Рефераты. Юридическая деонтология

Каждая историческая эпоха и каждая сторона предъявляла свои деонтологические требования к юристу, действующему в сфере юридической практики и имеющему определенные властные полномочия.

Возникновение представлений о том, какой должна быть юридическая деятельность, относятся к временам Древнего Рима и связаны с именами классиков юриспруденции: Гай, Ульпиан, Павел. Они видели содержание юридической деятельности в трех ее составляющих: agere – руководитель юридическими действиями сторон; cavere – составлять формулы документов; respondere – давать советы, консультации. Да и сам термин «юриспруденция» возник в Древнем Риме в конце IV -начале III века до н.э. Деятельность ведущих юристов Древнего Рима оказала существенное влияние на последующие поколения юристов стран Западной Европы в плане формирования профессиональных качеств, навыков и установок.

По мере усложнения социальной жизни, развития нравственности и этической культуры общество передавало накапливающийся объем различных видов деятельности, регулирующих их жизнь и обеспечивающих эту регуляцию (особенно при разрешении конфликтов), специально выделенным и профессионально подготовленным людям. Постепенно во всех странах мира шел процесс становления, а затем организационного и методического оформления профессионального юридического образования. Первые университеты, возникшие в XII – XIII в.в. в Болонье, Падуе, Кембридже, Саламанке, Париже, имели юридические факультеты, где готовились юристы в соответствии с объемом и содержанием правовых работ и услуг в данном обществе.

Со временем юридическая практика изменяется, расширяется ее содержание, появляются новые формы и средства осуществления. Переломным моментом в становлении юридической профессии стал период развития буржуазных отношений и формирования светского – юридического – мировоззрения на протяжении XVII – XVIII вв. Свойственная юридическому мировоззрению буржуазия идеализация права как основы общества и государства во многом способствовала формированию интереса к юридической профессии. Накопленный опыт в государствах Западной Европы в Новое время стал одним из важных этапов развития деонтологических качеств юриста.

Деонтологические требования предъявлялись к выпускникам юридических факультетов университетов дореволюционной России и Украины, которые функционировали с 60-х гг. XIX в. Выпускники юридических факультетов, в основном, шли на службу в государственный аппарат по ведомству Министерства юстиции (судьи, прокуроры, следователи, нотариусы) и в юрисконсультские части казенных и коммерческих учреждений. Многие из них избирали «свободную» профессию адвоката.

Принципы и нормы деонтологии зависели от уровня социально – экономического развития, от общественно – политического строя, образа жизни, менталитета народа, его национальных и религиозных традиций. Деонтология всегда была органически вплетена в систему духовной культуры.

На протяжении развития истории общества потребность в праве, профессиональной деятельности юристов была различной. Осознание этой потребности менялось. Но всегда в обществе жило стремление иметь возможность справедливого решения споров и защиты от произвола.

Профессия юриста изначально возникла и развивалась и как вид социальных услуг, и как средство исполнения управленческих функций.

История термина «деонтология»уходит корнями в ХІХ век. Термин «деонтология» введен в научный оборот в 1834 году английским философом и юристом Иеремия Бентамом при изложении нравственных установок, необходимых для карьеры и достижения личного материального благополучия. Он предложил модель науки о нормах профессионального поведения человека, имеющего власть, и изложил их в книге «Деонтология, или Наука о морали». В те времена еще не ставился вопрос о создании юридических документов о деонтологических стандартах юридической профессии. Да и термин «деонтология» сегодня мы употребляем в более широком смысле, чем тот, который содержится в его первоначальном значении.

Следует вспомнить также имя профессора Горшенева В.М., который справедливо считается одним из основателей науки «Юридическая деонтология». В 1988 году авторским коллективом было опубликовано с его участием учебное пособие, где последовательно изложен предмет, функции новой науки, ее принципы и роль в системе юридических знаний. Горшенев В.М. сделал попытку обобщить всю информацию о квалификационной характеристике юриста, рассмотреть профессию юриста за несколькими аспектами: а) юрист как лицо; б) юрист как политический деятель; в) юрист как специалист; г) юрист как носитель высоких моральных качеств; д) эстетичная культура юриста. Теоретические положения и выводы Горшенева заложили фундаменты последующего развития системы философских - этических знаний в профессиональной деятельности юриста.

