Рефераты. Правила знакомства в русском речевом этикете

Вы представляетесь сами


Знакомство без чьего-либо участия требует большого такта. Воспитанные люди при желании всегда найдут возможность представиться друг другу. Особенно если речь идет о знакомстве мужчины с женщиной, молодого человека с человеком в возрасте. Однако они проявят различные знаки внимания, которые подготавливают путь к знакомству. Предупредительность, например, может выразиться в открывании двери, поднятии оброненной вещи и тому подобном. Это может послужить поводом для начала разговора, а затем и для знакомства. Если вы часто встречаетесь с кем-либо по пути на работу, в транспорте, магазине или в учреждении и даже успели обменяться несколькими малозначащими фразами, вы вправе представиться. В подходящий момент с таким человеком можно поздороваться. Если вам отвечают сдержанно - от знакомства нужно отказаться. Раньше женщина не могла сама представиться мужчине, разговор должен был всегда начинать старший. Таким образом, младшему, которого представили пожилому человеку, нужно было ждать, пока с ним не заговорят. Если начало разговора затягивалось, младший мог прервать создавшуюся неловкую паузу, сказав вовремя и тактично что-нибудь подходящее. В наше время женщина вполне может выступить инициатором знакомства, это не будет считаться неприличным. Главное, чтобы была выбрана правильная форма общения. При знакомстве друг с другом чаще всего используются стереотипные фразы, которые отражают не только желание познакомиться, но и свидетельствуют о степени воспитанности говорящего.

Наиболее распространенными фразами при знакомстве являются:

- Я хочу с вами (тобой) познакомиться

- Мне хочется с вами (тобой) познакомиться

- Я хотел(а) бы с вами (тобой) познакомиться

- Мне хотелось бы с вами (тобой) познакомиться

В более официальной обстановке сначала нужно попросить разрешение у того, с кем собираются знакомиться. Для этого используют следующие выражения:

- Разрешите (с вами) познакомиться!

- Позвольте (с вами) познакомиться!

- Разрешите представиться!

- Позвольте представиться!

Неофициальная обстановка дает возможность выбрать наиболее подходящий из таких вопросов:

- Как вас зовут?

- Как ваше имя?

- Как ваша фамилия?

- Как ваши имя и отчество?

Более вежливый вариант:

- Простите (извините), а как вас зовут (как ваша фамилия)?

После состоявшегося знакомства употребляют выражения:

- Очень приятно!

- Очень рад!

- Мне очень приятно с вами познакомиться!

- Мне очень приятно, что я с вами познакомился (познакомилась)!

- Я рад(а) с вами познакомиться!

- Я рад(а), что познакомился (познакомилась) с вами.

- Я счастлив(а) с вами познакомиться!

- Я счастлив(а), что познакомился (познакомилась) с вами.

Как познакомиться с соседями?

Если вы случайно столкнулись со своим соседом (соседкой) в дверях или оказались вместе в лифте, то перед тем, как представиться, следует поздороваться. Затем можно сообщить, что вы соседи, назвать свое имя и предложить свою помощь, если она, конечно, требуется.

Самый обычный диалог между соседями следующий:

- Здравствуйте

- Здравствуйте

- Я ваш новый сосед (соседка). Меня зовут...

- Очень приятно. Рад с вами познакомиться...

Можно не ждать счастливого случая, а просто пойти и познакомиться с соседями. Конечно, лучше сделать это в выходные дни, не очень поздно и не очень рано, разумеется, не в домашнем халате и не “навеселе”. Поздоровайтесь, представьтесь, можете сказать, чем вы занимаетесь, как зовут вашу жену... Правила приличия требуют, чтобы вас пригласили пройти в дом, но не обижайтесь, если ваш сосед или соседка не сделали этого, а просто вышли на лестничную площадку (вы не знакомы, вы не гость и, вообще, мало ли по какой причине вас не могут принять). Если вас пригласили в дом, визит должен быть очень кратким. Если у вас есть дети и вы знаете, что дети примерно того же возраста есть у соседей, можете взять с собой своего сына или дочь и познакомить детей.

