Рефераты. Диалектика

внутреннего (сущностного) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику

от метафизики."Диалектика есть изучение противоречия в самой сущностей преметов"

 "Диалектическое противоречие есть единство взаимоисключающих (взаимно друг друга

обуславливающих),т.е.взаимодействующих противоположностей"."Единство тождества

и различия-такова диалектическая форма противоречия"

  Противрположности характеризуются как взаимообусловленные и взаимодействующие

стороны диалектического противоречия.Противоположности,по словам Гегеля,"имеют

против себя" не просто иное,а "cвое иное".Диалектика противоречия отражает двойственное

отношение внутри целого:1.Единство противоположностей.2.Их борьбу.

  Типы (виды) противоречий:

 а) внутренние и внешние.Внутренние противоречия-это противоречия между элиментами

структуры;а внешние -это противоречия различных систем,явлений.Общество и природа,организм и среда.

 б) Основные и неосновные,главные и неглавные.Пример:Взаимные превращения нейтрона,протона,электрона,мезона в ядре атома представляют собой процесс непрерывного возникновения и разрешения противоречий,но это не приведет к изменению атома-полярность ядра,электронные оболочки остаются!

  В материалистической диалектике отрицание рассматривается как необхдимый момент развития,условие качественного изменения вещей.

  Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременным переходе первого на положение подчиненного и преобразованого элемента в составе второго,что называется снятием.

  Диалектическое отрицание включает в себя триединный процесс:

1) деструкции (разрушения,преодоления,изживания),прежнего;

2) кумуляции (накопление,суммирование)-(частичного сохранения,препятственности,трансляции);

3) конструкции (формирования,создания нового).

  Отрицание отрицания предпологает цикличность,относительную повторяемость поступаемость.

 Примеры диалектического отрицания в истории России:

1.Переход от языческой веры вк православной-Крещение Руси-это поворот к Западу отрицанием Востока.

2. Татаро-монгольское иго-переход от феодального Запада к азиатскому Востоку.

3. Петровские реформы - ориентировка России с Востока на Запад.

4. Револиция 1917 года-вектор времени снова направляется с Запада на Восток.

5. Идет перестройка-признаки идеализации Запада.Неужели опять,уже третий раз ориентировка на Запад?

  Закон количественных и качественных изменений имеет категории:

  1. Качество-это совокупность свойств,указываемых на то ,что представляет собой вещь,чем она является.

  2. Количество-это совокупность свойств,характеризующих величену вещи,ее размеры.

  1. Качество-такая определенность предмета (явления,процесса),которая характеризует его как данный предмет,обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к класу однотипных с ним предметов.

  2. Количество-характеристика по степени развития или интенсивности присущих им свойств,выражаемая в величинах и числах.

  Каждая отдельная вещь обладает бессчисленным количеством свойств,единство которых означает ее качество.

Мера-диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений,в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.

Скачок-переход количественных изменений в качественные или переход из одного количественного состояния в другое в результате превращения меры.

Свойство-сторона предмета,обуславливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ним.

   Своиства бывают специфическими и общими;

-главными и неглавными,

-необходимыми и случайными,

-существенными и несущественными,

-внешними и внутренними,

-совместимыми и несовместимыми,

-отдельными и неотдельными,

-естественными и искуственными,

3. Категории диалектики разнообразны,сложны по своей природе.Они выражают;

1. Универсальные связи бытия.-Единичное и общее.Явление и сущность.

  В мире все взаимносвязано.эта взаимосвязь имеет универсальный характер и пронизывает все бытие.

Формы взаимосвязи могут иметь форму:связи единичногои общего;части и целого; индивидуального и варируемого и т.д. Диалектика позволяет познать сложные истины,противоречивые универсальные связи бытия,используя категории.

  Философские понятия,отражающие универсальные связи бытия,образуют группу категорий диалектики.

Эти категории,как правило,парные:отражают"полярные" стороны явлений,вещей,процессов.В процессе познания категгорий,отражающих многообразие связей реальногомира,можно выделить два категориальных ряда:

а) первый категориальный ряд выражает "устройство" и "организованность" бытия.К этому ряду можно отнести следующие парные категории диалектики:"единичное и общее","многое-единное","сходство-различие","качество-количество","простое-сложное","часть-целое","конечное-бесконечное","форма-содержание" и т.д.

б) Другой категориальный ряд выражает универсальные связи детерминации.К ним относятся:"явление-сущность","причина-следствие","случайность-необходимость","возможность-действительность" и д.р.Первый ряд категорий можно назвать "горизонтальнами",а "второй"-"вертикальным".

  Даем смысловое разъяснение категорий:

1) Единичное и общее.Свойства и связи,присущие только данному образованию,отсутствующие у других называются единичными.Единичное характеризует отдельный предмет ,явление,вещь,отличающуюся по своим пространственным,временным и другим свойствам от иных.Все то что неповторимо в явлении присуще только ему,отсутствует у других явлений,можно назвать единичным .Общее-то,что повторяется в других явлениях,что присущее не одному,а многим явлениям.Общее-это объективно существующее сходство единичных предметов,их однотипность,принадлежность к одной и той же группе.

