Рефераты. Человек в социокультурных типах философии

Под большим воздействием  французских просветителей находились французские материалисты, с которыми Вольтер и Руссо и сотрудничали, и полемизировали.

Французский материализм XVIII века в лице Дени Дидро (1713-1784), Жюльена Ламетри (1709-1751), Поля Гольбаха (1723-1789), Клода Гельвеция (1715-1771) явился высшей ступенью развития механистического материализма. Эти философы стояли на вершине научных знаний того времени и были названы энциклопедистами, т.к. издали 35 томов Энциклопедии, вобравшей в себя "все достижения знания".

Энциклопедисты одними из первых выступили против субъективного идеализма, и, опираясь на достижения естественных наук, сумели дать развернутое философское определение материи. Поль Гольбах в "Системе природы" говорил о двух основных свойствах материи:

1) независимости от сознания

2) воздействии на чувства человека

Французские материалисты вывели, что "движение - это способ существования... и нет и не может быть нематериального движения".

Несмотря на это, энциклопедисты продолжали оставаться метафизиками, ибо само движение сводилось ими к различному сочетанию между собой простейших элементов тел. Для материалистов XVIII века был характерен и антиисторизм: мир неизменен, свое завершение он нашел в человеке и законы природы не подлежат дальнейшему развитию. Развитие же общества ставилось материалистами в зависимость от развития идей и даже личных настроений - "мнения правят миром".

Французские материалисты дали ценную концепцию человека как продукта общественной среды. Концепция энциклопедистов видит путь к обществу равных людей в уничтожении социального неравенства, но как это сделать - ответа не дает.

Тем временем в Германии бушевали исторические перемены. Ряд причин вынудил немецкую буржуазию на компромисс с феодалами; буржуазия и хотела власти и боялась остаться один на один с пролетариатом после ликвидации феодализма.

Наиболее видные мыслители той эпохи - Кант, Гегель, а в первой половине XIX века - Фейербах, своей философией выдвинули ряд положительных моментов и "отправных точек" для дальнейшего развития философского знания.

Иммануил Кант (1724-1804) выдвинул ряд плодотворных идей, материалистических и диалектических. Кант ввел в свою теорию познания понятие априорного знания - полученного до опыта, независимо от него, уклонившись тем самым к идеализму.

Георг-Вильгельм Фридрих Гегель создал не менее противоречивую философскую систему; войдя в историю философии как крупнейший идеалист и один из "отцов" диалектики одновременно. Тот, кто создал наиболее цельную для того времени диалектику, сняв "аристотелев запрет" на поиск противоречий в окружающем мире, Гегель дает разработку вопроса о роли труда в формировании человека как существа разумного, производящего и творческого.

Расхождение ученика Гегеля - Людвига Фейербаха (1804-1872) с учителем началось с отношения Фейербаха к религии. В "Сущности христианства" Фейербах утверждает несовместимость религии с разумом; Бог, по Фейербаху, - фантастическое отражение человеком своей сущности, как и гегелевский "абсолютный дух". Тем не менее, есть обыкновенное человеческое сознание, оторванное от человека. И лишь изучая природу, философ приобретает знания. Философская система, пытающаяся выйти за пределы природы или человека, игнорирующая и то, и другое - ничтожна и бессмысленна.

Однако, критикуя философскую систему Гегеля, Фейербах не принимал и гегелевскую диалектику, не сумев обнаружить в ней рациональное зерно - мысль о поступательном развитии мира. Метафизика дала себя знать и в антропологическом материализме Фейербаха. Человек у него - внеисторическое существо с неизменной природой, сущностью, которая присуща всем людям во все времена. При объяснении общества он опирается на антропологию, которую считает единственной истиной. Фейербах первым выдвинул "теорию разумного эгоизма", (развитую впоследствии Николаем Гавриловичем Чернышевским (1828-1889), который писал в главном своем труде "Антропологический принцип в философии": "...Вообще надобно бывает только всмотреться попристальнее в поступок или чувство, представляющиеся бескорыстными, и мы увидим, что в основе их все-таки лежит та же мысль о собственной личной пользе, личном удовольствии, личном благе...")

Как оказалось, Фейербах не хотел устранить религию, просто хотел усовершенствовать ее, положив в основу Любовь человека к человеку.

В этике Фейербах также был идеалистом, видя суть к усовершенствованию общества в моральном усовершенствовании каждого отдельного человека. Из идеализма, антропологизма и метафизики вытекла созерцательность философии Фейербаха. Это стало определенным шагом назад для немецкой классической философии до появления ее прямого наследника - марксизма, который может быть определен как заключительный аккорд к вершине развития классической европейской философии, предложивший философии принципиально новые решения ее вопросов: достижения органического единства материализма и диалектики; распространение материализма на объяснение общественной жизни; преодоление созерцательного характера философии и т.д. Маркс провозгласил: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его" и "Точка зрения старого материализма есть "гражданское" общество; точка зрения нового материализма есть человеческое общество или обобществившееся человечество".