- Здравствуйте, мы ваши новые соседи. Меня зовут... А это мой сын (дочь), он (она) хотела(а) бы познакомиться с вашими детьми. У нас есть интересные книги (игры), приходите к нам в гости...

Такое знакомство ни к чему не обязывает, но оно избавит от ощущения неловкости в тех случаях, когда придется постоянно сталкиваться с людьми, знать, что они ваши соседи, но делать вид, что вы не знаете друг друга. С кем-то из соседей после такого знакомства вы будете приветливо здороваться и перебрасываться парой слов о погоде; к кому-то сможете обратиться за необходимым инструментом или столь же необходимой луковицей, без которой обед не приготовить; у кого-то оставите в случае острой необходимости ребенка... Впрочем, каждому ясно, что знакомый сосед - сосед; незнакомый - посторонний человек. Не следует навязываться в гости, но вполне прилично будет пригласить соседей, если они вам приятны, к себе “на чашку чая”. Не расспрашивайте соседа или соседку о семье, доходах и тому подобном, но можно поинтересоваться, кто они по профессии, чем увлекаются... Воспитанные люди не станут давать негативную оценку поведения детей или членов семьи соседей. Не будут делать замечания соседям, если беспокойство, которое те им доставили, не закономерность, а случайность. Не позволять себе чрезмерное любопытство - “Кто с кем?”, “Кто куда?”, “Кто что несет?”, “Кто что делает?”. Они правомерно считают это частным делом каждой семьи. Не стучите в стену соседям, если их ребенок усиленно занимается музыкой, а ваш маленький ребенок, к примеру, должен в это время спать. Спокойно и вежливо скажите об этом своим соседям. Они, в свою очередь, конечно, должны это учесть и перенести музыкальные занятия на другое время. Позаботьтесь о том, чтобы и ваши дети нарушали покой соседей: не стучали по полу, не прыгали в обуви, не бегали и не шумели, особенно поздно вечером. Не следует обсуждать соседей с другими соседями. Если ваши соседи пожилые люди, не только вполне прилично спросить, не нужна ли им какая-то помощь, но и просто необходимо сделать это. Не забывайте поздороваться с бабушками на скамеечке у подъезда, помочь молодой маме поднять или спустить по лестнице коляску, приветливо улыбнуться и пропустить женщину в лифт, подождать секунду-другую, когда подойдет к лифту тот, кто вошел в подъезд следом за вами. Не огорчайтесь, если ваши соседи “не захотели” общаться с вами, возможно, у них на это есть какие-то причины, и не обижайтесь на них. И уж конечно это не значит, что вы перестанете здороваться, однако этим можно и ограничиться. Соседи - это не только те, с кем мы живем на одной лестничной площадке, в одном доме, но и в одном селе, поселке, городе. Соседи - это те, чьи дома рядом и дачные участки - забор к забору. Дружба, взаимопомощь или неприязнь и вражда испокон веков были важной стороной жизни каждой соседской семьи. Это подтверждает и народная мудрость. Вспомним пословицу - выбирают не место, а соседа.

