Рефераты. Базы знаний

"Если я хочу доказать, что нечто ошибается, то возможная подцель со­стоит в том, чтобы показать, что это нечто - человек". Оба первых способа используют модус поненс, два следующих используют отрицание пред­ложения q и модус толенс:

а) "Если нечто не ошибается, оно не может быть человеком". Б) "Если я хочу доказать, что нечто не является человеком, то я могу по­пытаться показать, что оно не ошибается".

Отметим, что принцип решения и, в частности, использующий его язык
Пролог применяют единый формальный подход к описанию этих способов вывода. 

С практической точки зрения использование информации зависит от параметров, которые характеризуют ее правдоподобие. Каждая система
обработки информации должна быть в состоянии ответить на такие вопросы как:   

•  Какая часть утверждения А является истиной?

•        С какой степенью уверенности эксперт согласен с заключением?

•        Какова средняя вероятность достижения цели с использованием А?

•        В какой мере следует оказать предпочтение А перед другими?

Некоторые системы, основанные на продукционных правилах, исполь­зуют процессы приближенного вывода, учитывающие эти обстоятель­ства. Системы, применяющие продукционные правила, описаны выше. В следующем разделе показано возможное различие между этими сис­темами и подходом к решению тех же проблем с помощью логики пер­вого порядка, отмечены также преимущества и недостатки подобного моделирования знаний.

2.4. Преимущества и недостатки продукционных систем

Начнем с недостатков. Выделим из них три главных, с которыми связа­ны определенные ограничения, лежащие в основе используемого формализ­ма. Они относятся к концепции, формулировке и использованию правил.

1.   Трудность   составления   продукционного   правила,   соответ­ствующего элементу знания. Нужно, чтобы рассматриваемая область
уже была достаточно изучена и установлены хорошие примитивы и
чтобы уровень детализации не был излишне подробным, иначе по­
требовалось бы иметь по   одному   правилу   на каждую ситуацию
и неясно, как: человек смог бы разобраться в таком обилии информации.

2.   Трудность записи правила. Единый формат записи ЕСЛИТО-
приводит к громоздким выражениям в левой части и повторению
тех   же   посылок   в   схожих ситуациях; с его помощью трудно вы­
разить сложные правила. Но мы видели, что жесткий синтаксис,
громоздкие записи представляют и определенные преимущества.
Во всех случаях проблема «поймать знания» остается главной при
написании экспертной системы. Трудности использования. Связаны   не с самими   правилами, а с единой системой их связи. При этом база фактов играет роль кратковременной памяти, которая реально смоделирована    в разработанной    Ньюэллом     (Newell, ( 1975)    системе «познавательной психологии»  PSC.  В  ней запрещен взаимный прямой вызов одного правила из другого, и она неудобна для вы­полнения    алгоритмов   в обычном   смысле   слова.   Однако имен­но благодаря ей система в каждый момент времени точно знает, что она делает и что она знает

К преимуществам относится следующее.

1. Модульность. Системы устроены так, чтакаждая единица информации.  может  быть  удалена,   изменена или добавлена независимо от всех остальных. Знания вводятся неупорядоченно, как в сло­варе или энциклопедии. Практика показывает, что это является естествен­ным способом пополнения своих знаний для эксперта.

Как   ни   странно,   многочисленные   американские   авторы   (Дэвис, Ньюэлл, Куинлан, Стэфик) нарушают это правило, т.    е.     проблема реорганизации   решается   у   них   довольно плохо.

2. Модифицируемость. Если добавляется или модифицируется какое-либо правило, то все, что было уже сделано ранее, остается в силе и к но­вому правилу не относится. Таким образом, каждое изменение обладает свойством аддитивности и локальности.

В отличие от этого в процедурных программах подобные взаимодействия ограниченны, любая модификация является ерундой и может привести к непредсказуемым  последствиям.

3. Доступность чтения.

•     Для нас это преимущество, безусловно, имеет место. Как уже гово­рилось выше, наше собственное знание является модульным, поэтому продукционные системы нам кажутся более близкими, более     легкими для    чтения.    Этим    преимуществом нельзя пренебрегать, поскольку по­добные системы в первую очередь предназначены для врачей, биологов, архитекторов и т. д. Во многих областях реально существуют добавляе­мые знания и соответствующие базы правил.   (Например, автоматизиро­ванные экспертные обучающие системы.)

•     Для     машины. Более простой     проверке     поддается   база знаний, представленная в форме правил, а не в форме процедур. Противоречия или избыточность в действительности легко определяется с помощью синтак­сической обработки:

АÙВ®С и АÙВ®ùС одновременно невозможны; из DÙEÙF®G следует EÙF®G  с   помощью "подпосылки";

таким образом, первое правило является лишним.

Может быть также обнаружена семантическая несогласованность: АÙВ®С неприемлемо, если по определению и из свойств А и В с необходимостью А®ùВ.