    Общее существует в отдельном,отдельное выражает черты общего.Над единичным "властвует" общее,которое безжалостно "заставляет" последовательно гибнуть единичное как переходящее во имя сохранения общего как что-то устойчевое;единичное умирает,но род живет.

  Всякое общение лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы,rоторые имеют единтичное наряду с повторяющимися сввойствами-неповторимое.

 2) Явление и сущность.Эти категории позволяют осмыслить всеобщие связи бытия путем соотнесения поверхностных и глубинных уровней действительности.

Внешние,наблюдаемые,означаемые,более подвижные,изменчивые характеристики предмета называется явлением.Внутренние ,глубинные,скрытые,относительно устойчивые характеристики предметов,определяющие их природу,называются сущностью.Эти явления выступают комплексно,как совокупность.

  Одни утверждают:форма проявления и сущность вещей совпадают.Если это было бы верно,nогда наука была бы излишней.

  Другие предпологают:явление и сущнось не имеют общую связь.Если это считать верным,nо тогда невозможно познания сути вещей.По Канту явление-это форма опытно постигаемого человеком бытия.

  Платон:сущность тождественна идеи (эйдосу) ,она не сводима к телесным,чувственновоспринемаемым формам бытия.Она есть некий исходный образец для всего возникающего и пребывающего.

  Аристотель: сущность-это вещи,наделенные особой активностью форм как некоторый принцип,олицетворяющий косную материю,в совокупности с которой и образуются все вещи.Заключение.

 Сущность вещей материальна,представляет собой совокупность свойственных ей необходимых сторон и связей,и существует она независимо от человеческого сознания.Существуя реально,онаорганически связана с явлением,раскрывает свое содержание только в нем,через него."Сущность-по Ленину-является,явление-существенна".

  Структурные связи.-Часть и целое;Форма и содержание;

Элемент и структура.

 Расположение вещей бывает:

а) либо стуктурное

б) либо хаотическое

Любая структура составляет целое,которое состоит из частей.Целое,в известной степени,

рассматривается как результат сочитания частей того или иного предмета,а части-как такие

"предметы",которые в своей совокупности образуют новые,сложные предметы.

                 Такое утверждение примитивно,прямолинейно.Целое может быть и сбором составляющих частей,где части могут быть собраны спонтанно.Такое целое не представляет ценности.Целое должно иметь целостность.Целостность имеет различные типы:

              а)  сруктурный тип целостности отражает связи строения.

              б)  функциональный тип целостности-принципы действия.

              в)  генетический тип целостности характеризует развитие.

                 Целое представляет собой предмет,включающий в себя,в качестве составных частей,другие,органически связанные между собой предметы,и обладающие такими свойствами ,которые не сводятся к свойствам составляющих его частей.

                 С категориями сущность и явление,часть и целое тесно связаны категории-содержание и форма.Под содержанием понимается категория материалистической диалектики,обозначающая совокупностьвсех взаимодействий и обуславливаемых ими изменений,свойственных явлению.Формой явления называется относительно устойчивая система связей моментов содержания,его структура.Понятие "структура" обозначает способ сочетания и взаимосвязи элементов целого.Понятие "элемент" обозначает компоненты, составляющие какое-либо целое и находящиеся между собой в определённой взаимосвязи

 и взаимозависимости.

                  Понятие "часть" представляет собой характеристику,"винтик","клеточку" целого.

                  Связи детерминации.Детерминизм-это учеие о всеобщей взаимообусловленнсти

объективных явлений.

  В основе этого утверждения-универсальная связь всех явлений.

                Исходной категорией детерминизма является понятие связи и взаимодействия.

                Сущность детерминизма раскрывается наиболее полно путём использования таких категорий,как "причина","следствие","закономерность","сущность","явление","необходимость" и "случайность","свобода","возможность","действительность".

                Эти категории используются,как парные категории.Характеристики их:

        1.Причина и следствие.

        а)  Причиной называется взаимодействие материальных образований или элементов,их составляющих,обуславливающее соответствующие изменения.

        б)  Следствием называются изменения, возникающие во взаимодействующих формах или материалы их образованиях в результате их взаимодействия.

        2.Необходимость и случайность.

        а)  Необходимостью называются свойства и связи,обусловленные внутренними причинами вещи,явления,внутренней природой элементов,составляющих материальное образование.

         б)  Случайностью называются свойства и связи,имеющие причину своего существования в другом,обусловленные стечением внешних объстоятельств.

         Случайность и необходимость,возможность и действительность.Что общего может быть между Наполеоном,который родился в 1760 г. и Гитлером,родившемся в 1889 г.-разница в возрасте 129 лет.Наполеон пришёл к власти в 1804 г.,Гитлер в 1933 г.-разница-129 лет. Наполеон напал на Россию в 1812 г.,а Гитлер в 1933 г.-опять разница -129 лет.Наполеон проиграл войну в 1816 г.,а Гитлер в 1945 г.-разница 129 лет.

         3.Возможность и действительность.

         а)  Возможностью называется тенденции ,предпосылки  возникновения и развития,а действительностью называется то,что уже появилось реально.

       

           




                                     

       



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.