4. Визитная карточка

При знакомстве первым вручает свою визитную карточку тот, чье должностное положение или ранг ниже. Если партнеры находятся на одном должностном уровне, первым вручает свою визитную карточку тот, кто младше по возрасту. Если же должностное положение и возраст партнеров одинаковы, первым вручает свою визитку ток, кто вежливее. При поездке за рубеж процедура немного упрощается, поскольку в этом случае первыми визитную карточку вручают хозяева. Визитную карточку принято подавать партнеру так, чтобы он мог сразу прочитать текст. Нужно также отчетливо произнести имя и фамилию, чтобы партнер мог более или менее запомнить их произношение. Во время переговоров визитные карточки лучше положить перед собой, чтобы не ошибаться в именах. Однако заглядывать в них нужно незаметно, открыто считывать имя собеседника считается дурным тоном. Нельзя на глазах у хозяина визитки вертеть ее в руках, мять, делать пометки. Это может быть воспринято им как неуважение, а вы прославитесь плохими манерами. В разных странах существуют свои правила по протягиванию визитной карточки. Согласно традициям Юго-Восточной Азии это, как правило, делается двумя руками, а текст визитки должен быть обращен к тому, кому она передается. Брать визитку также желательно двумя руками. В арабских странах ни в коем случае нельзя давать визитку левой рукой, т.к. левая рука у мусульман считается нечистой. Визитную карточку принято вручать лично, но она может быть послана курьером или шофером. Не рекомендуется, но допускается отправка визитных карточек по почте. Если визитные карточки, адресованные нескольким людям, отправляются в фирму по почте, то в верхнем левом углу визитки пишется фамилия того, кому предназначена. Визитные карточки, привозимые адресату лично владельцем, загибаются в соответствии с местной традицией. В нашей стране принято загнуть, а затем распрямить правый верхний угол визитки или правую сторону по всей ширине. Фамилия того, кому оставляется визитная карточка, не пишется. Вручать ее с чувством благодарности лично адресату не принято. Серьезным нарушением правил этикета считается ситуация, когда, когда человек не узнает делового партнера, с которым когда-то обменялся визитными карточками. Все полученные визитки целесообразно систематизировать по сфере деятельности их владельцев или по алфавиту. Для их хранения удобно использовать специальные визитницы. Анализ собранных визитных карточек может дать дополнительную информацию о статусе владельца визитницы, организации, которую он представляет. Исправлять на визитках можно изменившиеся телефоны, просто зачеркнув старые и написав сверху новые. Но ни в коем случае нельзя исправлять должность, в этом случае нужно заказать новые визитки. Визитки никогда не должны "вдруг" закончится! В России или во Франции к отсутствию визитки при ведении переговоров партнер отнесется снисходительно и просто запишет информацию на листе бумаги, в Японии бизнесмен, извиняющийся, что у него кончились визитки, полностью себя компрометирует. Собеседник воспримет это либо как несерьезность человека, либо, что еще хуже, как неуважение к себе.

Заключение

Знать выразительные средства языка, уметь пользоваться его стилевыми и смысловыми богатствами во всем их структурном многообразии - к этому должен стремиться каждый носитель языка. В речевом этикете передается социальная информация о говорящем и его адресате, о том, знакомы они или нет, об отношениях равенства/неравенства по возрасту, служебному положению, об их личных отношениях (если они знакомы), о том, в какой обстановке (официальной или неофициальной) происходит общение и т.д. Любое общество в любой момент своего существования неоднородно, многолико и что для каждого слоя и пласта есть как свой набор этикетных средств, так и общие для всех нейтральные выражения. И есть осознание того, что в контактах с иной средой необходимо выбирать или стилистически нейтральные, или свойственные этой среде средства общения. Этикет знакомства - очень важная часть всего речевого этикета. Порой, знакомство играет важную роль в развитии дальнейших отношений между людьми, кем бы они ни были (приятелями, соседями, коллегами и т.д.), поэтому очень важно знать правила этикета и быть вежливым. М. Сервантес писал: «Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».

Задачи исследования решены:

• рассмотрена специфика русского речевого этикета: в российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность;

• техника реализации этикетных форм характеризуется тем, что любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную;

• рассмотрены основные правила этикета знакомства;

• рассмотрены правила вручения и использования визитной карточки, она является важной частью в официально-деловом знакомстве.

Информационные источники

1. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. М., Просвещение, 1968г.

2. Оганесян С.С. Культура речевого общения // Русский язык в школе, № 5 - 1998г.

3. Емельянова К., Современный речевой этикет // Интернет-газета "БАШвестЪ", 17.12.03

4. http://bt-lady.com.ua/

5. http://www.krasotulya.ru/

6. http://www.pozdrav.ru/


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.