Рефераты. Этическая мысль ХХ века

Этическая мысль ХХ века













Реферат

На тему:

«Этическая мысль XX века»


План


1. Этика XX в. Марксистская этическая теория

2. Этическая мысль XX в. Альберт Швейцер

3. Русская этическая мысль XIX - XX вв. Этические взгляды Ф.М. Достоевского

4. Русская этическая мысль XIX - XX вв. Л. Н. Толстой

5. Русская этическая мысль XIX - XX вв. Революционные демократы

6. Развитие этической мысли Нового и Новейшего времени

7. Развитие этической мысли Нового и Новейшего времени. Религиозные этические учения

1. Этика XX века. Марксистская этическая теория

 

Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895) не создали специальной этической теории. Марксистская философия определила новый подход к этическим проблемам - социально-исторический.

В капиталистическом обществе господствовали товарно-денежные отношения, имущественная зависимость, эксплуатация и пр. Эти явления оказали влияние на все сферы жизни общества. В обществе (буржуазном) нарастают индивидуализм и моральное отчуждение человека. Основной ценностью становится богатство. Ценность человека в буржуазном обществе определяют услуги, которые он может оказать.

Со временем индивидуализм абсолютизируется, становится антигуманным и препятствует развитию личности. Духовный мир другого человека воспринимается как враждебный. Маркс утверждал, что выходом из этого положения для человека индустриальной цивилизации стали:

• отчуждение от действующих в обществе моральных норм и ценностей;

• раздвоение моральной личности человека на "неподлинную" и "подлинную" (в личной жизни, вне социальной роли человека);

• отчуждение личности от духовного мира других людей.

По мнению Маркса и Энгельса, мораль социально обусловлена и основана на экономических отношениях в обществе. Основной элемент морали - исторически развивающийся социальный идеал. Пролетариат, будучи самым прогрессивным классом буржуазного общества, должен считать своей целью ликвидацию несправедливого строя, Маркс и Энгельс утверждали, что пролетарская мораль:

• исторически прогрессивна;

• основана на "материальной практике";

• носит общечеловеческий характер;

• освобождена от религиозных догм.

Основоположники марксизма развили принцип историзма Гегеля, разработали социально-исторический подход к морали:

• нравственность определена образом жизни человека;

• образ жизни определен господствующим в обществе способом производства (не только в материальной сфере, но и всей общественной жизни).

Советская этическая теория переосмыслила установки марксизма, дополнила их новыми идеями. Марксистско-ленинская идеология СССР включала в себя учение о морали.

Цель учения - построение коммунистического общества. В коммунистическом обществе предполагались:

• распределение благ по потребностям членов общества;

• свободное развитие каждого человека как условие свободного развития всех людей;

• высокая сознательность людей, преодоление эгоистических стремлений.

Основные положения марксистско-ленининской этики. Идеалы коммунистического общества, по мнению идеологов, достигаются только революционным путем. Революция предполагает насилие в отношении инакомыслящих. Пролитие крови не исключается. Насилие пытались оправдать тем, что революция совершается в интересах трудящегося большинства.

Пролетарская партия возглавляет революцию, является организатором нового общества.

В. Ленин утверждал, что единственным критерием моральности является верность задачам пролетарской борьбы и партии.

Идеологи марксизма провозгласили:

• приоритет интересов класса над интересами индивида;

• подчинение человека коллективу (трудовому, партийному);

- личная, семейная жизнь человека подконтрольны коллективу и партии. Безнравственными считались:

• стремление к материальному благополучию;

• бытовые блага, комфорт,

• следование моде и т. д.

В социалистическом обществе формально была провозглашена свобода совести. Однако единственно верной считалась безрелигиозная мораль. Верующие часто подвергались преследованию.

Важным принципом марксистско-ленинской этики является интернационализм: братство угнетаемых классов разных стран, помощь в освободительной борьбе пролетариата других стран.

Обязательной чертой морального человека социалистического обществ;

являются оптимизм, вера в светлое будущее, победу коммунизма и пр. Моральная рефлексия, пессимизм, сомнения отвергались как буржуазные, разлагающие.

Практическая мораль в сфере политики базировалась на принципах выработанных Макиавелли. Основной целью (победой коммунизма)

оправдывались жестокость, репрессии, преследование инакомыслящих и др.

Социалистическая мораль в идеале означала:

• гуманизацию всех сфер жизни общества и человека;

• духовный рост индивида;

• личную ответственность каждого человека за жизнь общества;

• рост солидарности членов общества, общение, основанное на духовных интересах людей;

• уважение к труду;

• заботу общества о детях, престарелых, больных и т. д.

