Рефераты. Взгляд на Антропологическую концепцию психологии музыкального образования А. В. Тороповой

Взгляд на Антропологическую концепцию психологии музыкального образования А. В. Тороповой

Московский  педагогический  государственный  университет

 

 

 

 

Взгляд  на  Антропологическую  концепцию

психологии  музыкального  образования

 А. В. Тороповой

 

Курсовая  работа  по  Истории  и  теории

музыкального  образования

 

 

 

 

 

 

 

Работа  выполнена  студентом  1  курса

эстрадного  отделения  музыкального  факультета

Долгих  Александром

 

 

 

 

 

 

Москва  2003

 

Введение

 

"...в  современном  музыкально-образовательном  пространстве  отсутствует

 ( или  присутствует  в  весьма  размытом  виде ) важнейшее  звено   -    психолого - антропологические  знания  о  субъекте  музыкальной  культуры, теории  музыки  и  музыкальной  практики  -  Homomusicus,  являющемся  собственно  адресатом  усилий  музыкального  образования, партнёром диалога  с  культурой,  посредником  которого  выступает  педагог-музыкант..."

 

Интересная  идея  по-поводу  того, что  сознание  передаёт  смысл  чего-либо 

посредством  интонации  -  это  и  есть  искусство  звука, то  есть  создание 

музыки.  Я  считаю  это  абсолютной  истиной  и  мало  того  я  обобщю:

"Когда  сознание  передаёт  смысл  чего угодно  посредством  чего угодно

 -  это  и  есть  создание  вселенной  вокруг  нас..."

 

 

 

Актуальность

 

Эта  тема  достаточно  актуальна, так  как  это  бальзам  на  душу  сегодняшнего  общества, увязшего  в  грязи  ложных  данных  старых  психологических  школ  о  человеке - животном, не  имеющем  души

( а  точнее - самого  себя  в  роли  психической  субстанции  или  духовного  существа ). Эта  тема  также  придаёт  значение  философии,  религии  и  искусству,  а  также  разным  видам  наук, изучающим  области  не  только  материального.

 

"...до  последнего  времени  как  в  общей  психологии (отечественной), так  и  в  музыкальной  наблюдалось  исключение,  или  игнорирование фундаментальных  категорий  науки  о  целостном  человеке  -  сознание, душа. ( Такое  положение  вещей  в  отечественной  науке  имеет  социально-историческое,  искусственно  созданное  вненаучными  политически идеологическими  директивами  происхождение). История  советской  психологической  школы, по В.П.Зинченко,  это  история  потерь  и  титанических  усилий  сохранить  Человека ("всего  Человека" - А.Блок, а не его  рефлексы) в  сфере  научных  интересов  психологии:  так,  ранее  потеряв  душу,  и  дух  "в  1925 г.  страна  потеряла  бессознательное : был  запрещён  психоанализ.  В  1929 г. ...страна  начала  терять  сознание...

С  1931 г.  начался  дрейф  от  проблематики  сознания  к  проблематике 

деятельности". Нам  кажется  необходимым  и  с  содержательно-теоретической,  и  с  методологической,  и  с  психолого-педагогической ( и  даже  с  этико-эстетической ) точки  зрения "опереть" музыкально-психологическую  науку  на  фундамент  исследования  сознания  человека  в  его  целостности  и  многомерности,  как  средоточия  "человеческого  в  человеке", как  категории, отвечающей  требованию  отражения  некоей  целостности  в  иерархии  других  целостностей (человек,мир) и вмещающей  в себя  все  проявления  психического.  На  этом  магистральном  направлении,  лишь  привлекая  знание,  добытое  на  различных  путях  познания, где  наряду  с  наукой,  философия  человека,  религия  и  искусство  создают  многомерную  картину  искомого  целого,  можно  строить  концепции, соотносящие  эти  "частичные"  образы  человека  друг  с  другом  и  со  смыслом  его  существования  и  развития..."

 

 

 

 Цели, задачи

 

Цель  А.В.Тороповой  как  мне  показалось  в  том, чтобы  поднять  предмет 

музыкальной  психологии  и  психологии  музыкального  образования  на 

совершенно  новый  уровень  понимания.  Она  не  преследует  цель  накладывать  уже  готовую  структуру  общей  психологии  на  музыку  и  её  атрибуты, хотя  не  отрицает  возможности  заимствования  некоторых  моментов из "науки  о  душе".  Её  цель  -  новая  структура.

 

 "...К  попытке  понимания  того,  как  культура  и  психика  создают  друг  друга, были  устремлены  усилия  целого  ряда  выдающихся  учёных  нашего  времени:  Г.Г.Шпета,  Л.С.Выготского,  А.Р.Лурии,  А.А.Ухтомского,  М.К.Мамардашвили,  В.П.Зинченко,  М.Коула  и  др.  Их  и  последующие  интерпритации  культурно-исторической  психологии,  а  также "дух  романтической  науки  приведут  нас  когда-нибудь  к  психологии, в  которой  человеческие  существа  смогут  жить  и  дышать"  без  ущерба  для  ощущения  и  сознания  своей  целостности..."

 

Но  как  мне  кажется,  вряд  ли  это  будет  называться  "психология"...

