логика единые и что их законы и соотносительные категории по смыслу совпадают, будучи разными за образом бытия.
В историческом развитии диалектика прошла три основных этапа (формы).
К первый нужно зачислить диалектику древних (Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель и др.). Это была наивная, стихийная диалектика, которая объединялась с такими же наивными материализмом и идеализмом.
Потом пути материализма и диалектики в этом разошлись. В ХVII-ХVIII ст. возникает метафизический материализм, господствующими становятся идеи механицизма (хотя иногда в некоторых философских учениях все же проявлялась диалектика). Возникновение и развитие метафизического материализма играли тогда положительную роль.
Однако это мало временный характер, поскольку развитие природы и общественной жизни имеет диалектический характер. Диалектику начали интенсивно разрабатывать в немецкой классической философии, хотя и на идеалистической основе. Известно, что второй формой диалектики была идеалистическая диалектика классической немецкой философии (прежде всего философии Гегеля).
Существенные сдвиги в общественной жизни, три больших открытия снова вызвали необходимость объединения материализма с диалектикой, возвращение к целостному, диалектического понимания мира, но уже в другой форме, на грунте науки и общественного опыта. Так возникает третья форма диалектики (материалистическая, марксистская), объединенной со зрелым материализмом.
Таким образом, объективная диалектика на основе практики отображается в субъективной диалектике. Сначала субъективная диалектика имела неосознанный характер, однако со временем мысль человека стала предметом исследования. В XIX ст. создается диалектика как учения. Оно стало своеобразным итогом, логически целостным и последовательным синтезом всей истории теоретического освоения мира и одновременно историей познания мыслью самой себя, своих форм и законов, которые отображают формы и законы развития объективной действительности. В роле такого учения диалектика и является одновременно общей теорией развития, теорией познания и логикой.
В своей внутренней основе и мировоззренческой направленности она единая; в предметном выражении, средствах применения и формах выявления - и многомерная, и разная. Лишь система принципов, законов и категорий описывает развитие конкретно. [3]
Мировоззрение марксистско-ленинской партии есть диалектический материализм. Оно называется диалектическим материализмом потому, что его подход к явлениям природы, его метод изучения явлений природы, его метод познания этих явлений является диалектическим, а его истолкование явлений природы, его понимание явлений природы, его теория - материалистической.
Исторический материализм есть распространение положения диалектического материализма на изучение общественной жизни, применение положений диалектического материализма к явлениям жизни общества, к изучению общества, к изучению истории общества.
Характеризуя свой диалектический метод, Маркс и Энгельс ссылаются обычно на Гегеля, как на философа, сформулировавшего основные черты диалектики. Это, однако, не означает, что диалектика Маркса и Энгельса тождественна диалектике Гегеля. На самом деле Маркс и Энгельс взяли из диалектики Гегеля лишь ее "рациональное зерно", отбросив гегелевскую идеалистическую шелуху и развив диалектику дальше, с тем, чтобы придать ей современный научный вид.
Страницы: 1, 2, 3