Предполагалось, что в коммунистическом обществе нравственная регуляция заменит правовую, то есть люди достигнут высокого уровня развития нравственного сознания.

По сравнению с кризисной капиталистической моралью идеалы коммунистической морали отличались прогрессивностью и гуманностью. Социалистическая мораль не была реализована в полной мере.


2. Этическая мысль XX в. Альберт Швейцер

Альберт Швейцер (1875 - 1965) изложил свое этическое учение в трудах "Культура и этика", "Философия религии И. Канта" и др. Швейцер выделял в жизни человека два периода:

эгоистический период самоутверждения - посвящен удовлетворению частных стремлений;

моральный, христианский - период самоотречения, служения людям.

Чем больше внимания человек уделял себе в первой половине жизни, тем лучше он развил свои способности и тем более полезен будет людям во второй части жизни.

Этот вывод Швейцер сделал на основе своего жизненного опыта: в возрасте 30 лет он пожертвовал благополучной жизнью и успешной карьерой ради миссионерской деятельности в Африке. Он построил схему принятия морального решения (перехода ко второму периоду жизни):

• общая ценностная ориентация, определение мотивов;

• конкретное намерение, оценка противостоящих сил, выбор средств достижения;

• принятие решения.

По мнению Швейцера, недопустимыми и безнравственными являются вмешательство во внутренний мир человека, навязывание своих мнений и оценок. Человек должен совершать только те поступки, за которые может нести полную ответственность.

Руководством к действию является чувство вины за благополучную эгоистическую жизнь. Швейцер утверждал, что жители богатых развитых государств несут ответственность за страдания народов третьего мира. Самой яркой чертой личности Швейцера было подвижничество - непосредственное служение людям. Признаки подвижничества:

• помощь в любых условиях и жизненных обстоятельствах;

• подвижник должен находиться в тех же условиях, что и те, кому помогает, терпеть ту же нужду;

• деятельная помощь (она предпочтительнее слов сочувствия);

• совершение очевидно гуманных действий;

• чистота мотивов помощи (ее не навязывают).

Человек не должен использовать несчастье других для самоутверждения, любования собой.

Бескорыстное служение людям является гарантией честности.

Швейцер утверждал, что европейская культура находится в глубоком кризисе. Его признаки: господство материального над духовным, подчинение индивида целям общества.

Главной причиной кризиса культуры является кризис мировоззрения который выразился в:

• пессимистическом мышлении;

• утрате связи с этическими идеалами;

• стремлении к внешним успехам и благосостоянию;

• неглубоком обосновании этического идеала.

Швейцер считал необходимым восстановить связь оптимистического мировоззрения европейских людей с этикой, обосновать зависимость мировоззрения от этики.

Швейцер писал: "...миро" и жизнеутверждение соотнесено с этикой это является мировоззрением культуры". " Альберт Благоговение перед жизнью" идея, содержащая вместе миро- и жизнеутверждение и этику.

Мировоззрение этического миро-, и жизнеутверждения и его идеалы культуры обоснованы в мышлении. Человек, думающий о себе и своем месте в мире, утверждает себя как волю к жизни среди других.

В основе самоидентификации лежит существование (а не мысль). Существование выражено в воле к жизни, утверждается как удовольствие или страдание, является действительным предметом мысли человека.

Воля к жизни выявляет отношение человека к себе и окружающему миру, приводит человека в деятельное состояние.

Отношение человека к воле к жизни может быть:

* негативным, противоестественным, необоснованным в логическом мышлении (может вылиться в самоубийство);

* позитивным, естественным (благоговение перед жизнью). У личности мыслящей, этической:

* воля к жизни положительная;

* деятельность направляется благоговением перед жизнью;

* утверждение воли к жизни является нравственной задачей.

Основным принципом нравственного, по мнению Швейцера, является "...побуждение высказывать равное благоговение перед жизнью как по отношению к своей воле к жизни, так и по отношению к любой другой".

Добром является все, что способствует сохранению и развитию жизни. Зло - все, что уничтожает жизнь или препятствует ее развитию.

Швейцер считал, что этика родилась из мистики (приобщения к вечному, неземному путем магического акта или умозрения). Она возможна не как знание, а как действие и индивидуальный выбор, который соединяет индивида с другими живыми существами. Практическая этика совпадает с основным принципом нравственного (благоговением перед жизнью) и предписывает только одно правило - благоговейное отношение к жизни во всех ее формах и в любых обстоятельствах.

"Благоговение" выражается в стремлении сохранять любую жизнь, делать максимально возможное добро. "Мир представляет собой... драму раздвоения воли к жизни, так как одно существо утверждается (или существует) за счет другого".

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.