Рефераты. Человечество на пороге новой парадигмы
В чувственной системе истины основным источником
познания эмпирической реальности являются органы чувств, "их показания
решают, что истинно, а что нет; они становятся верховными судьями достоверного
опыта"[3, с.466]. Для нее характерны "отрицание или, по крайней мере
совершенно равнодушное отношение к любой сверхчувственной реальности или
ценности"; "явное предпочтение изучению чувственного мира со всеми
его физическими, химическими и биологическими качествами и связями";
эмпиризм и материализм, имеющий тенденцию к механицизму; приоритет материальных
ценностей, "начиная со всемогущего богатства и кончая всеми ценностями,
которые удовлетворяют физиологические потребности человека и обеспечивают его
обыденный комфорт"; релятивистский и нигилистический склад ума, "не
воспринимающий какого-либо постоянства, а постигающий все ценности в условиях
изменения и перехода", рассматривающий все "с точки зрения эволюции и
прогресса"; "утилитарный, гедонистический, прагматический,
практический и инструментальный характер науки, псевдорелигии и этики"[3,
с.466-472].
Идеалистическая истина по определению "есть
синтез двух других истин, то есть синтез, созданный нашим разумом. В отношении
чувственных явлений она признает роль органов чувств как источника и критерия
достоверности или недостоверности любого утверждения. По отношению к
сверхчувственным явлениям она заявляет, что их познание невозможно посредством чувственного
опыта; напротив, постижение ее возможно, лишь обращаясь к прямому откровению
Бога. Наконец, наш разум логически или диалектически может прийти к ряду веских
утверждений, например, в силлогических или математических доказательствах...
Человеческий разум таким образом соединяет в единое целое истину чувств, истину
веры и истину разума"[3, с.463].
Любое интегрированное общество имеет этические идеалы
и ценности как "наивысшее воплощение его этического сознания", с
которыми П.А.Сорокин связывает правовые нормы. Эти нормы "отличаются по
своему характеру и содержанию в разных обществах, а зачастую и у отдельных
людей. В обобщенном виде они создают идеациональную, идеалистическую и
чувственную системы этики и права"[3, с.488].
Идеациональные этические нормы "видят высшую
этическую ценность не в этом чувственном мире, а в сверхчувственном мире Бога
или Абсолюта. Все они считают эмпирический мир чувств с его идеалами
псевдоценностью или, в лучшем случае, малозначимой и второстепенной ценностью"[3,
с.488]. "Нормы такой этики рассматриваются как открытые или исходящие из
Абсолюта, поэтому они абсолютны, безусловны, неизменны, вечны. Ими нельзя
пренебрегать ни при каких обстоятельствах или во имя какой-либо другой
ценности. ...все идеациональные системы относятся к чувственным удовольствиям
негативно: или как к чистой иллюзии, или как к источнику несчастья, или как к
препятствию на пути достижения потустороннего - Бога"[3, с.489].
Чувственные этические нормы признают "в
рафинированной или грубой форме чувственное счастье, наслаждение, полезность,
комфортность высшей ценностью"[3, с.489]. "Их высшая цель увеличить
сумму чувственного счастья, удовольствия и комфорта, ибо они не признают
никакой сверхчувственной ценности. Их нормы относительны, а не абсолютны, целесообразны
и изменчивы в зависимости от людей, групп и обстоятельств, в которые они
вовлечены, а поэтому рассматриваются как созданные человеком. Если они служат
целям счастья, то они принимаются, если нет, то напрочь отвергаются"[3,
с.490].
Идеалистические этические нормы представляют собой
"промежуточный синтез идеациональных и чувственных ценностей. Подобно
идеациональной этике, этика идеалистическая видит высшую ценность в Боге, или
Абсолюте, но в отличие от идеационализма она положительно оценивает те
чувственные ценности, которые благородны и не противоречат Абсолюту"[3,
с.490].
1.2. Цикличность форм культуры.
Проводя ретроспективное исследование, сравнительный
анализ изменения во времени выделенных элементов сверхсистемы, Сорокин приходит
к выводу о циклической смене различных форм интегрированных культур в
истории человеческой цивилизации. Он выделяет периоды приоритета чувственных
ценностей, в течение которых доминировали сенсорные системы истины, этика и
право, а также соответствующие эпохи господства идеациональных и
идеалистических ценностей. Такую периодичность в смене суперсистем культуры
на оси времени можно отобразить в виде следующей диаграммы:
диаграмма 1.
Чувственная культура
Идеацио-нальная культура
Чувственная культура
Идеациональная культура
Чувственная культура