Главная задача марксизма сегодня - восстановление критически-творческого отношения к самому себе.

Неклассическая философия европейского типа привнесла в развитие философского понятия о человеке ряд позитивных моментов, например, поворот к человеку, экзистенциальность, обращение к проблемам его индивидуального мироощущения и существования, обвинение всей предшествующей философии в отчужденности от человека. Экзистенциалист Жан-Поль Сартр (1905-1980) в произведении "Экзистенциализм - это гуманизм" высказывался о самоосознании человека: "Человек - прежде всего проект, который переживается субъективно... Я отвественнен, таким образом, за себя самого и за всех, и создаю определенный образ человека, который выбираю: выбирая себя, я выбираю человека вообще... Мы одиноки, и нам нет извинения. Это и есть то, что я выражаю словами. Человек осужден быть свободным. Осужден, потому что не сам себя создал; и все-таки свободен, потому что однажды брошенный в мир отвечает за все, что делает."

Однако сознательный фон, на котором развивался экзистенциализм, был мрачен, что заставило именовать в ряде случаев "очеловеченную философию" "философией страха". Один из основных мыслителей-экзистенциалистов Альбер Камю (1913-1960) писал: "есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить... стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить, - значит, ответить на фундаментальный вопрос философии".

Сегодня популярно и такое течение как постмодернизм, отрицающий все достижения классической философии и обращающий их в nihil (ничто) и делающий вывод о близком конце истории и человека. Тем не менее, далеко не все философское пространство заполнено неклассической и постмодернистской философией. Развиваются и живут классические философские направления, а значит, о конце философии как науки и тем более человека в ней говорить пока рано.

Особое место в философском наследии занимает русская философия, исследованная гораздо хуже восточной и европейской. Ее отличительными чертами являются "философствование о судьбе России"; мессианская идея особого пути и места России; стремление придать философии преобразующий характер; ориентация философствования на всеобщее, "тотальное". Если русский философ и обращался к проблеме не всей страны, а отдельно взятого человека или просто человека как такового, что человек в итоге все равно оказывался частью "особого" русского общества. Это объясняется некоторыми чертами общинности, русским менталитетом, и радует тем, что на русской почве концепции "сверхчеловека" никогда не появлялись и не могли бы появиться.

Оценивая развитие марксизма в постреволюционной России мы сталкиваемся с парадоксом: с одной стороны, диалектический и исторический материализм имел все шансы для плодотворного развития и эволюции; с другой - официозная философия все больше догматизировалась и превращалась в "служанку политики". Были "отдифференцированы" учение об обществе от онтологии, диалектики, теории познания; причем при этом человековедческая проблематика практически исчезла...

Показательно, что в "Философской энциклопедии" и философских словарях того времени мы не обнаруживаем термина "смысл жизни". Возобладавший в обществе остаточный подход к развитию социальной сферы жизни откликнулся в самой философии остаточным подходом к проблематике человека, оттеснением ее все дальше на периферию философского знания. Тем не менее, несмотря на все препоны, в данный момент идет накопление  прогрессивных идей для последующего взлета философского знания.

          


Послесловие

Человек - единственное существо, способное осознать себя, свой мир, свое существование, свое бытие. Он - объект и субъект познания, практически самый важный и единственный инструмент философии, ее орудие. Феноменальность человека состоит в том, что он живет, чтобы найти истину, единственный смысл своей жизни и направить это знание во благо себе же самому и человечеству в целом. Роль человека велика, и нужно правильно осознать ее и не сходить с верной колеи, решая проблемы взаимодействия и сопряжения человека с миром, природой, разумом и самим собой.



               СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Крапивенский С.Э. Общий курс философии / Волгоград, издательство Волгоградского Государственного университета, 1998

2. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / Москва, "Высшая школа", 1991

3. Философский словарь / Москва, Издательство политической литературы, 1980

4. Краткий философский словарь / Москва, "Проспект", 1997

5. Основы философских знаний. Хрестоматия / Москва, 1993

6. Хрестоматия по философии / Москва, "Проспект", 1997

7. Чернышевский Н.Г. Сочинения. В 2-х томах. Том 2 / Москва, Академия наук СССР, институт философии, издательство "Мысль", 1987

8. Этьен Бонно де Кондильяк. Сочинения в 3-х томах. Том 2./ Москва, Академия наук СССР, институт философии, издательство "Мысль", 1982

9. А. Стругацкий, Б. Стругацкий. Избранное. В 2-х томах.  Том 2. / Москва, "Известия", 1991.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.