Хотелось бы возразить Шопенгауэру в том, что смерть – лишь миг, когда разум нас покидает. Человек состоит из внешней (само тело) и внутренней (сознание) оболочек. И для того, чтобы погиб человеческий индивид необходима полная гибель его составляющих. Годами больной может находится в коме в бессознательном состоянии. Мозговая деятельность отсутствует, человек спит, но он не умирает, поскольку жива его внешняя оболочка – тело, которое прекрасно биологически функционирует и без сознания. В конце концов больной умрет, но только от того, что его тело обветшало и больше не способно выполнять необходимые для жизнедеятельности функции. Шопенгауэр исключает понятие постепенной смерти. Но разве это не медленная смерть, когда человек долгое время, лежа на больничной койке в полном сознании видит гибель своего физического тела. Он видит, как изо дня в день смерть растаскивает его на кусочки. Сознание его не покидает. Если, смерть – конец жизни, больной наблюдает этот конец как в замедленной кинохронике. Так же нельзя сказать, что в момент смерти разум полностью исчезает. Считается, что человеческий мозг полностью прекращает свою деятельность только на девятый день после смерти. О наличии сознания в момент смерти говорят и люди, которые пережили клиническую смерть и снова вернулись к жизни. Все они видели себя со стороны, видели людей и обстановку, которая их окружала в момент смерти. Поэтому говорить о том, что смерть легка и моментальна не справедливо.
Schopenhauer välistab hinge olemasolu ning seega see fakt, et lahkub ta keha pärast surma. Schopenhaueri meelest ei saa mõtlemist ilma ajuta olla rоhkem kui nägemist silmadeta või seedimist maota, siis kirjutab ta : «Kui võrd mõiste „hing” eeldab, et teadmine ja tahe on loomalikust kehast lahutamatud ja siiski iseseisvad, on see mõiste õigustamatu ja tuleb järelikult kõrvale jätta».
Ma ei ole nõus Schopenhaueriga, et hing on ainult teadmine ja tahe mis elavad inimkehas. Hing on mittemateriaalne ollus, mis ei ole otseslt seotud inimkeha või ajuga. See eksisteerib iseseisvalt meie kehas, imeb sisse kõik meie mõted, teod. Pärast surma, nagu mingi eneergia, lahutab ta keha koos sellega mis ta sai meist elu jooksul. Hing ei kao ära, ta elab maailmas näthamatu ollusena, hoides meie «Mina» elutu eneergia vormis.
Для многих людей смерть не является страшным злом. Она желанна и долгожданна. Многие находят в ней приют своей безутешной души. Смерть способна положить конец страданиям от долгой болезни, страданиям от безутешной скорби. Она освобождает от их земных недугов, дает убежище от непосильной земной жизни.
Ни что на Земле не берется ниоткуда и в никуда тоже не исчезает. Всё в природе взаимосвязано и, человек, как физическая сущность не может просто исчезнуть. Все мы неким образом обречены на бессмертие.
«Материя, которая лежит теперь перед вами как прах и пепел, сейчас, растворившись в воде, осядет кристаллом, засверкает в металле, рассыплет электрические искры, в своём гальваническом напряжении проявит силу, которая, разложив самые крепкие соединения, обратит земные массы в металл; и мало того: она сама собою воплотиться в растение и животное и из своего таинственного лона породит ту самую жизнь, утраты которой вы так боитесь в своей ограниченности» (1, стр.91)
Шопенгауэр прав, мы вновь и вновь возрождаемся в этом мире. Но вряд ли мысль о том, что через несколько лет ты будешь прекрасным цветком способна отлучить человека от мыслей о смерти. Человек – венец творения природы и, следуя всё тем же законам природы, находясь на высшей ступени развития, нам вряд ли захочется опускаться вниз по лестнице живого или даже неживого мира.
Природа устроила наш мир так, что животные гуляют в нем среди огромного количества опасностей, ежеминутно подвергая свою жизнь угрозе: овцы пасутся под пристальным взором волка, рыба плещется в открытой сети, лягушка держит свой путь мимо стаи цапель. Природа не жалеет свои великие творения, для нее безразлична гибель индивидуумов. Она знает, что рано или поздно всё живое вернется в ее лоно. Поэтому и для нас смерть должна быть безразличной, потому как мы сами – природа.
Жизнь на Земле – это круг. Именно круговоротом характеризуются все процессы, начиная от движения небесных тел и заканчивая смертью и возникновением новых органических существ. Жизнь как калейдоскоп постоянно меняeт свою конфигурацию, но в итоге остается тем же самым. Все организмы должны сменять друг друга. Ведь если задуматься, всё то, что нас окружает, уже было когда-то живым, имело другой вид, другое тело. Миллионы людей, животных, растений умершие сотни и тысячи лет назад сейчас живут рядом с нами. Они живут в людях, нас окружающих, в цветах нашего сада, в воде, они живут в нас. Так и мы, в свое время исчезнем, для того, чтобы через годы воскреснуть вновь, явится продолжением жизни на Земле, ее бесконечностью, о которой мы все мечтаем.
