Рефераты. Аристотель - самая универсальная голова среди философов Древней Греции p> Диалог «Евдем» представляет Аристотеля как убежденного платоника.
Философ как будто полностью разделяет идеалистическое учение о потусторонних идеях как вечных и неизменных образцах и причинах преходящих вещей чувственного мира, об антагонизме бессмертной возвышенной души и смертного низменного тела, а также учение о познании как воспоминании душой некогда полученного в потустороннем мире знания, которое она утратила, упав в этот мир и воплотившись. Аристотель объявляет союз души и тела противоестественным и приводит известное пессимистическое изречение поэта
Феогнида: «Самое лучшее для человека – вовсе не родиться, родившись же – скорее умереть».

В «Увещеваниях», обращенных к правителю Кипра Темисону, Аристотель прославляет философию. По его мнению, всякое содержательное отрицание философии уже в некотором роде философствование. Философия трудна, она имеет дела с всеобщим и неизменным и не нисходит до частностей. Однако она не бесполезна, ибо, открывая идеалы, дает образцы общественной и частной жизни. Науки (а в «Увещеваниях» философия трактуется как знание вообще) уже многого достигли без помощи государства. В данном сочинении Аристотель доводит до крайности платоновский антагонизм души и тела, говоря, что они связаны между собой, как живой человек с трупом, накрепко к нему прикрученным (так этрусские пираты расправлялись с оставшимися в живых пленниками).

Но уже в конце первого афинского периода, то есть еще в платоновской
Академии, Аристотель начинает расходиться со своим учителем во взглядах. Об этом свидетельствуют его сочинения «Об идеях» и «О благе», диалог «О философии» и, кроме того, ранние книги некоторых трактатов.

Все сохранившиеся произведения Аристотеля по своему содержанию можно разделить на восемь основных подгрупп: сочинения по логике («Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика»,
«Опровержение софизмов», «Категории», «Об истолковании»), известные в истории философии под названием «Органон»; произведения, посвященные проблемам «первой философии», объединенной
Андроником Родосским в одно сочинение под названием «Метафизика»; физические («Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении»,
«Метеорологика»); биологические («История животных», «О частях животных», «О происхождении животных», «О движении животных»); психологические («О душе» и восемь работ, объединенных затем под общим наименованием «Parva naturalia»); этические («Никомахова этика», «Евдемова этика», «Большая этика»); политико-экономические («Политика», «Экономика»); искусствоведческие («Поэтика», «Риторика»).

С трактатами Аристотеля связан так называемый аристотелевский вопрос – вопрос об установлении хронологической последовательности входящих в состав трактатов «книг», а тем самым и вопрос о философской эволюции взглядов
Аристотеля. Большую роль в его уяснении сыграла в 20-х годах XX века работа немецкого ученого Вернера Иегера «Аристотель». Иегер первый попытался реконструировать аристотелевские диалоги. Он показал также неоднородность аристотелевских трактатов и подчеркнул большое значение в творчестве
Аристотеля его второго периода (годов странствий). Он считал, что
Аристотель эволюционировал от платоновского априоризма к эмпиризму, о чем говорят, по его мнению, биологические сочинения Аристотеля, которые Иегер отнес в самый конец деятельности философа. Однако позднее английский издатель и комментатор биологических трудов Аристотеля Дарси-Томпсон показал, что эти работы опираются на биологический материал Восточного
Средиземноморья, точнее говоря, окрестностей Ассоса и Лесбоса, а потому они выполнены во время пребывания Аристотеля в Малой Азии, то есть во второй период. В соответствии с этим голландский ученый Ф. Нуйенс отнес биологические работы ко второму периоду и, положив в основу своей периодизации трудов Аристотеля изменение его взглядов на взаимоотношения души и тела, разума и души, дал в своем труде «Эволюция психологии
Аристотеля» иную, чем у Иегера, последовательность сочинений Аристотеля.

Обратимся к следующей таблице:

Таблица 1
| |Иегер |Нуйенс |
|I |Все диалоги, кроме диалога «О |«О философии», «Протрептикус»; |
|Первый |философии»; «Протрептикус»; |«О возникновении и |
|афинский |«Физика» I, II, VII; «О небе» I; «О|уничтожении»; «Физика» I-VII; |
|период |душе» III; «Политика» II, 2-3 |«О небе»; «Категории»; «Топика»|
|(367-347) | | |
|II |«О философии», ранняя часть |«Метафизика» I, III, IV, XI, |
|Годы |«Метафизики»; «Физика» III, IV, V, |1-8, XIII, 9-10, XIV; все |
|странствий|VI; «О небе» II, III; «О |биологические работы, за |
|(347-335) |возникновении и уничтожении»; |исключением некоторых частей «О|
| |«Политика» II, III, VII, VIII; |происхождении животных» и «О |
| |«Евдемова этика» |частях животных»; «Никомахова |
| | |этика» |
|III |Поздняя часть «Метафизики»; |«Метафизика» XIII, 1-8, VII, |
|Второй |«Физика» VIII; «О душе» I, II; |VIII, IX, XII; «О душе»; |
|афинский |«Никомахова этика»; «Политика» I, |поздние части «О возникновении |
|период |IV,V, VI; все биологические работы |животных» и «О частях |
|(335-322) | |животных»; позднейшая часть |
| | |«Метафизики» XII, 8 |

Как видим, вне поля зрения Иегера остались логические работы
Аристотеля.

