Билет 23
1. Становл.древнегреч.ф. Милетская школа и Гераклит Эфесский Зарод. в Др.Гр. 6 в. до н.э. Отличит. черта - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы. Становл.: 6-5 в. до н.э. - центр. вним. пробл. космоса, природы. 1-я науч. и ф. школа - Милетская. Родонач. натуралистич. фазы р-я антич. ф. Ярк. предст.: Фалес - считал, что все сущее происх. из воды. Океан - кольц. река, окруж. землю, Земля плав. на воде. Все рожд. из влажн. семени. “У влажн. вещей началом их прир. явл. вода”. Все происх. из воды и возвр. в нее. Фалес - монист, т.к. принимал за основу всего сущ. одно начало. Его треб. - все знание надо сводить к обной основе - чувств. видимости. Душу считал материальной, д. явл. движ. нач. всех явл. прир. ”Боги”=души, кот. явл. источн. движ-я вещей. 1-й сформул. вопр. “Что есть всё” - что явл. первоосновой. Анаксимандр - ориг. ф. концепция. Расширил понятие всего сущего до понятия первоначале - единая, первич., вневременная субстанция “апейрон” - веществ. начало, лишенное границ, т.е. без качеств. хар-к и количеств. неогранич. Апейрон превр. в разл. земные стихии (земля, вода, возд., огонь), они перех. друг в друга. Все соб. происх. в опр. борьбе тепл. и хол., напр. смена врем. года. Прир., мир сущ. объ-но.Жив. сущ-ва возн. в проц. выпарив. солнцем влаги, живое род. из ила под возд. солн. лучей, чел-к произ. от рыб. Чувств. мир явл. лишь проявл-м реальн. мира, сл. необх. выйти за пределы непоср. набл-я. Анаксимен: начало всего сущего - воздух. Рязряж. в. - огонб, сгущ. - вода, земля, камень. Душа тж. сост. из воздуха. Возд. обл. св-вом бескон-сти. Обобщение: ф. Мил. шк. явл. рационал-ей мифа. Мир объ. на осн. матер. начал, без участия внеприр. сил. Гилозоизм - любое мат. тело обл. душой, пантеизм - Бог=природа. В ч-ке мил-цы усматр. прежде всего не биол., а физич. прир., выводя его из воды и пр. Мил.ф. возн. на осн. зарожд. эмпирич. и теоретич. знания. Пыт.дать целостн. карт. мира, кгода частности и дет. были неизв. Их матер-м носил стихийн. хар-р, рассм. мир в непрер. движ. и изменении - наивн. представл. о диалектике. Гераклит: разв. мат-ма и диал-ки. Труд “О природе”. Первоначало всего мира - огонь. Космос един, все сущее никем не сотворено и явл. живым огнем, загор. и потух. Огонь превр. в воду - семя мироздания, вода превр. в землю и возд.. и назад. Душа явл. огнен. дыханием - основ-е жизни. Г. явл. основопол. гносеологии (уч. о позн.). 1-й различал чувств. и рациональн. познания. Истина постиг. умом, кот. познает сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание нач. с чувств, но они должни обраб-ся разумом. Образ и понятие слиты воедино, т.к. едины чувств. и рац. познание. В мире сущ. единство как рез-т сочет. противоп-стей. Борьба противоп-стей законом., т.к. явл источн. созд-я мира. Противоп-сти соед. и устан-ся гармония. Г. разв. диалект. взгляды. “Все течет, все изм.”, “Нельзя войти в одну реку дважды”, все рожд-ся благ. смерти ч-л. Это стихийна я диал-ка, где чувств.-матер. космос рассм. как единое целое, пребыв. в пост. движ.и изм. Раннегреческая натурфилософия – это способ философствования и способ миропонимания, в котором physis играет ключевую роль, интегрируя мироздание: природу с человеком, богов с природой. Но природа при этом не обособляется ни как объект самостоятельного и специального рассмотрения, ни как выражение человческой сущности. Она не отрывается от окружающих человека вещей.
2.Антропный принцип В Библии излагается миф о творении человека Богом. В настоящее время существуют следующие основные гипотезы происхождения человека:1. натуралистическая. а) Человек создан природой, значит, по Дарвину, возникновение чел-ка подготовлено, оно произошло в процессе естественного отбора.б) в социобиологии: чел-к появился в результате мутации - изменений в наследственности. Они вызвали перестройку организма животного и произошел человек.в) чел-к всегда существовал на Земле, но для этого надо допустить вечное существование Земли. Это не верно, чел-к вечно существует в природе, космосе, Земля заселена пришельцами из космоса.2. идеалистическая. Наиболее четко выражена Гегелем. В предке чел-ка “дремал”мировой разум, а затем проснулся. Обнаружение мир.разума в чел-ке выразилось в становлении ознания, прямой походке и развитии правой руки. Культурные ценности формируют чел-ка. Культура - продукт сознания людей, сознание - продукт мрового разума..3. выражается в трудовой теории возникновения чел-ка. С момента появления мат.производства начинается процесс возникновения чел-ка и общ-ва. Общ-во выступает как способ бытия человека. Отсюда берет начало антропосоциогенез. Труд. теория говорит о том, что, благодаря труд. деят-ти появляется человек. Творческая роль труда выразилась в том, что человек стал производить орудия труда и с их помощью материальные ценности.появл. речи и языка. С помощью орудий труда общаться нельзя. Вырабатывается язык слов, в членоразд. речи, звуках фиксир-ся символы. Символы в матер. смысле - слова и графич. изображение - это средство изобрет. человеком для общения . Слово - инструмент к формированию людского коллектива. Слово позволило вынести внутр. мир формирующегося человека во вне и сделать внутр. наглядным.