4. Способность к самообъяснению. Это свойство связано одновременно и с правилами, и с их структурами внешнего управления. Система легко прослеживает цепочку правил, которую она использовала для получения вы­
вода, так же как и использовавшиеся метаправила.

Однородное представление знания, определяемое установленным форма­
том, разрешает создавать модели правил, которые позволяют получить ответы на некоторые вопросы и предусмотреть большую часть изменений ,в случае обнаружения ошибки в базе данных.

5.  Эффективность. Практика доказала гибкость и компетентность таких
систем, как MYCIN, PROSPECTOR и R1. Эти системы являются уже не ла­бораторными игрушками, а высокопроизводительными устройствами. Они
оказались достаточно эффективными и выдерживают сравнение с процедурными системами во многих областях, примеры которых приведены, в частности, в работе (Rychener, 1978).

Их структура управления позволяет принимать в расчет многочисленные параметры, характеризующие ситуацию. Причина эффективности продукционных правил заключается в том, что эти правила учитывают кон­кретные данные в каждом случае.


3. Метазнание

Метазнание представляет собой любое знание о знании. Оно является фундаментальным понятием для систем, которые не только используют свою базу знаний такой, как она есть, но и умеют на ее основе делать вы­воды, структурировать ее, абстрагировать, обобщать, а также решать, в каких случаях она может быть полезна. Ввод знаний в систему являет­ся задачей не только специалистов в данной области но и самой системы, которая должна управлять этим процессом.

3.1. Метазнание объектов окружающего мира

Решение проблем, охватывающих большие объемы знаний, требует уме­ния обращаться с очень сложными и весьма различными типами данных, как по содержанию, так и по взаимосвязи с другими элементами системы. Требуемая информация должна не только присутствовать в программных комментариях и в мыслях разработчика, но и быть доступной самой сис­теме. Таким образом, с каждым элементарным объектом может быть связа­но смысловое значение — концепт. Например, в системах МЕСНО и MYCIN каждый из концептов содержит следующую информацию:

а) описательную часть, которая уточняет характеристики и структуру данных;

б) указатель на все известные примеры концепта;

в) связи с другими концептами;

г) указатель в иерархии схем на группу концептов того же семейства.

Когда формулируется новое правило, которое содержит слово или группу слов, неизвестных системе, она их анализирует с помощью имеющихся концептов, используя контекст и последовательность слов пра­вила. Более того, если некоторые свойства известны из других примеров того же концепта, то система в состоянии запросить у пользователя уточ­нения этого свойства для данного случая. При необходимости она также обнаруживает нарушения связи между концептами.

Подобные системы имеют возможность фиксировать все концепты одного и того же иерархического уровня, изменение, внесенное экспертом в, один из них, а также оценивать важность изменений, внесенных в базу данных, ес­ли в определенную структуру добавляется новый пример.

Кроме того, продукционные правила могут характеризоваться моделями правил. Эти модели создаются и управляются системой и учитывают перио­дичность использования правил. Они занимаются проверкой соответствия между новым правилом и базой, кроме того, именно они указывают экспер­ту на главные тенденции множества правил даже в том случае, когда самих правил эксперт не знает. Именно они обогащаются с каждым новым примером по мере роста множества правил. В системе МЕСНО, напри­мер, сами формулировки задач связаны с формой метазнания. Система по­стоянно пытается распознать в формулировке стандартную ситуацию. Ко­гда ей это удается, она дополняет множество фактов всеми физическими ги­потезами, справедливыми для данного случая.

3.2. Метазнание стратегий

В продукционных системах стратегии также представлены в форме метаправил, поскольку они затрагивают сами правила. Они являются изо­лированными и доступными для системы. Эвристические законы управления поиском решения используют эти метаправила в качественном и деклара­тивном виде, вместо того чтобы использовать количественные оценки. С применением числовых оценочных функций связан риск ошибки: они плохо читаемы, отражаемый ими частичный порядок приводит с слож­ным вычислениям, любая модификация приводит к возможности появления ошибки.

Стратегии, заданные в форме метаправил, являются более четкими и оп­ределенными. Выводы метаправил указывают на действия, которые необхо­димо предпринять в рассматриваемой ситуации. Таким образом они реа­лизуют полезный потенциал, заключенный в множестве правил, и дают двойной эффект:

1)           исключают определенные правила, не подходящие к данной ситуа­ции, и тем самым уменьшают дерево поиска;

2)           осуществляют частичную классификацию других правил, частично
упорядочивая ветви дерева поиска.

Конечно же, можно и дальше увеличивать число уровней знания, строя
дополнительные этажи над уже имеющимся и увеличивая это сооружение
по мере роста интеллектуальности самой системы. При этом мы добива­емся большей общности, так как тот же интерпретатор1 получает воз­можность работать в различных областях, а также большей устойчиво­сти, так как более развитые модели не чувствительны к изменениям базы элементарных знаний.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.