Рефераты. Деятельность как философская категория

Хотя феноменологию как философию сознания вряд ли можно интерпретировать как деятельностную концепцию, тем не менее, зерно деятельного подхода в нём всё же существует. Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938), с именем которого связаны первые шаги феноменологии, считал, что в интенциональности сознания, т.е. смыслоформирующей направленности к предмету, впервые возникает феномен сознания, в отличие от явления сознания. В феномене сознания впервые появляется предмет-существующий. Для феноменологически очищенного сознания предмет есть предмет-существующий, а не предмет-функционирующий (в предметной деятельности). Первое определение сознания как смыслоформирования сигнализирует движение от субъекта к предмету, от знака предмета к его значению, к наделению предмета смыслом. Но такое движение явно бессмысленно, если не было изначального движения от предмета к субъекту. Второе определение сознания как переживания сигнализирует движение внутри "Я",- от "Я"-феномена к "Я"-явлению, от "Я"-ядра к "Я"-эмпирическому. Со временем Гуссерль вводит третье определение сознания как жизненного мира. Появление сознания как жизненного мира - это вторая интуитивная мудрость, схваченная Гуссерлем из словообразовательной структуры естественного языка: сознание становится принципиально открытым, нетематическим, допредметным, герменевтичным. Сознание теперь предстает как жизнепереживание, а в феноменологию вводится понятие "жизненный мир".

Как своеобразный вариант деятельного подхода можно считать Сартра, который следует за Гуссерлем. Сартр цитирует слова Гуссерля: "Любое сознание есть сознание о чем-то" и продолжает словами М.Хайдеггера: бытие (бытие сознания) - это бытие-В-мире. Это - "бытие-В..." в смысле движения. Быть - это прорываться в мир, это исходить из небытия мира и сознания, чтобы внезапно прийти к сознанию-прорывающемуся-в-мир. И пусть сознание пытается восстановить себя, совпасть, в конце концов, с самим собой - взаперти, в тепле и уюте оно исчезает. Эту необходимость для сознания существовать как сознание о какой-либо отличной от него самой вещи Гуссерль и называет "интенциональностью". Деятельность, по Сартру, предполагает наличие сознания, однако это сознание абсолютно бессодержательно. Я возникает лишь в результате коммуникации с другими и как следствие определённого поступка, который выводит сознание за его пределы и ставит человека в отношение к другим и объективной ситуации. В этом смысле человек создаёт себя через деятельность: создание проектов и их осуществление. Позднее, когда Сартр ассимилировал ряд идей Маркса, он развил свои деятельностные представления, выделив различные виды практики: творческую и инертную. Несмотря на критику деятельностного подхода постмодернизмом, он сохраняет определённые связи с деятельностным подходом. Согласно представлениям постмодернистов, человек живёт в мире сделанных предметов, самым главным из которых является текст, сам же человек рассматривается как сделанное существо. (Известно высказывание Ж.Деррида о том, что в мире нет ничего, кроме текстов.) Самым интересным является то, что такое представление деятельности постмодернистами предполагает отсутствие её носителя – делателя. Нормы деятельности условны, могут произвольно меняться, она имеет фрагментальный и произвольный характер, как бы расползается. Исходя из концепций постмодернизма, деятельность в современных условиях носит не контитуирующий характер, а предполагает целенаправленное проектирование. Не без основания считается, что деятельностный подход возник в отечественной философии и психологии сначала в работах С.Л.Рубинштейна, (1889 – 1960) а затем Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева. Первое обращение С.Л.Рубинштейна к проблеме деятельности можно найти в его работе "Принцип творческой самостоятельности". В ней С.Л.Рубинштейн развивает идеи марбугского неокантианства, что отчётливо заметно в его работе "О философской системе Когена". В данной работе автор претендует только на изложение взглядов Г. Когена как его верный ученик. Однако здесь можно уже найти многие принципиальные идеи относительно деятельности, которые были развиты им в последующих работах. Ссылаясь на Когена, С.Л.Рубинштейн пишет о том, что субъект не стоит "за" своими деяниями, не в них выражается и проявляется, а них порождается. Субъект равен своим деяниям, "…существуя не помимо и вне их, а в них…субъект определяясь своими деяниями, этим самоопределяется".

Итак, мы видим, что деятельность как философская категория, деятельностный подход, деятельностное понимание человека и культуры оказалось очень влиятельным в истории философии. Развитие этих идей является не только возможно в современных условиях, но и перспективно в связи с тем, что именно философия сознания является одной из интенсивно развивающихся областей современной философии. Однако развитие деятельностного подхода предполагает переосмысление и пересмотр связанных с ним представлений.

