Наконец, корпорация несёт моральную ответственность за свои действия перед широкой публикой или перед обществом в целом. Она в частности морально обязана не причинять вреда тем, на кого её действия оказывают влияние. Такого рода обязанности можно разделить на три группы.
К первой следует отнести обязанность не наносить ущерб среде, в которой она пребывает вместе со своими соседями. Она обязана не загрязнять атмосферу и водные бассейны сверх общественно допустимых норм, она обязана также не допускать шума, превышающего установленные пределы. Она должна избавляться от токсичных и коррозионных отходов таким образом, чтобы не причинять вред людям. Если её производственная деятельность разрушает окружающую среду, она обязана её восстановить и рекультивировать до общественно приемлемого уровня.
Вторая группа обязанностей перед широкой публикой касается безопасных условий обитания для тех, кто проживает на территории, которая подвергается воздействию производственной деятельности корпорации. Компания не вправе подвергать опасности здоровье людей, проживающих вблизи её предприятий, вследствие возможных взрывов и радиации. Некоторые работы связаны с большим риском, и труд людей, сознательно идущих на такой риск, следует оплачивать соответственно. Но завод не имеет право подвергать риску своих соседей, даже отдалённых, без их согласия. Равным образом корпорация несёт ответственность перед широкой публикой за безопасность своей продукции.
К третьей группе обязанностей корпорации перед населением относятся размещение, открытие и закрытие заводов, особенно в небольших населённых пунктах и в городах с однопрофильным производством. Такого рода действия сказываются не только на корпорации и её рабочих, но также и на населённых пунктах, где расположены её заводы. Открытие завода или его закрытие может оказать положительное или отрицательное влияние на населённый пункт. В таких случаях корпорация должна взвесить с моральных позиций последствия своих действий для местного населения. Это не значит, что с точки зрения морали никогда нельзя закрывать или строить заводы. Как при введении в строй, так и при закрытии завода корпорация должна свести к минимуму связанный с этим ущерб для населения, а для достижения этой цели ей необходимо рассмотреть ряд возможных программ.
Открытие завода может быть связано с крупными обязательствами со стороны властей населённого пункта, где завод размещается. Например, может возникнуть необходимость в расширении канализационной системы, в увеличении персонала пожарной охраны и полиции, в расширении сферы социального обслуживания населения. Строительные фирмы должны построить жилые дома для возрастающего населения в результате возникновения дополнительных рабочих мест в связи с открытием завода. Возникают новые предприятия сферы услуг. Могут строиться школы для детей рабочих. Город (округ) начинает рассчитывать на возросшую налоговую базу, которую создаст завод. Корпорация не всегда обращается к местной власти с просьбой осуществлять перечисленные меры, но она, во всяком случае, ожидает, что её рабочие в ответ на увеличение рыночного спроса на жильё и услуги будут ими обеспечены.
Можно, следовательно, сказать, что местная власть оказывает косвенную помощь заводу. А поэтому и корпорация, когда она рассматривает вопрос о закрытии завода, не должна игнорировать вклад местной общины в развитие его производства. У корпорации может и не быть юридической обязанности считаться с населённым пунктом, с которым она была связана; но морально на ней лежит долг считаться с последствиями своих действий и свести к минимуму ущерб, который закрытие предприятия нанесёт местному населению.
Если задаться вопросом, а кто, собственно, должен отвечать за всё это, то ответ будет – корпорация. Главную роль здесь должно играть управление корпорации. Тем не менее, и члены совета директоров, и рабочие должны иногда почувствовать, что на них лежит нравственная обязанность предпринять определённые меры, чтобы обеспечить соблюдение ответственности корпорации перед населением.
Поскольку корпорация несёт ответственность перед большим количеством различных субъектов или «стейкхолдеров», было бы неточно утверждать, что она обязана соблюдать лояльность только по отношению к владельцам или акционерам фирмы. С моральной точки зрения отнюдь не следует, что интересы держателей акций всегда стоят выше других интересов. Например, моральная обязанность фирмы обеспечивать безопасные условия труда рабочих, охрану окружающей среды и интересы потребителей в действительности выше её обязанности увеличивать прибыль.
Фирма, которая стремится функционировать морально, станет создавать структуры, поощряющие и облегчающие этическое поведение всего своего персонала. Она создаст каналы и процедуры для обеспечения отчётности снизу верх, сверху вниз и по горизонтали. Она организует пункты приёма информации, куда работники фирмы, потребители, акционеры и представители широкой публики смогут обращаться и ставить фирму в известность о своих опасениях, требованиях и представлениях о законных обязанностях фирмы. Наконец, она разработает соответствующие механизмы, способные предвосхищать и разрешать возникающие моральные проблемы; это могут быть: аппарат специальных должностных лиц по рассмотрению жалоб, этические «горячие линии», отдел по вопросам этики, комитет по этике или иные органы для достижения указанных целей.