К вопросам соотношения права и морали, этики юристов за последние десятилетия, так или иначе, обращалось много ученых. Правовому сознанию и правовой культуре служителей Фемиды были посвящены значительное количество научных исследований, которое составляет крепкую базу для распространения научных деонтологичних знаний. В 20-х годах НКЮ УССР утвердил определенный порядок аттестации работников суда. Согласно, к которому предусматривалось делать профессиональный подбор кадров на должность судьи лишь с учетом определенного перечня их качеств. В 1982 году Минвузом СССР был утвержден новый документ - Квалификационная характеристика юриста, где определялась система к знаниям и умениям юриста. Деонтологичные вопросы не оставались вне поля зрения и международного содружества. Существуют также другие международные документы, которые отображают отдельные стороны профессиональной этики юриста.

Юридическая деятельность в значительной мере связана с политикой и политической деятельностью. Этим можно объяснить тот интерес, который периодически оказывался к юриспруденции со стороны политического руководства страны. Особенно это было заметно в период руководящей роли КПСС - период срастания аппаратов партии и государства. В партийных документах, которые использовались на уровне законов, шла речь о преданности коммунистической идеи, о знании основ марксизма советского строя и партийной программы, которая составляла основу моральных и профессиональных качеств юриста. Такая политика общественных отношений, политика юридической науки негативно влияло на ее состояние, на ход научных исследований, на общество в целом. В настоящий момент ситуация несколько изменилась, но в системе деонтологичних знаний еще существуют недостатки, которые, в основном, имеют научно, - методологический характер. Например, до сих пор четко не определенные пределы предмета данной науки, несовершенной представляется и структурная композиция учебных программ из юридической деонтологии, не хватает комплексных научных исследований. Следует вспомнить о проблемах кадрового, методического обеспечения, которые существуют в системе юридического образования. В сравненных с методической деонтологией прослеживается отставание в формировании четкой, согласованной системы знаний.

Позитивным моментом последнего этапа развития правовой доктрины в Украине после распада СССР стала департизация правоохранительных органов и идеолизация сферы научных исследований. Снятие идеологического контроля достаточно значительно повлияло не только на деонтологичные представления относительно личных и профессиональных качеств юриста, но и саму правовую практику, которую осуществляют не только юристы - профессионалы.

На первый план в системе профессиональных требований теперь относят не идейно - политические, а морально - деловые качества. Главным назначениям юристов теперь можно назвать не служение идеям партии или государственным интересам, а служение закона, праву, идеалам общественной морали. Это не означает полную безыдейность и без принципиальность, идет речь лишь о том, что в условиях многопартийной системы защитники свободы и справедливости не могут быть подконтрольные той или другой партии или чувствовать идеологическое давление. Их главный контроль - закон и совесть. При этом можно верить, поддерживать идейно те или другие программные положения, сочувствовать политическим попыткам отдельных лидеров.

Такая идейно - политическая переориентация общества высветила ряд недостатков в системе деонтологичних знаний относительно лица работника правовой сферы. Это можно объяснить таким образом. Деонтологический аспект профессиограммы юриста - это в основном моральный аспект, хотя профессиональность имеет также большое значение для характеристики лица. Но, к сожалению, мораль - это такой нормативный регулятор, который не изменяется быстро с изменением политических и экономических отношений. И глобальная перестройка, которая состоялась в нашем обществе за короткое время, не привела к формированию новых моральных требований, в том числе и в профессии юриста. Не состоялось надлежащее переосмысление обществом ценности права, правовой работы, роли юридической профессии в системе социальных связей. И это ставит проблему переосмысления лица юриста, а именно его внутреннего мира, внешних связей и эффективности функционирования в ранних сферах общественной жизни с учетом усложненной структуры социальной среды.

Расслоения общества требует учет специфических особенностей общения с его представителями. Кроме того, в среду юридической элиты также прибывают представители разных социальных состояний. Однако их интерес, уровень обеспеченности, привычки, традиции не должны влиять на понимание права, правовой работы, общественной морали, справедливости. Перед нормами права в формальном понимании все уровни, даже те, кто его применяет. По этому поводу можно указать еще на одну причину, которая раскрывает роль юридических деонтологичних знаний в формировании юриста, - профессионала и указывает на достаточно широкую перспективу их последующего розвития1

3.                 Цель, задачи, значение, структура юридической деонтологии как учебной дисциплины


Цель юридической деонтологии – дать будущему юристу своевременные представления о реальном смысле и содержании избранной профессии. Цель можно выразить через единство трех составляющих:

1)                Ознакомить с особенностями юридической практической деятельности;

2)                Определить стандарты, которым должен соответствовать каждый выпускник – будущий юрист – практик;

3)                Выработать основные установки на качественное изучение юридических дисциплин, на развитие профессиональных умений и навыков.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.