Реферат на тему:
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ
Действительность
Принцип действительности и возможности является как бы подытоживанием пройденного отрезка пути, поскольку интегрирует в себе рассмотренные до сих пор модификации материи, содержит их в себе в снятом виде, выражает собою диалектическое развитие этого отрезка в целом, в его тотальности, всесторонности. Поэтому он является более конкретным, богатым но содержанию, хотя но более трудным по усвояемости.
Представления о действительности и возможности, возникнув в античной философии, также прошли путь своего развития - от отдельных односторонних моментов, являвшихся продуктом непосредственного, чувственного созерцания, до современного конкретного, целостного научного их понимания в марксистской философии.
Аристотель эту проблему рассматривает в связи с разработкой таких категорий, как движение, материя, форма. В его понимании, собственно движение есть переход возможности в действительность, осуществление того, что существует в возможности. Рассматривая вещь как единство формы и материи, он доказывает, что материя есть возможность, а форма - действительность. Материя и форма это - одно и то же, первая - в возможности, вторая - в действительности. Первая пассивна, вторая активна. Разрабатывая основные принципы формальной логики, Аристотель классифицирует суждения по модальности - на суждения возможности, действительности и необходимости (соответственно-проблематические, ассерторические и аподиктические). Всякое суждение есть или суждению о том, что присуще, или о том, что необходимо присуще, или о том что возможно присуще. Учение Аристотеля о действительности и возможности является значительным вкладом в разработку этих категории. Однако его концепция о пассивности материи и активности формы, о «форме форм», об энтелехии и т. д. не позволяла ему научно решить проблему возможности и действительности.
Дальнейший шаг в разработке этих категорий сделан материализмом XVII-XVIII вв., который в борьбе со схоластикой и идеализмом, опираясь на достижения естествознания, развивает научный взгляд на действительность. Однако этот взгляд был исторически ограничен, поскольку материалисты этого времени отождествляли случайность и возможность, а также отрицали объективнее бытие, как случайности, так и возможности.
Эту ограниченность механического материализма пытается преодолеть Кант, который действительность и возможность рассматривает в их единстве, однако делает он это на субъективно-идеалистической и формально-логической основе. И если материалисты-метафизики отрицали объективное бытие только возможности, то Кант отрицает объективное бытие и возможности, и действительности, рассматривая их как продукт рассудка, как априорные категории модальности. По Канту, то. что согласно с формальными условиями опыта (если иметь в виду созерцание и понятие), то возможно. То, что связано с материальными условиями опыта (ощущения), действительно. То, связь чего с действительным определена согласно общим условиям опыта, существует необходимо. Возможность подразделяется у него на логическую, реальную и практическую.
Формализм и субъективизм логики Канта подвергает критике Гегель, наиболее полно и всесторонне разработавший эти категории на идеалистической основе. По его мнению, возможность есть то, что существенно для действительности, но она существенна таким образом, что она вместе с тем есть только возможность. Действительность есть ставшее непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего. Действительность, как единство сущности и явления, богаче, конкретнее содержанием, чем возможность, которая является лишь абстрактным моментом действительности Возможно, что-то или невозможно, это зависит от содержания. т. е. от целостности моментов действительности, которая в своем раскрытии обнаруживает себя необходимостью.
Учение Гегеля о действительности и возможности содержит важные указания относительно различных аспектов этих категорий. По Гегелю, возможности бывают реальными и "пустыми», формальными. Он против чисто формально-логического утверждения «все возможно» и против тех, кто ведет пустые разговоры о формальной возможности, «чтобы с ее помощью увильнуть от исполнения определенных обязанностей»*. Вместе с тем Гегель рассматривает реальную возможность как момент развития действительности, ибо реальная возможность некоторой мыслимой вещи есть налично сущее многообразие относящихся к ней обстоятельств. Реальная действительность, как таковая, есть ближайшим образом вещь со многими свойствами, существующий мир. Содержанием учения Гегеля о действительности и возможности является диалектическое взаимопревращение этих категорий, их переход друг в друга, что, собственно, дает ключ к пониманию самой диалектики развития.
Диалектический материализм, критически преодолев ограниченность как идеализма, отрицавшего объективное бытие действительности и возможности, так и ограниченность метафизического материализма, отрицавшего объективное бытие возможности и диалектику этих категорий, дает всестороннюю разработку проблемы. Чтобы правильно уяснить себе тождество и различие этих категории, необходимо прежде всего остановиться на имеющих важное значение для постижения истины различных аспектах этих категорий.
Каковы аспекты категории действительности?