6. Нравственность и социальный контроль
В ходе изучения моральной ответственности корпораций мы отмечали обязанность не причинять вред. Если загрязнение окружающей среды причиняет вред здоровью людей, корпорация морально обязана не допускать загрязнения среды их обитания. Эта обязанность существует независимо от того, требует ли общество её выполнения или нет. Но эта обязанность может быть выражена в форме общественного требования либо посредствам законодательства, либо путём разного рода общественного давления. Сама по себе мораль может и не уточнять, каким образом компании следует контролировать и предотвращать нанесение ею вреда, тогда как общество вправе в таких случаях выражать своё мнение вполне определённо. Общество может предъявлять также большие требования, нежели нравственность. Отсюда следует, что нравственный долг корпорации можно и нужно отличать от того, что получило название её «социальной ответственности», хотя они часто перекрывают друг друга.
В известном смысле социально ответственной корпорацией считается такая, которая соблюдает требования закона и тем самым выполняет свои юридические обязательства. В этом она сходна с социально ответственным индивидуумом, поступающим таким же образом. Но иногда социально ответственным индивидуумом считается не только тот, кто просто соблюдает законы, но и тот, кто принимает активное участие в общественных делах, в социальных реформах, в политической жизни общества и в деятельности различных местных организаций; поэтому кое-кто стал употреблять выражение «социальная ответственность корпораций» в аналогичном смысле. Следовательно, понятие «социальная ответственность» допускает двоякое толкование. Иногда оно шире собственно юридических обязательств корпорации и распространяется на её ответственность за выполнение социальных обязанностей. Иногда под ним подразумевают, собственно, такие обязанности, какие возлагает на корпорацию общество. Часто оно толкуется как забота корпорации об обществе или как учёт корпорацией влияния её деятельности на общество, независимо от того, отвечает ли такая забота требованиям общества.
Человеческие существа – это многогранные личности, тогда как корпорации создаются для решения ограниченных задач, и их организационная структура преследует определённые цели. Хотя индивидуумы и корпорации морально обязаны не причинять вреда, количество благ, которые они способны производить, колеблется. В частности вовсе само собой не разумеется, что действительной задачей каждой корпорации, кроме её производственной деятельности, является повышение всеобщего благосостояния. Это верно лишь в том случае, если понимать под таким повышением благосостояния то, что корпорация вместо решения своих собственных задач или в дополнение к ним должна непосредственно заниматься изменением общества, изменением распределения богатства внутри общества. Существует, однако, различие между утверждением, что на корпорации не лежит моральная обязанность заниматься добрыми делами и общественной благотворительностью, т.е. тем, что входит в обязанности индивидуумов и правительства, - и утверждением, что корпорация не несёт никакой моральной ответственности перед обществом за то, что и как она производит или как она обращается со своими рабочими, своими клиентами и теми, на кого оказывают влияние её действия.
Моральные требования проистекают из нравственного закона. Примеры тому – обязанности не красть, не мошенничать, не лгать. Мы, кроме того, должны относиться к людям, как к самоценным существам и не причинять им вреда, а когда мы занимаем руководящие посты в корпорации, то должны следить за соблюдением безопасных условий труда. Подобные моральные обязанности сохраняются независимо от того, предписаны они законом или нет, воплощены они в общественном мандате или нет. Когда фирмы не обеспечивают надёжной охраны труда, такой общественный мандат иногда принимает форму газетных кампаний, протестов на заседаниях совета директоров, призывов к принятию соответствующих законов и т.п. Если фирмы реагируют на такие публичные требования, можно считать, что они реагируют на социальные требования, которые представляют собой также и нравственные требования. Когда законодательные органы принимают законы, устанавливающие определенные правила техники безопасности, тогда социальные требования означают уже юридические требования и корпорации обязаны их соблюдать. Можно усматривать различие между моральными, социальными (но не юридическими) требованиями и требованиями юридическими, которые, конечно, являются также и социальными. Некоторые социальные требования могут быть не моральными, не юридическими, а другие социальные требования могут быть моральными, но не юридическими. В свою очередь некоторые требования могут быть и теми, и другими. К тому же некоторые социальные требования могут быть выражены в форме социальной ответственности, но это могут требования или декларации интересов лишь небольшой прослойки общества.
Нравственные обязанности иногда вполне правомерно изображаются как социальные обязанности, поскольку их может и должно предъявлять нравственное общество. Выполнение таких моральных требований, как обязанность не причинять вреда (например, загрязнение окружающей среды), общество может добиваться самыми разными методами. То, чего в данном случае общество требует от фирм, - это действительно социальные требования. Они нравственно обоснованны как потому, что реализуют моральные требования, так и потому, что общество вправе предъявлять конкретные требования корпорациям в качестве условия допущения их деятельности, разумеется, в том случае, когда выполнение таких требований служит всеобщему благу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6