 

Основная часть

 

Приведу  основную  часть  статьи, наиболее  полно  описывающую  её  идею :

 

"...Итак,  интонирующее  сознание  несёт  функцию  объективации

(удваивания) и  экспликации (объяснения)  процесса  становления сознания,  где  трансформирующееся  и  трансформируемое  нерасчленимо  взаимосвязаны  в  акте  делания  и  задают  континуальность  и  необратимость  развитию.  Именно  такое  существование  интонирующего  сознания  во  времени  и  обусловливает  его  особое  значение  в  самосознании  различных  традиций.

 

Становление  человека  в  антропогенезе  через  инобытие  не  раз  являлось

предметом  размышлений  философов  и  учёных. "Человеческое  инобытие  есть  такая  форма  существования  человека,  когда  он  оставляет  какие-то  следы, отпечатки  в  других  людях, предметах, вещах, произведениях  искусства  и  т.п." Эти  процессы  есть суть  организации  функционирования  и  развития  сознания:  интонирующего  и  музыкального, в  частности.

 

Развитие  сознания  через  его  инобытие  приводит  нас  к  осознанию  важности  символического  слоя  сознания,  трансперсонального  резервуара  образов, подвигающих  человеческое  сознание  к  развитию, деланию, осуществлению. Так,  роль  образа,  даже  протообраза  -  архетипа  становится  в  нашем  исследовании  одним  из  ключевых  понятий,  берущих  на  себя  как  функцию  одной  из  единиц  анализа  психики  и  сознания  человека,  так  и  медиатора  становления,  развития  и  делания  сознания  как  в  антропогенезе,  так  и  в  индивидуальном  развитии  человека.

 

Итак, наша  концепция  заключается  в  том, что  значение  музыки  в 

антропогенезе  может  выявиться  только  при  прояснении  суперпозиции

необратимых  процессов  развития  сознания  человека  и музыки (в расширенном  понимании  слова "музыка" и  тех  явлений  становления  человеческой  культуры, которые  ещё  собственно  музыкой  не  являлись  и  которые  можно  условно  назвать  звукосимволическим  планом  выражения  смысла).  В  данной  суперпозиции  заключена  природа  спонтанного  и  поступательного  развития  сознания  человека  во  взаимных  превращениях  форм  психических  и  культурных (символических) феноменов. Звукосимволический  пласт  выражения ( как  и  музыка ) является  одним  из  каналов  интонирующего  сознания  или 

сознания  интонируемого  смысла. Отсюда  вытекают  функции  интонирующего  сознания : 

а) гностическая ( бессознательное  познание  имплицитных  законов  бытия

       через  звуко-ритмическую  символику), 

   б) рефлексирующая ( музыка  как  спонтанная  звучащая  рефлексия     

       сознания),

   в) регистрирующая  этапы

  развития  сознания  человека,  его  уровня  взаимоотношений  с  миром

( порождающая  нормы, "эпистемы" ) и  г) трансформирующая  сознание

( функция  "внутреннего  делания" ).

 

Самоосуществление  или  спонтанно-внутреннее  делание  -  эта  "функция"

тесно  связана  со всей  органомией  сознания: его  чувственной  и рефлексивной, биодинамической  и  аффективной  тканями  сознания.  Они  обеспечиваются  языком  или  языками, выносящими  акты  переживания  и  рефлексии  во  внешний  план  и  возвращающие  их  в сознание  через  усмотрение  их  значений  и  отработку  в  контексте  культуры ( культура, таким  образом, понимается  как  общественный   полигон  смыслов,  утяжелённых  многократным  отражением  в  её  явлениях ( через  архетипы ) и  способных  влиять  на  антропогенез).  Таковы  процессы, "омывающие" сознание  человека  как  данность  и  обеспечивающие  трансформации  этой  данности,  психическое  развитие  человека  и  человечества.

 

Напомним  мысль  М.К.Мамардашвили  о  том,  что  сколь  бы  глубоко  в

историю  мы  не  погружались,  нигде  мы  не  найдём  человека  без  сознания,  без  языка,  без  плача  по  умершему... Таким  образом,  двунаправленными  становятся  предметные  понятия  нашего  тезауруса: сознание,  язык,  символ,  символическое  действие  -  одним  концом  направлены  к  пониманию  порождающей  музыку  цепочки  превращенных  форм  сознания,  а  другим  концом  -  к  пониманию  порождения  человека  и  трансформаций  его  природы  через  звукосимволический  пласт  культуры. В  первой  перспективе - музыка,  её  язык  и  значение "просвечивает" сквозь  целостность  человека,  во  второй  -  человек,  его  развитие,  прошлое,  будущее  и  вневременное  просвечивают  сквозь  музыкальную  реальность, её "интонируемый  смысл",  образуя  один  из  аспектов  человековедения  - музыкально-психологическую  антропологию.  Ещё  В.Гумбольдт  хотел  понять,  как "язык,  происходя  из  природного  звука  и  потребности,  становится  родителем  и  воспитателем  всего  высочайшего  и  утончённейшего  в  человечестве". Гумбольдт  считал  язык  организмом  духа.  Думаю,  что  речь  идёт  не  об  одном  языке

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.