1. Под действительностью понимается, прежде всего, объективная реальность. В борьбе против многочисленных разновидностей идеализма, отрицавших объективное бытие действительности, материализм всех времен доказывал ее объективную реальность. Поэтому не случайно под действительностью в определенной связи понимают материалистическое решение основного вопроса философии, признание первичности материи и вторичности сознания.
2. Вместе с тем, поскольку реально, действительно существует не только материя, но и сознание, идеальное, то действительность выступает как единство сущности и существования, сущности и явления, как единство всего сущего, всех трех сфер - природы, общества и сознания.
3. Действительность выступает как необходимость, совпадает с ней. Как говорит Гегель «все действительное разумно, все разумное действительно», т. е. в своем развертывании действительность раскрывается как необходимость. Следовательно, все реально существующее еще не есть действительность: атрибут действительности принадлежит не всему тому, что реально существует, а только тому, что в то же время есть необходимость. В этом смысле действительность не совпадает с первыми двумя аспектами и отличается от них. В этом же смысле «действительность выше, чем бытие, и чем существование».
4. Наконец, действительность выступает как реализованная возможность, соотносится с последней как со своей непосредственной противоположностью. как со своим моментом. Истина состоит в том, что диалектика действительности и возможности есть их взаимодействие не в любом ее аспекте, а в последнем аспекте, в то время как рассмотренные выше аспекты действительности не охватываются ею.
2. Возможность
Действительность необходимо содержит в себе свою противоположность - возможность, как тенденцию и способность своего закономерного движения. Возможность также имеет свои аспекты, имеющие самостоятельное значение в познании.
1. Реальная возможность. Когда мы изучаем историю каждого данного реально существующего явления, то неизбежно приходим к следующему выводу: прежде чем явление становится реальным, действительным, оно существует в недрах своего непосредственно предшествующего явления в виде возможности. В определенных условиях эта возможность превращается в действительность, что означает возникновение явления в действительности. Стало быть, каждое данное, в действительности существующее явление, предмет, вещь, процесс есть так или иначе реализованная возможность.
С другой стороны, данное явление не только есть реализованная возможность, но и в свою очередь само заключает в себе возможность своего другого явления: оно «беременно» своим другим. Само по себе ясно, если бы в самой действительности не содержалась внутренняя возможность нового явления, то не было бы никакого развития. Действительность, являясь реализованной возможностью, не лишена возможности. а всегда заключает ее в себе как свою внутреннюю противоположность, как свою способность рождать новые явления, как свою тенденцию развития. В этой связи правомерна следующая постановка вопроса: куда явление развивается? Ответ состоит в следующем: оно развивается в свою противоположность, которую необходимо заключает в себе, которую вынашивает по мере своего развития и в которую, в конце концов, переходит, что и означает превращение явления н реализацию возможности. В этом смысле возможность есть тенденция развития явления.
Реальная возможность, стало быть. - это то, что в данных условиях еще не реализовано, но существует объективно, возникает закономерно в процессе развития, причинно обусловлено, содержится в самой действительности, имеет свое некоторое бытие в ней. Она - внутренне присуща действительности и выражает не только абсолютную тенденцию развития явления, но и относительную, т. е. не только возможный конечный результат, по и каждый уровень его развития, каждое состояние или этап процесса явления. Характер возможностей, степень их зрелости, их определенность обусловлены самой действительностью, законами ее развития. В реальных вещах, явлениях, а также в познающем мышлении, всегда имеется множество различных, подчас противоречивых возможностей, тенденций, учет которых необходим для познания и практики.
Итак, под реальной возможностью мы понимаем такую, которая рождена конкретными историческими условиями, имеет необходимые непосредственные корни, предпосылки в самой действительности на данном этапе ее развития и на этом же этапе при наличии определенных условий может быть реализована.
2. Абстрактная возможность. Кроме реальной возможности имеет место и такая возможность, которая не рождена данным состоянием развития действительности, не имеет непосредственных корней и предпосылок в действительности и на данном этапе не имеет условий для реализации. Она может быть выражением побочных тенденций развития, а может быть и выражением весьма отдаленных, опосредованных, но вполне реализуемых в иных условиях процессов. Абстрактная возможность может совпадать с мечтой человека.*
3. Абстрактно-формальная возможность - это то, что формально возможно, но фактически никогда не осуществимо, т. е. это абсолютно пустая возможность**. Познание должно четко определить различные аспекты возможности, исходить из учета действительности и реальных возможностей. Вместе с тем оно должно вскрывать научную несостоятельность абстрактно-формальных возможностей. Пустые возможности хотя и не реализуются и для науки никакого значения не имеют, но они играют определенную роль, оправдывают все что угодно, но главным образом, безответственность.
Страницы: 1, 2