Непреодолимый страх человека перед смертью связан с нашим внутренним эгоизмом. Человек отождествляет мир исключительно только с собой. Он не может вообразить мир без себя. В нашем сознании Я – это центр мира, только для него последний и существует. Человек забывает о том, что не только мир находится в нас, но и мы в нем. Мысль о том, что центр мира может погибнуть, а мир будет продолжать существовать, неприемлема для сознания людей.
Погибает сознание, но не погибает то, что это сознание породило. Жизнь индивидуума исчезает, но остается сам принцип жизни, который в ней проявляется. Человечек погибает, а сам человеческий род продолжает жить. Погибают отдельные животные, но их род из-за этого не прекращает своего существования. Если стереть границы между жизнью индивидуума и жизнью рода этого индивидуума, представить их как одно целое, то мы увидим то самое бессмертие. Нет, оно, конечно же, не похоже на бессмертие в общепринятом смысле этого слова. Но чем бессмертие рода хуже бессмертия индивидуума? Ведь через род передается наше Я: наше физическое Я в виде генов, наше духовное Я в виде познания. Человеческая сущность всего-навсего меняет свою оболочку, восстает в новом обличии.
Во многом отношение к смерти определяется через отношение человека к его собственной жизни. Если он видит в своём существовании пустую, нелепую случайность, то, несомненно, будет бояться того, что как случайно он пришел в этот мир, также случайно может его покинуть. Человек же, который хоть малость осознаёт значимость своего бытия, напротив, никогда не поверит, что природа, которая создала столько удивительного, посмеялась над ним, выделив такой короткий срок для жизни и по его окончанию превратит человека снова в ничто.
«Смерть – великий урок, который получает от природы воля к жизни, или, точнее, присущий ей эгоизм» (1, стр.130).
Шопенгауэр говорит о том, что смерть предстает некой карой за наше бытие. Это конечное разрешение нелепой ошибки – нашего рождения. Если мы умираем, то есть перестаем быть, следовательно, мы и не должны быть – значит, не должны были и родиться. Смерть убивает в человеке эгоизм, заставляющий его на протяжении жизни думать, что весь окружающий мир связан лишь с ним самим. Она открывает человеку глаза, но уничтожает самое ценное – личность.
Заключение
До сегодняшнего дня мне не приходилось сталкиваться с философией Артура Шопенгауэра. Мысли и идеи этого философа произвели на меня сильное впечатление и заставили другими глазами посмотреть на многие привычные вещи. Философии Шопенгауэра присущ крайний пессимизм. Он выражается в том, что Шопенгауэр описывает мир как нечто негативное и безнадёжное. С его мыслями в главе «о ничтожестве и горестях жизни» мне хотелось бы во многом поспорить, например, о том, что жизнь не может представлять собой лишь череду нескончаемых несчастий и напастей, - всё-таки, несмотря на все трудности, жизнь прекрасна и удивительна. А вот глава «Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа» действительно заставила меня пересмотреть свои взгляды в отношении этого, на первый взгляд, ужасного явления. А именно, меня заинтересовала мысль о том, что человек, благодаря законам природы, после смерти возрождается вновь, только в другом обличии. Мы не исчезаем бесследно, наша сущность продолжает жить в нашем роде, в других проявлениях живой и неживой природы. Так же интересны были мысли о том, что наша сущность будет ощущать после смерти. Как оказалось – ничего, ведь ранее, до рождения, все люди уже были и ничем и ничего дурного при этом не испытывали.
На мой взгляд, философия Шопенгауэра довольно оригинальна и, несмотря на то, что идеи ее появились два столетия назад, крайне актуальна сегодня. Именно сегодня, когда человечество ежедневно сталкивается с сотнями и тысячами глобальных проблем, стоит задуматься о нашем бытии и назначении всего живого на нашей планете.
Список использованной литературы
1. И.С.Нарский. 1992. А.Шопенгауэр. Избранные произведения, Москва, Просвещение, 477 стр.
2. А.Гулыга и И.Андреева. 2003. Жизнь замечательных людей. Шопенгауэр, Москва, Молодая гвардия, 366 стр.
3. Е.К. Васильева и Ю.С. Пернатьев. 2002. 100 знаменитых мудрецов, Харьков, Фолио, 510 стр.
4. В.Д. Губин. 1998. Я познаю мир. Философия, Москва, Аст, 463 стр.
5. Bryan Magee. 2000. Filosoofia lugu, Tallinn, Varrak, 240 lk.
6. #"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Марк Твен
[2] Вольтер
[3] Феликс Дзержинский
[4] Гумбольдт Александр – немецкий естествоиспытатель, географ и путешественник
Страницы: 1, 2, 3