Билет 24
1.Ксенофен рассматривает бытие как единое, независимо от разнообразия его конкретно-чувственных форм. Это единое он назвал «богом», отрицая в то же время существование конкретных богов. Парменид считал, что к познанию мира ведут два пути – путь мышления и путь догадок, которым соотв. Две картины мира. Первый путь приводит к миру единого, вечного и неизменного бытия. Второй – к видимому миру вещей, началами которого явл. огонь и земля. Зенон Элейский также различает два типа познания: чувственное и рациональное. Истинным является рациональное. Зенон отстаивает идеи вечного, неизменного и целостного сущего. Зенон подверг сомнению движение. Для этого представил пять опровержений движения (апоран).
1. Движимое не движется не в том месте, где оно, ни там, где его нет.
2. Дихотомия – движение никогда не может закончится.
3. Ахилл и черепаха.
4. Стрела, которая летит.
5. Стадион. У греков подлинное познание возможно только разумом. Цель познания – познать бытие, которое стоит за миром. 2. Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная. Под К М понимают или систему интуит-х представл-й о мире или обоснованное конкретно-обоснованное знание вселенной По 4-м категориям: 1) 1 или несколько миров, 2) как возник и что из себя представ-т, 3) пространственно-времен-е х-ки,4) как проявился ч и его место в мире. Обыденная это представ-е о мире склад-ся стихийно в прцессе жизнедеят кажд ч. Явл центральной заклад-ся представ-е о здравом смысле фундируя собой все осталь кар-ны. 1) единый и единственный потомучто все иые миры ч занятого обыд делами просто не интерес-ют 2) некритическая вера в опред-й порядок мироустройства (вносится различ источниками) 3) они стоят вокруг самого ч 4)чел жизнь как факт который есть (зачем гадать о прошлом когда дай бог выжить в настоящем). Религиозная: 1)мир двойственен: противопост абсолют-го сверхъест бытия всему многообразию естеств вещей. 2) Буддизм: мир никем не сотворен он сущ-т сам по себе вечно, христ-во и ислам: мир создан Богом 3) Пространство удвоено: мир где живут люди и запредельное (небо и адские слои) время- накопленные грехи живых приводят к гпбели мира затем пришествие спасителя 4)ч создан по образу и подобию бога жить следуя канонам Буддизм: прекратить цепь перерождения тянущююся в дурную бесконечность. Научная- это особая форма теорет знания представляющая предмет исследов-я науки соотв-й опред этапу её разв-я. 1) мир един это материя сущ-я вещества и поля в основе кот одни и те же элем-е частицы 2)вселенная возник из вакуума в результате большого взрыва. Сейчас это структурированная упоряд-я иерархич-ки организ-ная сис-ма. 3)прос и вр объективны и реальны. 4) как результат закономерной эволюции (Дарвин) цель- вселен-я обретает с помощ ч способность познать себя и направить свое разв- е max прав-но. Филос-ая 1) субстанция. монизм, дуализм, плюрализм. 3)время: вещи изменяются одна за др, пространст: одна измен-ся вместе, || с др вещью. 4)
Билет 25 1. Сократ.Человек как средоточие философск.интересов Сократа Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел- к рассм. как неотъемл. часть природы. До софистов гл. задача ф. - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел. жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм. особого внимания, прежде всего у Сократа. Ф. Сократа кас. прежде всего ч- ка, кот. он поним. как нравств. сущ-во, познающее само себя. Сущность ч-ка сосред. в его душе, т.к. она есть то, чему служ. тело. Ценность души сост. в познании. Добродет. необх. ч-ку для возраст. души. С. разраб. метод субъ. диал-ки, цель кот. - устан. истину. И. - объ.. незав. от мнения людей знание, получ. в проц. диалога, беседы, когда уточн. понятий. С. первый указ., что знание носит понятийный хар-р. Широко исп. метод индукции (общ. из частн.). По отн. к мат. миру счит., что его познать невозм. (агностицизм), но душа доступна для познания - в этом суть, предм. ф. Познать самого себя - озн. найти общие для всех людей нравств. кач-ва. Сущ. объ. нравств. нормы поведения. Счастье=добродетель, зло=незнание добра. Ч-к с пом. души управл. страстями и приобр. счастье, т.к. душа станов. добродет. и гармонич. Ч-к явл. строителем счастья/несч. (С. имел последователей: киники, киренаики, мегарская школа, академия Платона.)
2. Проблема истины в философии и подходы к ее решению. Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Достижение истины – непосредственная цель познания в любой его форме. Основное свойство истины – объективность. Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истинно по своим внутренним идеальным содержанию и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных субъективных формах (законах, теориях). Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного и относительного. Существует две крайние в понимании отношения абсолютных и относительных моментов в истине. Догматизм преувеличивает значение устойчивого момента, релятивизм – изменчивой стороны каждой истины
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10