Расшифруем теперь, что имеется в виду под ранней и поздней частями
«Метафизики». Прежде всего, отметим, что сам термин «метафизика» был
Аристотелю неизвестен; это неологизм издателя Аристотеля Андроника
Родосского. Он поместил собственно философские книги Аристотеля после книг по физике и, не зная, как это назвать, обозначил словами «то, что после физики» (та мета та фюсика), откуда путем выпадения артикля и слияния и получилось слово «метафизика». «Метафизика» Аристотеля сложилась стихийно из разных частей, написанных в разное время. Отсюда ее противоречия и повторы. Например, ранняя часть XI книги предвосхищает содержание III, IV и
VI книг. Поздняя часть XIII книги – новый вариант XIV и частично I книги (4- я и 5-я главы XIII книги – прямое переложение 6-й и 9-й глав первой книги
«Метафизики»). Книга XII самостоятельна. Так же самостоятельны вся XIV и частично XIII книги. Самостоятельна V книга – первый словарь философских терминов. Вернером Иегер различил в «Метафизике» ранние и поздние части, а внутри их – основные и побочные (в соответствии с содержанием). Отсутствие второй книги объясняется тем, что она считается неаристотелевской и, издавна, обозначалась строчной альфой, в результате чего числовой номер книг «Метафизики», начиная с III, равен номеру обозначающей ее буквы в греческом алфавите плюс единица. Из таблицы видно, что более или менее связное целое образуют I, III, IV, VI, VII, IX книги «Метафизики». Изучение
«Метафизики» следует начинать с них. Предварительно можно изучить книгу V – словарь философских терминов.

Понять учение Аристотеля трудно. И это объясняется не только плохой сохранностью текстов, но и тем, что у Стагирита нет однозначного решения принципиальных философских вопросов, таких, как взаимоотношение общего и отдельного, души и тела, эмпирической и рациональной ступеней познания. Он колебался между материализмом и идеализмом, между «линией Демокрита» и
«линией Платона». В целом учение Аристотеля можно охарактеризовать как объективный идеализм со значительными элементами стихийного материализма.

Аристотелевская классификация наук

Каждое сочинение Аристотеля – «Метафизика», «Этика», «Физика»,
«Политика» и др. – начинается с изложения и критического разбора теорий, уже созданных его предшественниками. Тщательно отбирая и суммируя положительное знание, подтвержденное предшествующим философским развитием,
Аристотель пришел к выводу, что философия не есть продукт единоличного индивидуального творчества, а итог работы целых поколений мыслителей.
«…Каждый говорит относительно природы что-нибудь и поодиночке, правда, ничего не добавляет для установления истины, или мало, но, когда все это собирается вместе, получается заметная величина».

Из обзора истории философской борьбы в Греции VI-IV вв. до н. э.
Аристотель вынес заключение, что философия всегда терпела поражение, когда она удалялась от жизни в область пустых абстракций, фантазии, религии, софистики и логической спекуляции. Там же, где она обращалась к реальным чувственно воспринимаемым телам природы, она в большинстве случаев достигала значительных научных результатов.

Обобщая опыт предшествующего развития науки, Аристотель пытался построить единую систему наук, включающую в себя все известные в то время отрасли знания.

Все науки занимаются исследованием бытия. Каждая из них имеет «дело с тем или другим специальным бытием, и, отведя себе какую-нибудь отдельную область, они занимаются этой областью…».

Все науки по Аристотелю делятся на теоретические, где познание ведется только ради него самого, практические, дающие руководящие идеи для поведения человека, и творческие, где познание совершается с целью достижения пользы или осуществления чего-либо прекрасного. У «творческих» наук «источник творчества лежит в том, кто создает, а не в том, что создается, и таковым является или искусство, или какая-нибудь другая способность. И, подобным же образом, у науки о деятельности движение происходит не в совершаемом деле, а скорее – в тех, кто его совершает».

Общим правилом научного исследования, независимо от вида научной деятельности, провозглашается положение: на первом месте должна стоять объективная истина самих вещей, самой природы, и никакие субъективные цели не должны исказить этой «правды вещей».

«Теоретические науки» Аристотель разделяет на «первую философию», математику и физику. Физика изучает состояние тел в природе и определенные
«материи». Математика изучает взятые в абстракции свойства, неотделимые от тела и не являющиеся одновременно состоянием определенных тел. Поскольку же свойства тел «отмежеваны от всего телесного, они составляют предмет изучения философа- метафизика». «Первая философия» обнаруживает неизменные
«начала» сущего.

Более детальная аристотелевская классификация наук представлена в следующей схеме.

Логика же не входит в эту классификацию, ибо она есть пропедевтика ко всем наукам, их методология. Таким образом, за аристотелевским делением наук стоит социальное деление общества: искусства – это дело ремесленников, наука – дело мудрецов, практика – дело политиков. Поэтому практические и творческие «науки» ниже теоретических («умозрительные (теоретические дисциплины) выше созидающих»). Занятие умозрительными науками – форма интеллектуального времяпрепровождения господ. Для сравнения приведем платоновскую классификацию наук, которая была субъективной, то есть исходила из представлений о частях души (см. далее)..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.