Рефераты. Мораль и нравственность

Мораль и нравственность

Московский гуманитарно-экономический институт

Волгоградское представительство



 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ ПО ЭТИКЕ

 

 

 


Тема: МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 1 курса

Ф-6з-01

Колпакова Ксения Евгеньевна

Рецензент: Левин

Александр Александрович


 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Волгоград, 2001




Содержание



Введение   


Сущность и структура морали


Истоки нравственности


•        Аристотель об этике

•        Христианство

•        Этическая концепция И. Канта       

         

Социальная сущность морали

         

Заключение

         

Литература



























ВВЕДЕНИЕ                     



                       Этимологически термин "мораль" восходит к латинскому слову "mos" (множественное число "mores"), обозначающему "нрав". Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений;  один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества.

Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало этим представлениям объявлялось моральным, противоположное - аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов. То, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что эти представления менялись от века к веку, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп. Отсюда же проистекает специфичность морали у представителей различных профессий. Все сказанное дает основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер.                 


Сфера деятельности морали широка, но тем не менее  богатство человеческих отношений можно свести к отношениям:

•        индивида  и общества;

•        индивида и коллектива;

•        коллектива и общества;

•        коллектива и коллектива;

•        человека и человека;

•        человека  к самому себе.


Таким образом, в решении вопросов морали  правомочно не только, коллективное, но и индивидуальное сознание: нравственный авторитет кого-либо зависит от того, насколько  правильно  он осознает общие моральные принципы и идеалы общества и  отраженную в них историческую необходимость. Объективность основания как раз и позволяет личности самостоятельно, в меру  собственной  сознательности, воспринимать и реализовывать общественные  требования, принимать решения, вырабатывать для себя правила жизни  и  оценивать происходящее. Здесь встает проблема  соотношения  свободы  и необходимости. Правильное определение общего основания морали еще не означает однозначного выведения из него конкретных  нравственных норм и принципов или  непосредственного  следования  индивида "исторической тенденции". нравственная деятельность  включает  не только исполнение, но и творчество новых норм и принципов, нахождение наиболее отвечающих современности идеалов и путей  их  осуществления.






































СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА МОРАЛИ



                       Бесцельно искать точное определение сущности морали, это безуспешно пытались сделать еще в древности. Можно лишь обозначить основной каркас понятий, которые "складывают" эту науку:

•        Моральная деятельность - важнейший компонент морали, проявляющийся в поступках. Поступок, или совокупность поступков, характеризующая поведение личности, дает представление о ее подлинной моральности. Таким образом, только деятельность и реализация моральных принципов и норм дают личности право на признание у нее подлинной моральной культуры. Поступок в свою очередь содержит три компонента:

1.       Мотив, - нравственно осознанное побуждение совершить поступок или же мотивация, - совокупность мотивов, означающая предпочтение тех или иных ценностей в моральном выборе, индивида совершающего поступок. Например, ...Два приятеля, работники Кислородного завода, сидели у испарителя. Стояло жаркое лето. Один из них сказал: "Хорошо бы сейчас охладиться!". Другой быстро отвернул заслонку, в результате чего сказавший, был заживо заморожен, вырвавшимися парами кислорода ...

Казалось бы, в данном случае нет прямых побуждений к совершению преступления, и здесь преступный результат не совпадает с мотивами и целями действия. Здесь мотивация, является на первый взгляд, неадекватной совершенному деянию. Это деяние, скорее можно назвать безмотивным, однако "свернутость мотива", его ситуативная обусловленность не означает его отсутствия. В данном импульсном действии не было преступной цели и соответствующего мотива, но здесь сработала стереотипная готовность действовать легкомысленно, бездумно, под влиянием отдельных изолированных представлений ...


2.       Результат,- материальные или духовные последствия поступка, имеющие определенное значение.

3.       Оценка окружающими, как самого поступка, так и его результата и мотива. Оценка поступка производится в соотнесении с его социальной значимостью: его значением для того или иного человека, людей, коллектива, общества и т.д.


Следовательно, поступок это не всякое действие, но  действие субъективно мотивированное.