Глава 2. Деятельность как философская категория


2.1 Категориальный анализ деятельности, её общая системная характеристика


2.1.1 Деятельность: категориальный анализ

Понятие деятельность вбирает в себя и биологическую жизнедеятельность человека и его социокультурную, специфически человеческую, деятельность. Деятельность охватывает все стороны человеческой жизни, внутренние и внешние процессы, различные виды операций, совершаемых людьми: и интеллектуальные, и матерально-практические, и духовные; деятельность можно назвать и умственную работу, и физическую, и душевную, и духовную. Какое же определение можно найти этому слову в словарях? Чем деятельность отличается от труда? Практики?

"Деятельность - занятия, труд.

Занятие - то, чем кто-нибудь занят, дело, труд, работа, а также вообще заполнение чем–нибудь своего времени.

Труд – 1.Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. 2. Работа, занятие. 3. Усилие, направленное к достижению чего–нибудь. 4. Результат деятельности, работы, произведение.

Практика – 1.Деятельность людей, в ходе которой они, воздействуя на материальный мир и общество, преобразуют их; деятельность по применению чего–нибудь в жизни, опыт. 2.Приёмы, навыки, обычные способы какой–нибудь работы. 3.Работа, занятия как основа опыта, умения в какой–нибудь области. 4.Одна из форм обучения: применение и закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путём".

Итак, даже на основе анализа словарных статей мы видим, что понятие деятельности носит неконкретный характер, деятельность невозможно отделить от понятий труд, занятие, практика.

Какие определения деятельности дают философы?

"Деятельность моего всеобщего сознания как таковая является моим теоретическим бытием как общественного существа".

"Под деятельностью следует понимать способ существования человека и соответственно его самого определить как действующее существо".

"Человеческая деятельность является социальной формой движения материи, способом существования и развития общества".

Выделим в этих определениях ведущее звено. Труд – это целесообразная деятельность, необходимая для удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей. Причастность человека к миру осуществляется и через осознание, и через действие человека как овладение природой; поэтому труд, практика выступают как специальная основная форма соотношения субъекта и объекта, их диалектики. Деятельность человека может быть условием и предпосылкой труда. Все психические функции и процессы, такие, как внимание, воображение, наблюдение, мышление и т.п. являются внутренними аспектами человека, их можно рассматривать как виды психической деятельности человека. Они в той или иной степени включены в процесс труда, его обслуживают, но, взятые сами по себе, трудом не являются. Жизнедеятельность человеческого организма и её поддержание тоже есть деятельность субъекта и может, как таковая, изучаться физиологией, психологией и другими науками, однако она не является трудом, а лишь условием и потенциальной возможностью труда. Сфера труда и сфера деятельность и не совпадают по объёму, последняя шире. Ею охватывается выполнение человеком многочисленных функций различного общественного и личного содержания, труд же – сфера созидания. В содержание же понятия "деятельность" не включается ни утилитарный, ни ценностный моменты, выражающие её общественный смысл, социальную направленность. Труд включает в себя не только создание благ, но и потребление, разрушение продуктов предшествующей деятельности, однако только как условие созидания новых ценностей. Разграничение труда и деятельности возможно и по другому основанию: рассматривая труд в его всеобщих определениях. "Во время процесса труда труд постоянно переходит из одной деятельности в форму бытия, из формы движения в форму предметности".

Практика – это тоже деятельность, только деятельность людей, в ходе которой они преобразуют материальный мир и общество. Понятия "практика" и "деятельность" не совпадают ни по объёму, ни по содержанию. В советской научной литературе имеется ряд определений практики. В "Философской энциклопедии" практика определяется, с одной стороны, как "чувственно-предметная форма жизнедеятельности общественно развитого человека, имеющая своё содержанием освоение природных социальных сил и выражающая специфику человеческого отношения к миру, способ бытия человека в мире", с другой стороны, как "целостный процесс преобразования объективной реальности человечеством". При этом указывается, что практика характеризует процесс общественной материальной деятельности, а понятие "деятельность" уместно применять по отношению к индивиду. Таким образом, понятия "практика" и "деятельность" не совпадают ни по содержанию, ни по объёму.

Занятие – это заполнение времени, каким – либо видом деятельности, возможно и бесцельным. Таким образом, мы видим, что понятие деятельность включает в себя и труд, и занятие, и практику.

Итак, суммируя все вышеназванные определения, мы можем дать следующее:

Деятельность – это преобразующее свойство сознания и способ существования человека и развития общества, способствующий и их преобразованию, движение материи в его социальной форме.

2.1.2 Психологическая теория деятельности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.