•        Моральные (нравственные) отношения - отношения, в которые вступают люди, совершая поступки. Нравственные отношения представляют собой диалектику субъективного (побуждения, интересы, желания) и объективного (нормы, идеалы, нравы) с которыми приходится считаться, и которые имеют для инидивидов императивный характер. Вступая в нравственные отношения, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства и вместе с тем возлагают на себя моральные права.

•        Моральное сознание - включает в себя познание, знание, волевое побуждение и определяющее воздействие на моральную деятельность и моральные отношения. Сюда также относят: моральное самосознание, моральную самооценку. Моральное сознание всегда аксиологично, ибо  в каждом своем элементе оно заключает оценку с позиции выработанной системы ценностей и опирается на определенную совокупность моральных норм, образцов, принципов традиций и идеалов. Моральное сознание как система оценок со знаками плюс или минус, отражает действительность сквозь призму одобрений и  осуждений, через  противоположность  добра  и  зла,  отношение  и  деятельность, намерения - эти категории в вопросах этики имеют первостепенное значение. Аристотель, впервые в европейской этике  всесторонне рассмотрел понятие "намерение", понимал его именно как  основание добродетели и сознательно противопоставлял,  отличал  от  воли  и представления ("Никомахова этика", книга III, гл.4, 5, 6, 7). Намерение не имеет дело с тем, что невозможно осуществить,  а  направлено на то, что во власти человека, оно касается средств  достижения цели (нельзя сказать: я намереваюсь быть блаженным) в отличие от воли вообще, которая может иметь дело с невозможным (желание бессмертия, например), и направлять на то,  что  вне  нашей власти (желание победы тому или иному атлету в соревновании), касается целей человека. Рациональное зерно мысли Аристотеля,  согласно которой намерение касается средств, а воля - целей  человеческой деятельности, состоит в том, что содержанием намерения могут быть, как правило,  цели  осуществимые,  реальные,  взятые  в единстве со средствами их достижения.  Намерение  также  не  есть представление. Первое всегда практически ориентировано,  выделяет в мире только то, что во власти человека, второе простирается  на все: и на вечное, и на невозможное; первое различается добром и злом, второе - истинностью и ложностью;  первое  есть  указание  к действию, говорит о том, чего добиваться и чего избегать, что делать с предметом; второе анализирует, что такое сам предмет и чем он полезен; первое хвалят, когда оно сообразуется с долгом,  второе - когда оно истинно; первое касается того, что известно, второе того, что нам неизвестно. К тому же, завершает  свою  сравнительную характеристику  Аристотель,  лучшие  намерения  и  лучшие представления встречаются не у одних и тех же людей.  Собственный существенный признак намерения Аристотель усматривает в том,  что ему предшествует предварительный выбор, взвешивание мотивов,  под которыми он прежде всего понимает различную побуждающую роль  разума и удовольствий: " Оно есть нечто, что избирается  преимущественно перед другими".



ИСТОКИ НРАВСТВЕННОСТИ (Аристотель, христианство, Кант)



                       Человеческая мораль как особая форма человеческих отношений складывалась издавна. Это прекрасно характеризует заинтересованность общества к ней и то значение придаваемое морали как форме общественного сознания. Естественно нормы морали разнились от эпохи к эпохе, и отношение к ним всегда было неоднозначно.

          В древности "этика" ("учение о нравственности") означала жизненную мудрость, "практические"  знания относительно того, что такое счастье и каковы средства для его достижения. Этика - это учение о нравственности, о привитии человеку деятельно--волевых, душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, а затем и личной. Она учит практическим правилам поведения и образу жизни отдельного человека. Но являются ли нравственность, этика и политика, а также искусство, науками?  Можно ли считать учение соблюдать правильные нормы поведения и вести нравственный образ жизни, наукой? Согласно Аристотелю, "всякое рассуждение направлено либо на деятельность или на творчество, либо на умозрительное..." . Это значит, что через мышление человек делает правильный выбор в своих действиях и поступках, стремясь добиться счастья, воплотить в жизнь этический идеал. То же самое можно сказать относительно произведений искусства. Мастер воплощает в своем произведении идеал красоты сообразно своему пониманию. Значит, практическая сфера жизни и различные виды производительной деятельности невозможны без мышления. Поэтому они входят в сферу науки, но это не науки в строгом смысле слова.       

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.